г. Самара |
|
09 февраля 2018 г. |
Дело N А65-26297/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 февраля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А, Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вашкевичем В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05.02.2018 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЗССервис" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.11.2017 по делу N А65-26297/2017 (судья Бадретдинова А.Р.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экспорт-Ойл" (ОГРН 1151650017848, ИНН 1650317945), г.Набережные Челны, к обществу с ограниченной ответственностью "АЗССервис" (ОГРН 1141109000471, ИНН 1113009422), Республика Коми, с.Корткерос, с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Регион А" (ОГРН 1131690082479, ИНН 1655281467), г.Казань, о взыскании,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экспорт-Ойл" (далее - ООО "Экспорт-Ойл") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АЗССервис" (далее - ООО "АЗССервис") о взыскании долга в размере 868872 руб. и пени в размере 158134 руб. 70 коп. за период с 30.01.2017 по 31.07.2017.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "Регион А" (далее - ООО "Регион А").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.11.2017 по делу N А65-26297/2017 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ООО "АЗССервис" просило отменить указанное судебное решение, считая, что оно является незаконным и необоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между ООО "Регион А" (поставщик) и ООО "АЗССервис" (покупатель) заключен договор поставки нефтепродуктов от 27.05.2016 N 281, по условиям договора поставщик обязался поставлять нефтепродукты, продукты нефтехимии и/или химии, а в случаях, указанных в договоре и приложениях к нему, также организовывать от своего имени за вознаграждение, по поручению и за счет покупателя транспортировку поставляемой продукции; покупатель, в свою очередь, обязался принимать и оплачивать продукцию, а также возмещать расходы поставщика, связанные с организацией транспортировки продукции, в соответствии с условиями данного договора и приложений к нему.
Согласно пункту 1.2 договора наименование, количество, срок и условия поставки, условия оплаты и цена каждой партии продукции, подлежащей поставке, согласовываются сторонами в спецификации на конкретную партию продукции, являющейся неотъемлемой частью договора.
Пунктом 5.1 договора установлено, что цена поставляемой продукции определяется для каждой партии продукции отдельно и отражается в соответствующей спецификации к договору. Цена продукции включает в себя действующую ставку налога на добавленную стоимость.
Оплата продукции производится в порядке, установленном в соответствующей спецификации к договору (пункт 6.1 договора).
В рамках договора стороны согласовали спецификацию от 27.01.2017 N 15, по условиям которой поставщик обязался поставить, а покупатель - принять и оплатить продукцию общей стоимостью 1025000 руб. В спецификации стороны установили срок оплаты продукции - по факту ее получения.
Согласно пункту 1 статьи 516 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
По товарно-транспортной накладной от 27.01.2017 N 16 ООО "Регион А" поставило в ООО "АЗССервис" продукцию (бензин Р-92) на сумму 868872 руб.
ООО "АЗССервис" письмом от 14.02.2017 подтвердило поставку указанной продукции на сумму 868872 руб. и гарантировало ее оплату до 28.02.2017 (л.д. 36).
Однако указанная продукция не была оплачена.
Между ООО "Регион А" (цедент) и ООО "Экспорт-Ойл" (цессионарий) заключен договор уступки права требования от 11.09.2017N 24, по условиям которого цедент уступил цессионарию право требования к ООО "АЗССервис" в сумме 868872 руб., возникшее из договора от 27.05.2016 N 281, а также соответствующие санкции.
Полученные претензии об оплате долга ООО "АЗССервис" оставило без удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
Пунктом 2 статьи 513 ГК РФ предусмотрено, что принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
В пункте 3 статьи 513 ГК РФ указано, что в случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что они возникли до перехода риска случайной порчи на покупателя или по причинам, возникшим до этого момента.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно Номенклатуре продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, введенной в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.07.2002 N 6, бензины автомобильные должны соответствовать в системе обязательной сертификации ГОСТу Р 51 105-97 (часть 1 раздел 02. Нефть, нефтепродукты, газ).
Приказом Министерства энергетики РФ от 19.06.2003 N 231 утверждена Инструкция по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения (далее - Инструкция), в которой установлены единые требования к организации и проведению работ по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов при приеме, хранении, транспортировке и отпуске в организациях нефтепродуктообеспечения.
Данное положение является специальным для поставок нефти и нефтепродуктов и обеспечивает контроль качества нефти и нефтепродуктов на различных стадиях производства и транспортировки, а также является дополнительной гарантией поставки качественного товара.
Требования Инструкции обязательны для применения организациями нефтепродуктообеспечения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими технологические операции с нефтепродуктами по их приему, хранению, транспортированию и отпуску (пункт 1.3).
Пунктом 3.2 Инструкции предусмотрено, что нефтепродукт, поступающий в организацию нефтепродуктообеспечения или отпускаемый организацией нефтепродуктообеспечения, сопровождается паспортом качества на партию согласно образцу (приложение N 1 к Инструкции).
В Инструкции указано, что паспортом качества признается документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества нефтепродукта, полученных в результате лабораторных испытаний.
Из пунктов 3.6, 3.10, 3.15 указанной Инструкции следует, что обязанность по проведению приемо-сдаточного анализа отпускаемого в обращение нефтепродукта и выдаче паспорта возложена на организацию нефтепродуктообеспечения.
Пунктом 6.24 Инструкции запрещается принимать нефтепродукты в резервуары АЗС, в частности, при несоответствии качества принимаемого нефтепродукта (по данным паспорта поставщика) требованиям нормативного документа; неправильном оформлении товарно-транспортной накладной; отсутствии паспорта качества или информации о сертификации нефтепродукта, подлежащего обязательной сертификации.
Как усматривается из товарно-транспортной накладной от 27.01.2017 N 16, топливо принято оператором АЗС-1 без каких-либо замечаний и слито с автоцистерны в резервуар АЗС; записи оператора об отсутствии паспорта качества в товарно-транспортной накладной не имеется.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции признал безосновательным довод ООО "АЗССервис" о том, что прибывшая автоцистерна не имела документов на бензин, который в ней находился.
Согласно пункту 3.11 Инструкции отбор проб нефтепродуктов оформляют актом. Акт отбора проб нефтепродуктов составляют в двух экземплярах, в котором указывают сведения о наименовании и поставщике нефтепродукта, месте отбора пробы, количестве отобранной пробы, виде анализа или перечне показателей, которые необходимо определить в данной пробе. В акте указывают, какой печатью опечатана проба и наименование лаборатории, куда проба направляется на анализ.
ООО "АЗССервис" представило акт отбора проб нефтепродуктов от 29.01.2017 и протокол испытаний от 03.02.2017 N 79.
Между тем акт отбора проб нефтепродуктов от 29.01.2017 N 1 составлен с нарушением Инструкции.
Согласно пункту 3.6 Инструкции приемо-сдаточный анализ нефтепродукта проводят до слива нефтепродукта из транспортных средств. Отбор проб нефтепродуктов оформляют актом (приложение 3), который предусматривает, в какую емкость взята проба и состояние данной емкости на момент взятия пробы.
В соответствии с пунктом 6.2 Инструкции по прибытии транспортных средств с нефтепродуктами отбираются точечные пробы и составляется объединенная проба (в соответствии с установленными требованиями) для проведения приемо-сдаточного анализа; регистрируется отобранная объединенная проба нефтепродукта в журнале регистрации проб и проводится приемо-сдаточный анализ; сравниваются данные приемо-сдаточного анализа с данными паспорта качества поставщика и дается разрешение на слив нефтепродукта.
При этом пунктом 6.4 Инструкции установлено, что при приеме нефтепродуктов объединенную пробу для проведения приемо-сдаточного анализа отбирают и разделяют ее на три части. Две части оформляют как арбитражные пробы, а третью - как контрольную - проверяют с использованием экспресс-методов. Если на предприятии отсутствует комплект экспресс-методов, то в пробе проверяют наличие воды и механических примесей (визуально). При положительных результатах анализа и отсутствии других замечаний разрешают слив нефтепродукта. После двух часов отстоя продукта из резервуара, в который слит нефтепродукт, отбирают пробу и направляют на анализ (в объеме контрольного) в прикрепленную лабораторию.
Как усматривается из содержания протокола испытаний от 03.02.2017 N 79 (л.д. 66), исследование качества поставленного топлива проводилось на основании пробы топлива, отобранной из резервуара N 2 по акту от 29.01.2017 N 1/1.
Однако имеющийся в материалах дела акт отбора проб нефтепродуктов от 29.01.2017 N 1 (л.д. 65) составлен ООО "АЗССервис" после слива топлива из автоцистерны, а не в момент его принятия (проба отобрана ООО "АЗССервис" из резервуара N 2, а не из автоцистерны, на которой было доставлено топливо).
Проба отобрана без участия представителя ООО "Регион А" и перевозчика (водителя-экспедитора автопоезда).
Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела не представлено доказательств того, что в резервуаре N 2 находилось топливо, поставленное ООО "Регион А".
Согласно пункту 2.8.9 договора поставки для предотвращения смешивания нефтепродуктов разных видов в пункте назначения, в том числе с водой и иными веществами, покупатель обязан обеспечить, чтобы грузополучатель перед сливом продукции в резервуар подготовил и подписал с представителем перевозчика акт о правильности подключения шлангов к резервуарам грузополучателя продукции в соответствии с маркировкой вида нефтепродуктов и веществ, указанного на резервуарах. При отсутствии данного акта претензии покупателя о ненадлежащем качестве поставленной продукции не подлежат удовлетворению поставщиком.
Однако такой акт, составленный с участием представителя перевозчика (водителя автопоезда), ООО "АЗССервис" не представило.
Таким образом, при отборе проб ООО "АЗССервис" нарушило вышеуказанные требования Инструкции (пробы отбирались до начала слива, отсутствует журнал проб, точечные пробы до слива не отбирались, объединенная проба не составлялась, арбитражная проба отсутствует, не указано в какие емкости производился отбор).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки ООО "АЗССервис" на акт отбора пробы и составленный на его основе протокол испытаний от 03.02.2017 N 79 как на доказательства поставки некачественной продукции.
Оспаривая количество поставленного товара, ООО "АЗССервис" указывает, что после слива нефтепродукта была выявлена недостача 584 кг, о чем составлен акт от 29.01.2017 N 1 о недостаче товара.
Согласно пункту 3.3 договора поставки при приемке продукции по качеству и количеству стороны должны руководствоваться вышеуказанной Инструкцией, Инструкциями о порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству, утвержденными соответственно Постановлениями Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6 и от 25.04.1966 N П-7, в части, не противоречащей договору и действующему законодательству.
В пункте 16 Инструкции N П-6 указано, что если при приемке продукции будет обнаружена недостача, то получатель обязан приостановить дальнейшую приемку, обеспечить сохранность продукции, а также принять меры к предотвращению ее смешения с другой однородной продукцией. Одновременно с приостановлением приемки получатель обязан вызвать для участия в продолжение приемки продукции и составления двухстороннего акта представителя одногороднего отправителя, а если продукция получена в оригинальной упаковке либо в нарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем, - представителя одногороднего изготовителя.
Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) вызывается в случаях, предусмотренных в основных и особых условиях поставки, иных обязательных правилах или в договоре (пункт 17 Инструкции N П-6).
Согласно пункту 17 "а" Инструкции N П-6 уведомление о вызове представителя отправителя (изготовителя) должно быть направлено (передано) ему по телеграфу (телефону) не позднее 24 час., а в отношении скоропортящейся продукции немедленно после обнаружения недостачи, если иные сроки не установлены основными и особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.
В соответствии с пунктом 18 Инструкции N П-6 при неявке представителя отправителя (изготовителя) по вызову получателя, а также в случаях, когда вызов представителя иногороднего отправителя (изготовителя) не является обязательным, приемка продукции по количеству и составление акта о недостаче может производиться с участием представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем или заместителем руководителя предприятия.
Пунктом 3.4 договора поставки предусмотрено, что при обнаружении несоответствия качества и/или количества продукции сопроводительным документам во время приемки продукции, а также при получении продукции в автоцистерне/вагонах-цистернах с повреждениями пломбы и/или иными повреждениями на автоцистерне/вагонах-цистернах вызов представителей поставщика и грузоотправителя обязателен телеграммой в течение 24 часов с момента обнаружения. Покупатель обязуется обеспечить сохранность продукции до прибытия представителя Поставщика.
В пункте 3.5 договора поставки указано, что случае неисполнения обязанности по вызову представителя поставщика и грузоотправителя или их несвоевременного вызова, покупатель не вправе заявлять требования по качеству и/или количеству, а продукция считается поставленной поставщиком и принятой покупателем в количестве - в соответствии с данными, указанными в товаросопроводительных документах и накладных, и по качеству - в соответствии с паспортом качества продукции и сертификатом соответствия изготовителя.
Таким образом, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 513 ГК РФ, пункта 17 "а" Инструкции N П-6, пункта 3.4 договора поставки при выявлении покупателем (грузополучателем) нарушений требований к количеству поставляемого товара вызов представителя поставщика для участия в приемке обязателен.
Между тем ООО "АЗССервис" не представило доказательств надлежащего извещения ООО "Регион А" о факте выявленной недостачи и вызова его представителей для составления соответствующего акта телеграммой в течение 24 часов с момента обнаружения.
Составленный ООО "АЗССервис" в одностороннем порядке акт не может быть признан допустимым доказательством поставки продукции не в полном объеме.
Пунктом 2 статьи 516 ГК РФ установлено, что если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (плательщиком) и последний неосновательно отказался от оплаты либо не оплатил товары в установленный договором срок, поставщик вправе потребовать оплаты поставленных товаров от покупателя.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с ООО "АЗССервис" в пользу ООО "Экспорт-Ойл" задолженность в сумме 868872 руб.
Кроме того, на основании пункта 1 статьи 330 ГК РФ и пункта 7.4 договора суд первой инстанции правомерно взыскал с ООО "АЗССервис" в пользу ООО "Экспорт-Ойл" неустойку в сумме 158134 руб. 70 коп. за период с 30.01.2017 по 31.07.2017
Суд первой инстанции сделал мотивированный вывод об отсутствии оснований для снижения предъявленной к взысканию неустойки.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки этого вывода суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Спор рассмотрен судом первой инстанции с соблюдением правила о подсудности, установленного статьей 37 АПК РФ и пунктом 8 спецификации от 27.01.2017 N 15 к договору.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные ООО "АЗССервис" в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции взыскивает с ООО "АЗССервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб., не уплаченную им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 ноября 2017 года по делу N А65-26297/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АЗССервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 (Три тысячи) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.