г. Вологда |
|
08 февраля 2018 г. |
Дело N А52-2996/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от заявителя Посохина Д.С. по доверенности от 01.01.2018, от ответчика Рарог О.И. по доверенности от 01.03.2017 N 04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике на решение Арбитражного суда Псковской области от 01 ноября 2017 года по делу N А52-2996/2017 (судья Леднева О.А.),
установил:
Псковский региональный союз организаций профсоюзов "Псковский областной совет профессиональных союзов" (ОГРН 1026000002082, ИНН 6027009347; место нахождения: 180000, город Псков, улица Советская, дом 15; далее - СОП ПСКОВСКИЙ ОБЛСОВПРОФ, союз) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Государственному комитету Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике (ОГРН 1096027012542, ИНН 6027122335; место нахождения: 180001, город Псков, улица Некрасова, дом 23; далее - комитет) о признании незаконным отказа от 03.07.2017 в исключении объекта недвижимого имущества из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 26.12.2016 N 1317 (далее - Перечень), и о возложении на ответчика обязанности исключить объект недвижимого имущества из Перечня.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 01 ноября 2017 года по делу N А52-2996/2017 заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ комитета от 03.07.2017 в исключении из Перечня объекта недвижимого имущества под N 87 с кадастровым номером 60:27:0010323:63, расположенного по адресу: город Псков, улица Советская, дома (владение) 15, 15а; на ответчика возложена обязанность исключить указанный объект недвижимого имущества из Перечня в срок до 01.12.2017. Кроме того, с комитета в пользу союза взыскано 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции.
Комитет с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неподведомственность спора арбитражному суду. Кроме того, считает также, что избранный судом первой инстанции способ устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя не соответствует требованиям законодательства. Отмечает также, что действия комитета по включению спорного имущества в Перечень соответствовали требованиям пункта 3 Правил формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 07.11.2016 N 1097 (далее - Правила формирования).
Союз в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на запрос комитета от 28.01.2016 в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области" комитетом направлен запрос N ЭК-01-0132 о предоставлении сведений об объектах недвижимого имущества (нежилых зданий, строений, сооружений) площадью более 2000 кв. м и объектах недвижимого имущества (нежилых помещений) площадью более 1000 кв. м для формирования на 2017 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, указанным учреждением с сопроводительным письмом от 08.02.2016 N 0402 (том 1, листы 73-74) направлен список объектов содержащий в себе в том числе информацию в отношении нежилого административного здания площадью 3152,5 кв. м, расположенного по адресу: город Псков, улица Советская, дома 15, 15а, кадастровый номер 60:27:0010323:63.
Приказом комитета от 26.12.2016 N 1317 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, в который за N 87 включен объект с кадастровым номером 60:27:0010323:63, расположенный по адресу: город Псков, улица Советская, дома (владение) 15, 15а.
Вместе с тем 30.05.2017 СОП ПСКОВСКИЙ ОБЛСОВПРОФ обратился в комитет с заявлением N 636 (том 1, листы 12) об исключении из Перечня вышеуказанного объекта недвижимости, в связи с тем что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.05.2017 (том 1, листы 13-17) по указанному выше адресу расположен иной объект, а именно комплекс строений с кадастровым номером 60:27:0010323:199.
Поскольку письмом от 03.07.2017 N 2236 (том 1, листы 9-10) комитет отказал в удовлетворении данного заявления, союз обратился в Арбитражный суд Псковской области с указанным выше заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Из части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Довод подателя жалобы о неподведомственности спора арбитражному суду был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку спор о признании незаконным решения государственного органа об отказе внести изменения в Перечень относится к числу споров, рассматриваемых в порядке главы 24 АПК РФ, на что указано и в определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2017 N 309-КГ17-9936.
В силу пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Согласно частями 1, 2 статьи 375 названного Кодекса налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 указанного Кодекса предусмотрено, что в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
На основании пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном интернет-сайте или на официальном интернет-сайте субъекта Российской Федерации.
На территории Псковской области таким уполномоченным органом в силу постановления администрации Псковской области от 21.05.2014 N 213 является комитет.
Как отмечалось ранее, на территории Псковской области приказом комитета от 07.11.2016 N 1097 утверждены Правила формирования.
Пунктом 8 названных Правил предусмотрено, что уполномоченный орган исключает объект недвижимого имущества из Перечня, определенного на налоговый период, в случае выявления ошибки или технической ошибки на основании представленных собственником объекта кадастрового паспорта и (или) документов технического учета (инвентаризации), и иных документов по объекту недвижимого имущества, а также на основании акта обследования по определению фактического использования объекта для целей налогообложения, в том числе повторного (в случае выявления ошибки или технической ошибки при проведении первичного обследования).
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, положения статьи 378.2 НК РФ и пункта 8 Правил формирования предусматривают, что перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждается ежегодно и предполагает возможность исключения из перечня ранее внесенных объектов в случае выявления ошибки или технической ошибки при формировании названного Перечня.
В данном случае, как отмечалось ранее в постановлении, основанием для включения объекта в Перечень послужили предоставленные филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области" сведения (том 1, листы 73-74), а также полученные от органа кадастрового учета документы: кадастровый паспорт от 21.12.2016 N 60/401/16-224585 (том 1, листы 105-112), технический паспорт (том 1, листы 113-118), и сведения официального ресурса Росреестра - публичной карты (адрес в интернете: http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/).
Вместе с тем, как усматривается в материалах дела на основании свидетельства о государственной регистрации права от 29.10.2001 N 60-АЕ 060913 (том 1, листы 102) заявитель является собственником комплекса строений, расположенных по адресу: город Псков, улица Советская, дома 15, 15а, назначение - нежилое, площадь - 5077 кв. м, состоящего из административного здания, учебно-методического центра, здания гаража (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.12.2016; том 1, листы 103-104); данный факт сторонами не оспаривается.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.10.2001 N 60-АЕ 060913 названному объекту присвоен кадастровый номер 60:27:010323:22:3891, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.12.2016 - 60:27:0010323:63.
В период создания объединенной системы кадастрового учета объектов недвижимости в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.07. 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в процессе передачи архивов Федеральной кадастровой палате бюро технических инвентаризаций и функций по осуществлению кадастрового учета была допущена техническая ошибка, что комитетом также фактически не отрицается.
Вместе с тем согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23.03.2017 (том 1, листы 134-148) на кадастровый учет с присвоением 18.11.2011 кадастровых номеров поставлен не комплекс строений, принадлежащий заявителю на праве собственности, а отдельные объекты недвижимого имущества, в частности здание административное, с кадастровым номером 60:27:0010323:63 (том 1, листы 142-148), учебно-методический центр с кадастровым номером 60:27:0010323:64 (том 1, листы 134-141), и гараж с кадастровым номером 60:27:0010323:65.
Из письма директора филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области" от 17.10.2017 N 5982 следует, что на основании решений об исправлении технических ошибок от 12.05.2017 объекты недвижимости с кадастровыми номерами 60:27:0010323:63, 60:27:0010323:64, 60:27:0010323:65 получили статус "архивный" в связи с тем, что вышеуказанные объекты входят в состав комплекса строений, поставленного на кадастровый учет 12.05.2017 с присвоением кадастрового номера 60:27:0010323:199 на основании технического паспорта от 26.07.1950 (с изменениями 26.04.2001), свидетельства о государственной регистрации права от 29.10.2001 N 60-АЕ 060913.
Апелляционная инстанция поддерживает вывод суда о том, что, поскольку при постановке на кадастровый учет имела место техническая ошибка, которая повлекла ошибочное включение в Перечень как самостоятельного объекта кадастрового учета административного здания с кадастровым номером 60:27:0010323:63, расположенного по адресу: город Псков, улица Советская, дома (владение) 15, 15а, отказ комитета в исключении данного объекта из Перечня является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод комитета о том, что на дату вынесения приказа от 26.12.2016 N 1317, утвердившего Перечень, он руководствовался предоставленными ему сведениями, в связи с этим его действия по включению спорного объекта были правомерными, при рассмотрении настоящего спора не имеет правового значения, поскольку факт технической ошибки является установленным, что, в свою очередь, с учетом пункта 8 Правил требует ее исправления и, соответственно, восстановления нарушенных прав союза.
Кроме того, следует отметить, что в предъявленной представителем ответчика в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции копии акта обследования вида фактического использования объекта недвижимости - комплекса строений с кадастровым номером 60:27:0010323:199, расположенного по адресу: город Псков, улица Советская, дом 15, 15а, от 20.12.2017 усматривается, что рассматриваемый объект не предназначен для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания в соответствии с подпунктом 2 пункта 3, подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, что также подтверждает вывод о необходимости исключения спорного объекта из Перечня, утвержденного на 2017 год.
По правилам, предусмотренным пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, суд, признавая незаконным решение органа, осуществляющего публичные полномочия, в решении должен указать также на обязанность такого органа совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
При этом способ устранения допущенных прав и законных интересов заявителя определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела и норм действующего законодательства, предусматривающих соответствующие обязанности органов, осуществляющих публичные полномочия.
Во исполнение требований пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции, удовлетворяя требования СОП ПСКОВСКИЙ ОБЛСОВПРОФ, обоснованно в целях восстановления прав заявителя возложил на комитет обязанность в порядке, предусмотренном пунктом 8 Правил, исключить из Перечня указанный объект недвижимого имущества.
Выводы суда, изложенные в решении от 01.11.2017, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 01 ноября 2017 года по делу N А52-2996/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.