г. Владивосток |
|
09 февраля 2018 г. |
Дело N А59-6346/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской
области Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-9254/2017
на решение от 07.11.2017
судьи Н.А.Аникиной
по делу N А59-6346/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Администрации муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации (ОГРН 1036502600221, ИНН 6503000456)
к обществу с ограниченной ответственностью "Быков Тепло" (ОГРН 1146504000763, ИНН 6503014385)
о взыскании излишне перечисленных денежных средств в сумме 4 279 000 рублей,
в отсутствие представителей участвующих в деле сторон,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муницип ального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Быков Тепло" (далее - ответчик, ООО "Быков Тепло") о взыскании излишне перечисленных денежных средств в сумме 4 279 000 рублей.
Решением арбитражного суда Сахалинской области от 07.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация муниципального образования городской округ "Долинский" обратилась с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Администрация считает, что суд не выяснил все обстоятельства по данному делу, не дал должной оценки доводам, изложенным в исковом заявлении, не изучил материалы дела и приложенные к нему доказательства.
В доводах апелляционной жалобы истец ссылаясь на пункт 4.1.2 раздела 4 "Основания и порядок возврата Субсидии" которым, по мнению администрации, четко определен порядок возврата субсидии, в случае если фактически полученные ответчиком убытки, полученные в связи с эксплуатацией энергоемких объектов теплоснабжения меньше по объему, чем субсидия и целью предоставления вышеуказанной субсидии является не получение прибыли, а покрытие убытков, возникающих в связи с выполнением работ, оказанием услуг, на возмещение которых предоставлена субсидия, а представленный бухгалтерский баланс по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2015 год, по мнению администрации, и является доказательством того, что ответчиком получена чистая прибыль в размере 4 279 000 рублей, следовательно остатки перечисленной ответчику субсидии подлежат возврату в обязательном порядке.
Администрация считает, что суд вышел за рамки спора, сделав вывод о том, что средства субсидии потрачены в полном объеме. При этом вопрос и нецелевом использовании денежных средств перед ответчиком не ставил и вину последнему не вменяется.
На основании изложенных доводов, администрация просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Общество с ограниченной ответственностью "Быков Тепло" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
27.10.2015 в соответствии с постановлением мэра муниципального образования городской округ "Долинский" от 26.10.2015 N 79-п "О выделении бюджетных средств" между администрацией муниципального образования городской округ "Долинский" (Администрация) и обществом с ограниченной ответственностью "Быков Тепло" (Предприятие) заключено Соглашение N 1 "О предоставлении субсидии за счет средств бюджета муниципального образования городской округ "Долинский" на возмещение затрат (убытков), недополученных (выпадающих) доходов производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования городской округ "Долинский" (далее - Соглашение), по условиям которого Администрация обязуется предоставить Предприятию субсидию, предусмотренную пунктом 1.1 настоящего Соглашения в размере 12 550 000 рублей за счет средств местного бюджета и в течение пяти дней со дня издания постановления мэра муниципального образования городской округ "Долинский" от 26.10.2015 N 79-п "О выделении бюджетных средств" перечислить на указанный в разделе 8 настоящего Соглашения лицевой счет Предприятия Субсидию, предусмотренную пунктом 2.1.1 (пункты 2.1.1, 2.1.2 Соглашения).
На основании представленного обществом бухгалтерского баланса на 31.12.2015, по итогам работы за 2015 год прибыль до налогообложения ООО "Быков Тепло", с учетом полученной субсидии на возмещение убытков в связи с производством товаров, выполненных работ, оказанием услуг в размере 12 550 000, составила 4 279 000 рублей.
Таким образом, администрация пришла к вводу, что общество должно вернуть в бюджет муниципального образования, излишне перечисленные денежные средства в размере 4 279 000, в связи с чем 17.10.2016 направила ответчику соответствующую претензию с требованием вернуть излишне перечисленные денежные средства, которая была оставлена без рассмотрения.
Поскольку ответ на претензию не получен, администрация обратилась в арбитражный суд с иском с требованием о взыскании с общества излишне перечисленных денежных средств в сумме 4 279 000 рублей.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий установлен статьей 78 БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Данное требование о безвозвратности субсидии не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждением), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В рассматриваемом случае субсидия предоставлена обществу с ограниченной ответственностью "Быков Тепло" на основании постановления мэра муниципального образования городской округ "Долинский" от 26.10.2015 N 79-п "О выделении бюджетных средств" между администрацией муниципального образования городской округ "Долинский".
В соответствии с указанным постановлением заключено Соглашение N 1 "О предоставлении субсидии за счет средств бюджета муниципального образования городской округ "Долинский" на возмещение затрат (убытков), недополученных (выпадающих) доходов производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования городской округ "Долинский"
Пунктом 1.1 настоящего Соглашения предусмотрено, что Администрация обязуется предоставить Предприятию субсидию в размере 12 550 000 рублей за счет средств местного бюджета и в течение пяти дней со дня издания постановления мэра муниципального образования городской округ "Долинский" от 26.10.2015 N 79-п "О выделении бюджетных средств" перечислить на указанный в разделе 8 настоящего Соглашения лицевой счет Предприятия Субсидию, предусмотренную пунктом 2.1.1 (пункты 2.1.1, 2.1.2 Соглашения).
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения субсидия предоставляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете МО ГО "Долинский" на текущий финансовый год с целью возмещения затрат (убытков), полученных в связи с эксплуатацией энергоемких объектов теплоснабжения (далее - Субсидия).
Согласно пункту 2.2.4 Соглашения Администрация вправе требовать возврат Субсидии в случаях, предусмотренных п.п 4.1 настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения Предприятие обязуется:
- в течение 3 месяцев со дня получения средств Субсидии предоставить в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городской округ "Долинский", документы, подтверждающие убытки, полученные в связи с эксплуатацией энергоемких объектов теплоснабжения, на возмещение которых предоставлена субсидия и отчет об использовании указанной в п. 2.1.1. настоящего Соглашения Субсидии (пункт 3.1.1 Соглашения);
- обеспечивать целевое использование средств предоставленной Субсидии (пункт 3.1.2 Соглашения);
- возвратить в доход бюджета МО ГО "Долинский" Субсидию в случаях и порядке, предусмотренных в п. 4.1 настоящего Соглашения (пункт 3.1.6 Соглашения);
- выполнить свои обязательства по настоящему Соглашению, в том числе по предоставлению достоверных сведений (пункт 3.1.7 Соглашения).
Разделом 4 Соглашения установлены основания и порядок возврата субсидии, согласно пункту 4.1 которого возврат субсидии (части субсидии) осуществляется в случаях:
- нецелевого использования субсидии (подпункт 4.1.1 Соглашения);
- если фактически полученные Предприятием убытки, полученные в связи с эксплуатацией энергоемких объектов теплоснабжения меньше по объему, чем субсидия, предусмотренная п. 2.1. настоящего Соглашения (подпункт 4.1.2 Соглашения);
- не предоставления отчетности в порядке и сроки, установленные настоящим Соглашением (подпункт 4.1.3 Соглашения);
-предоставления недостоверных сведений (подпункт 4.1.4 Соглашения);
- по предложению Предприятия в случае отсутствия у него потребности в полученной субсидии (части субсидии) (подпункт 4.1.5 Соглашения);
- иных случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации (подпункт 4.1.7 Соглашения).
Пунктом 4.2. Соглашения установлено, что в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, предприятие обязано осуществить ее возврат.
В случае отказа от добровольного возврата субсидии, взыскание субсидии производится Администрацией в порядке, установленном действующим законодательством
Довод заявителя жалобы о том, что субсидия предоставляется производителям с целью компенсации затрат (убытков), понесенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем полученная прибыль в размере 4 279 000 подлежит возврату истцу, признается коллегией ошибочным и основанном на неверном толковании норм права.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что в представленном в материалы дела бухгалтерском балансе на 31.12.2015 содержатся сведения о прибыли ООО "Быков Тепло" (совокупный финансовый результат) в размере 4 279 000 рублей. Однако истец не представил доказательства того, что поступления денежных средств на лицевой счет ответчика является прибылью, полученной в связи с эксплуатацией энергоемких объектов теплоснабжения, а заявленная ко взысканию сумма является разницей между перечисленной истцом ответчику субсидией и фактическими убытками ООО "Быков Тепло", возникшими в связи с эксплуатацией энергоемких объектов теплоснабжения.
Настаивая в доводах жалобы на требовании о возврате излишне перечисленных денежных средств в сумме 4 279 000 рублей, администрация не представила правового обоснования какой иной пункт раздела 4 Соглашения N 1 нарушен обществом.
При этом истец не оспаривает тот факт, что ответчиком представлен весь пакет документов о том, что денежные средства были использованы им по целевому назначению.
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции не вправе по своей инициативе в нарушение принципа равноправия сторон собирать дополнительные доказательства, которые должны быть представлены истцом при подаче иска в обоснование своих требований, в целях удовлетворения иска.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Соглашения, нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение об отказе в иске принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 07.11.2017 по делу N А59-6346/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.