г. Москва |
|
09 февраля 2018 г. |
Дело N А41-37844/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Муриной В.А.,
судей Гараевой Н.Я., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Суворовой К.А.,
при участии в заседании:
от товарищества собственников жилья "ЛИТЕЙНАЯ" - Грузинская С.Ф., доверенность от 03.10.2017 г., после перерыва - представитель не явился, извещен;
от акционерного общества "Подольский электромеханический завод" - Скокло Н.А., доверенность от 29.01.2018 г., после перерыва - представитель не явился, извещен.
от Главного управления Московской области Государственная Жилищная Инспекция Московской области Территориальное управление Юг Территориальный отдел N 9 города Подольск - не явился, извещен,
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области - не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Подольский электромеханический завод" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2017 года по делу N А41-37844/17, принятое судьей Солдатовым Р.С., по иску товарищества собственников жилья "ЛИТЕЙНАЯ" к акционерному обществу "Подольский электромеханический завод", при участии третьих лиц Главное управление Московской области Государственная Жилищная Инспекция Московской области Территориальное управление Юг Территориальный отдел N 9 города Подольск, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, о взыскании излишне оплаченной суммы за горячее водоснабжение,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "ЛИТЕЙНАЯ" (далее - истец, ТСЖ "ЛИТЕЙНАЯ") обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Подольский электромеханический завод" (далее - ответчик, АО "ПЭМЗ") о взыскании неосновательного обогащения как излишне оплаченную сумму за горячее водоснабжение согласно таблице расчетов за горячее водоснабжение по следующему адресу: г. Подольск, ул. Литейная д. 17, за 2015 год 122 306 руб. 14 коп., за 2016 год в сумме 195 315 руб. 60 коп., а всего 317 621 руб. 99 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, АО "ПЭМЗ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представленный истцом отзыв на апелляционную жалобу приобщен к материалам дела.
Как установлено судом первой инстанции, 01 января 2009 года между ТСЖ "Литейная" и АО "ПЭМЗ" был заключен Договор на коммунальные услуги N 164-09.
Во исполнение принятых на себя обязательств ответчик поставлял в адрес истца коммунальные услуги для отопления и горячего водоснабжения.
Посчитав, что у ТСЖ "ЛИТЕЙНАЯ" перед АО "ПЭМЗ", образовалась переплата за горячее водоснабжение за период с марта 2015 года по декабрь 2015 года в размере 122 306 руб. 14 коп., с января по декабрь 2016 года в сумме 195 315 руб. 60 коп., товарищество обратилось с настоящим исковым заявлением.
Рассмотрев заявленные требования и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая судебный акт Арбитражного суда Московской области, указал, что все расчеты между сторонами по договору N 164-09 от 01 января 2009 года произведены согласно показаниям приборов учета, а довод истца о необходимости расчета количества потребленной горячей воды в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 не могут быть признаны обоснованными.
Представитель АО "ПЭМЗ" доводы жалобы поддержал, просил решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
ТСЖ "ЛИТЕЙНАЯ" против доводов жалобы возражало по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.
В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.
При заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частностиПраввил N 124 с учетом положений Правил N 354, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю заданный расчетный период в соответствии с Правилами N 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме - размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные(предоставленные) за данный расчетный период.
Управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.
Постановлением Главы города Подольска Московской области от 21.12.2004 N 2707-П для жителей города Подольск утвержден норматив на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, который составляет 0,0546 Гкал/м.
Данный расчет обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами N 354, полностью соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 года N АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения, должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.
Таким образом, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.
В соответствии с положениями статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Абзацем 2 пункта 42 Правил N 354 установлено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
Формула 23 пункта 26 Правил N 354 предусматривает, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, размер платы за услугу горячего водоснабжения определяется как сумма двух слагаемых: исходя из объема потребления горячей воды (куб.м.), определенного по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета горячей воды (куб.м.) или, при их отсутствии, исходя из нормативов потребления горячей воды (куб.м.) и количества проживающих в жилых помещениях граждан, и утвержденного тарифа (компонента на холодную воду); исходя из объема потребления горячей воды (куб.м.), утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и утвержденного тарифа (компонента на тепловую энергию для горячего водоснабжения).
После принятия постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду", расчет размера платы за горячее водоснабжение с марта 2015 года, в случае применения двухкомпонентных тарифов, производится по формуле 23 приложения N 2 Правил N 354, где количество тепловой энергии, пошедшей на подогрев холодной воды, определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 19.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" с 01.01.2015 года применяются нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, действующие в муниципальных образованиях Московской области.
В целях учета всего объема (количества) коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, пунктом 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. При этом в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на i-e жилое или нежилое помещение объем холодной воды, использованной на общедомовые нужды при потреблении коммунальных услуг горячего водоснабжения, распределяется в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды по формуле 11.2 приложения N 2 к Правилам N 354.
В связи с чем, иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" (далее - Требования N 253) установлено, что размер платежа исполнителя (управляющей организации), причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в следующем порядке:
а) в отношении платежей потребителя, перечисленных исполнителю за расчетные периоды: при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в полном размере - в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с правилами N 354.
Исходя из общего правила, учетный метод (по приборам) определения объема поставляемого коммунального ресурса имеет приоритет над расчетным методом. Несмотря на это, производя расчеты между собой с применением показаний приборов учета, стороны не должны принимать к учету показания приборов, определивших объем поставленной тепловой энергии свыше нормативно установленного.
В нарушение законодательства при определении размера платы за горячую воду АО "ПЭМЗ" не использовал вышеприведенную формулу 23 из п. 26 Приложения 2 Правил N 354, предусматривающую определение размера платы за 2-ю компоненту горячей воды исходя из объема (количества)тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период, рассчитываемой как произведение объема потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено, что ТСЖ "ЛИТЕЙНАЯ" представлены платежные поручения о перечислении денежных средств АО "ПЭМЗ" в соответствии с условиями договора от 01 января 2009 годаN 164-09 и актов выполненных работ.
В силу статьи 1102 ГК РФ основным признаком неосновательного обогащения является приобретение имущества без установленных законом или договором оснований.
Лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения (пункт 1 статьи 1107 ГК РФ).
Исходя из смысла положений вышеуказанной статьи, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факта приобретения или сбережения имущества, то есть увеличения стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, а также отсутствие правовых оснований приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования, поскольку факт приобретения (сбережения) имущества со стороны ответчика за счет истца подтвержден материалами дела; ответчик не представил правомерности получения заявленной суммы. Факт неосновательного получения денежных средств ответчиком установлен.
Доводы апелляционной жалобы являлись обоснованием позиции общества по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Иных доводов апелляционная жалоба не сдержит.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2017 года по делу N А41-37844/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий cудья |
В.А. Мурина |
Судьи: |
Н.Я. Гараева В.П. Мизяк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.