г. Челябинск |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А76-7006/2018 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.А., рассмотрел в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.05.2018 по делу N А76-7006/2018 (судья Костылев И.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "Уральская Энергия" (далее- заявитель, общество, ООО "Уральская Энергия") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в Калининском районе г.Челябинска (далее- заинтересованное лицо, ГУ УПФР в Калининском районе г.Челябинска, Управление) о признании недействительным решения от 07.02.2018 N 084S19180002670 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в части привлечения к ответственностив виде штрафа в сумме 500 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 08.05.2018 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Пенсионного фонда от 07.02.2018 N 084S19180002670 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.Мотивированное решение по настоящему делу изготовлено арбитражным судом первой инстанции 18.05.2018.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта допущено неправильное применение норм материального права. В частности страховщик полагает, что в действиях заявителя имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), что выразилось в предоставлении страхователем недостоверных и неполных сведений по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2016 года.Управление указывает на то, что сведения в отношении 1-го застрахованного лица по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за июль 2016 года представлены обществом страховщику 07.10.2016 впервые и не были отражены в сведениях по форме СЗВ-М за июль 2016 годя с типом "исходная". По мнению Управления, представление страхователем дополняющих сведений по форме СЗВ-М на застрахованных лиц, на которых отчетность ранее не представлялась, свидетельствует о представлении недостоверных (неполных) сведений на указанных лиц.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, общество с ограниченной ответственностью "Уральская Энергия"зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1127447012252 (л.д. 13-14).
Общество с ограниченной ответственностью "Уральская Энергия" (регистрационный номер в ПФР 084-005-080759) в форме электронного документа, представило 08.08.2016 в Управление форму СЗВ-М за июль 2016 года.
Заявитель 07.10.2016 представил в Управление дополняющую форму СЗВ-М за июль 2016 на одного застрахованного лица, в отношении которого сведения первоначально не представлялись.
Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда России в Калининском районе г.Челябинска12.12.2017 по результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета страхователем, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, был составлен акт о выявленных правонарушениях N084S18170017809 (л.д. 10-11).
Управлением 02.02.2018 вынесено решение N 084S18170017809 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, с назначением штрафа в сумме 500 руб. за непредставление страховщиком в установленный срок сведений о застрахованных лицах (л.д. 8-9).
Посчитав, что вынесенное решение страховщика нарушают права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из наличия в данном случае совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьей 201 АПК РФ.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации. Форма представления сведений в форме электронного документа определяется Пенсионным фондом Российской Федерации (абзац 3 части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
Страхователь предоставляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Таким образом, срок представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 года N 83п, за июль 2016 года приходился на 10.08.2016.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ к правам органов Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено в числе прочего: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
К обязанностям органов Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено в числе прочего, осуществление контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из оспариваемого страхователем решения следует, что страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Ссылаясь на то, что сведения в отношении 1-го застрахованного лица по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за июль 2016 года представлена обществом страховщику 07.10.2016 впервые, а также то, что они не были отражены в сведениях по форме СЗВ-М за июль 2016 годя с типом "исходная", апеллянт полагал, что страхователем представлены неполные и недостоверные сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
Действительно, страхователем 07.10.2017 сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 года с типом "дополняющая" на одного застрахованного лица (Каримову И.А.) фактически были представлены впервые. Однако, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, страхователем в Управление также были представлены сведения на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за июль 2016 года с типом формы "исходная" по электронным каналам связи 08.08.2016, то есть с соблюдением установленного законом срока (до 10.08.2016).
Следовательно, первоначальные сведения за июль 2016 года обществом были представлены своевременно (08.08.2016).
В последующем, заявителем была самостоятельно выявлена ошибка в указании сведений о застрахованных лицах, в связи, с чем общество направило в Управление дополняющую форму СЗВ-М.
Делая вывод о том, что в действиях заявителя имеется состав правонарушения, выразившейся в несвоевременном и неполном представлении ежемесячной отчетности формы СЗВ-М за июль 2016 года Управление не учло следующее.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Федерального закона N 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым, в силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа:
1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), действовавшая в спорный период.
В силу пункта 34 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Согласно пункту 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
С учетом разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащихся в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ" если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Из материалов дела следует, и Управлением не опровергалось, что заявителем сведения формы СЗВ-М за июль 2016 года по типу "дополняющая" с указанием сведений об одном застрахованном лице направлена по телекоммуникационным каналам связи и получены фондом 07.10.2016. Акт об обнаружении факта о допущенном нарушении составлен фондом 12.12.2017, а оспариваемое решение вынесено им 02.02.2018.
Следовательно, заявителем до момента обнаружения заинтересованным лицом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения оспариваемого решения, страхователем самостоятельно переданы необходимые корректирующие сведения, что не отражено пенсионным органом в оспариваемом решении.
Ссылка Управления на пункт 39 приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в рассматриваемом случае органом Пенсионного фонда не направлено ни одного уведомления об обязании заявителя устранить имеющиеся расхождения, то есть, несоответствие или недостоверность представленной в отчетности информации, до предоставления заявителем дополняющей формы не выявлялась.
Доводы жалобы о том, что сведения о застрахованном лице в "исходной" форме не подавались, отклоняются, так как ошибка в исчислении количества застрахованных лиц была заявителем установлена самостоятельно и исправлена, в отчетность внесены изменения. Действия страхователя оценены как реализация права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного статьи 15 Закон N 27-ФЗ.
В случае если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
Кроме того, ответственность, предусмотренная абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ может наступать только при наличии вины страхователя в совершении соответствующего правонарушения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии законных оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона 27-ФЗ, поскольку вина последнего отсутствует в связи с реализацией им права на исправление ранее представленных сведений.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, основания для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.05.2018 по делу N А76-7006/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе города Челябинска- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.