г. Челябинск |
|
07 февраля 2018 г. |
Дело N А47-11915/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А, Малышева М.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.11.2017 по делу N А47-11915/2017 (судья Сиваракша В.И.).
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: акционерного общества "Газпром Газораспределение Оренбург" - Савчишкина Ольга Ильдаровна (доверенность N 10 от 12.12.2017, паспорт);
от заинтересованного лица: Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов - Стаценко Анна Александровна (доверенность N 7 от 22.08.2017, служебное удостоверение N 70).
Акционерное общество "Газпром газораспределение Оренбург" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к департаменту Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконными действий по исключению стоимости работ по экспертизе проектной документации, произведенной по договору N 0002-НЭ(11)05-604/53-17 от 24.04.2017 в размере 12 711 рублей (без НДС) из состава платы, утвержденной приказом N 52-г/п от 29.08.2017 "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Оренбург" по индивидуальному проекту для заявителя ГУП "Оренбургремдорстрой".
Определением от 28.09.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Оренбургремдорстрой"
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.11.2017 (резолютивная часть объявлена 07.11.2017) заявленные требования удовлетворены, действия департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов по исключению стоимости работ экспертизы проектной документации, произведенной по договору N 0002-НЭ(11)05-604/53-17 от 24.04.2017 в размере 12 711 рублей (без НДС) из состава платы, утвержденной приказом N 52-г/п от 29.08.2017 "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Оренбург" по индивидуальному проекту для заявителя ГУП "Оренбургремдорстрой" признаны незаконными. Решением суда Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов был обязан включить в состав платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Оренбург" по индивидуальному проекту для заявителя ГУП "Оренбургремдорстрой", утвержденной приказом от 29.08.2017 N 52-г/п, расходы акционерного общества "Газпром газораспределение Оренбург" на проведение негосударственной экспертизы проектной документации по договору N 0002-НЭ(11)05-604/53-17 от 24.04.2017 в размере 12 711 рублей (без НДС).
Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просил решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы департамент ссылается на то, что судом первой инстанции не учтены все обстоятельства дела, а также неправильно применены нормы материального права.
По мнению подателя апелляционной жалобы, действующее законодательство не предусматривает включение платы на проведение негосударственной экспертизы проектной документации в размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования. Также заинтересованное лицо указывает, что в рассматриваемом случае не требуется разрешение на строительство, поэтому проведение экспертизы не является обязательным.
До начала судебного заседания заявитель представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Оренбургремдорстрой" (далее - ГУП "Оренбургремдорстрой") обратилось в общество с заявкой от 11.11.2016 N 06-2/307 о подключении (технологическом присоединении), согласно которой просит заключить договор о подключении к сети газораспределения объекта капитального строительства: "Сеть газопотребления асфальтобетонного завода Акбулакского участка".
Между обществом (исполнитель) и ГУП "Оренбургремдорстрой" (заявитель) 08.02.2017 заключен договор N (11)05-208i/000004-16 о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения (далее - договор).
Согласно п. 2.1. договора, исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое) присоединение объекта капитального строительства к сети газораспределения, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению). К объекту капитального строительства, подлежащему подключению в рамках настоящего договора, относится следующий: асфальтобетонный завод Акбулакского участка (п. 2.2. договора).
В рамках настоящего договора исполнитель принимает на себя обязательства выполнить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) от сети газораспределения и до точки подключения, включая разработку проектной документации; прохождение экспертизы проектной документации; проведение кадастровых, землеустроительных работ; выполнение строительно- монтажных работ (в том числе строительство газопровода с переходом через автодорогу методом ГНБ); ввод в эксплуатацию объекта газораспределительной системы; проверку выполнения заявителем технических условий о присоединении; осуществление фактического подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения (врезка и пуск газа) (п. 2.4 договора).
Размер платы за подключение составляет 3 242 874,55 рублей в том числе НДС (п. 4.2. договора). Окончательный размер платы за подключение (технологическое присоединение) устанавливается путем заключения сторонами дополнительного соглашения после утверждения размера платы за технологическое присоединение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (департаментом) (п. 4.3. договора).
Обществом (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Уральский центр негосударственной экспертизы" (исполнитель) 24.04.2017 заключен договор N 0002-НЭ(11)05-604/53-17, согласно п. 1.1. которого исполнитель обязуется своевременно оказать в соответствии с требованиями и условиями настоящего договора, а заказчик обязуется провести приемку и оплатить услуги по проведению негосударственной экспертизы проектной документации: "Газопровод к объекту: Акбулакский р-н, Акбулак п, к асфальтобетонному заводу Акбулакского участка". Общая сумма договора составляет 15 000 рублей, в том числе НДС.
Согласно заключению экспертизы проектной документации 56-0004-2017 28.04.2017, объект экспертной оценки: "Газопровод к объекту: Акбулакский р-н, Акбулак п, к асфальтобетонному заводу Акбулакского участка" соответствует техническим регламентам, национальным стандартам. техническому заданию.
Заявитель обратился в департамент с письмом от 14.07.2017 N (16)06-22/1866 об утверждении платы за технологическое присоединение, определяемой по индивидуальному проекту, объекта "Газопровод к объекту: Акбулакский р-н, п.Акбулак к асфальтобетонному заводу Акбулакского участка".
Приказом департамента от 29.08.2017 N 52-г/н "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Оренбург" по индивидуальному проекту для заявителя ГУП "Оренбургремдорстрой", установлена и введена в действие с 29.08.2017 плата за технологическое присоединение к газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Оренбург" газоиспользующего оборудования объекта "Газопровод к объекту: Акбулакский р-н, п.Акбулак к асфальтобетонному заводу Акбулакского участка" по индивидуальному проекту для заявителя ГУП "Оренбургремдорстрой" в размере 2146285 рублей (без НДС).
Из экспертного заключения по расчету платы следует, что расходы на проведение негосударственной экспертизы проектной документации в сумме 12711 рублей департаментом исключены из расчета платы на основании части 3 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.п. 6 п. 3 ст. 18.1 Закона Оренбургской области от 16.03.2007 N 1037/233-IV-ОЗ "О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области", поскольку выдача разрешений на строительство не требуется в случае строительства газопроводов давлением до 1,2 мегапаскаля включительно.
Удовлетворяя заявленные требования арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что стоимость экспертизы проекта в данном случае подлежала включению в плату по технологическому присоединению ввиду необходимости проведения экспертизы, которая в свою очередь вызвана процедурой технологического подключения объекта (по индивидуальному проекту), а также методом прокладки газопровода (метод горизонтально направленного бурения).
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно абз. 1,2 ст. 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ " О газоснабжении в Российской Федерации" государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила подключения к сетям газораспределения), под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения. Заявителем при этом является юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения. Под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства. Точкой подключения определено считать место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления объекта капитального строительства; под фактическим присоединением - комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов исполнителя и объектов заявителя с осуществлением пуска газа на объекты заявителя.
В соответствии с пунктом 59 Правил подключения к сетям газораспределения подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Пункт 83 Правил подключения к сетям газораспределения определяет существенные условия договора.
Согласно подпункту "е" пункта 83 Правил подключения к сетям газораспределения договор о подключении содержит, в том числе, стоимость разработки проекта газоснабжения и проведения его экспертизы в случае, когда плата за технологическое присоединение определяется по индивидуальному проекту.
В силу п. 87 Правил N 1314, в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и (или) устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за технологическое присоединение, определяемый исходя из действующих на тот момент стандартизированных тарифных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение, и предварительных технических параметров подключения (технологического присоединения). При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении. Впоследствии размер платы в договоре о подключении корректируется путем заключения дополнительного соглашения.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 N 101-э/3 (зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2014 N 32591) (далее - Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения), плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения также устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают, в том числе, прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения.
В силу п. 17 Методических указаний, плата за технологическое присоединение в случаях, для которых она определяется по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании представленных ГРО выданных технических условий, а также проектной документации. В соответствии с п. 26(18) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения), при определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов.
На основании п. 26(23) Основных положений плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа, а также в случаях, если лицо, подавшее заявку на подключение, письменно подтверждает готовность компенсировать расходы ГРО, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения, в случае, если такие расходы не были включены в инвестиционные программы ГРО, устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы. Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям также устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают: проведение лесоустроительных работ; проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа; переходы через водные преграды; прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения; прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий.
Из заключения экспертизы проектной документации N56-0004-2017 (т.1 л.д. 22-27) усматривается, что для выполнения работ по подключению к газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Оренбург" газоиспользующего оборудования по индивидуальному проекту для заявителя ГУП "Оренбургремдорстрой", объекта "Газопровод" к объекту: Акбулакский р-н, п.Акбулак к асфальтобетонному заводу Акбулакского участка" по индивидуальному проекту для заявителя ГУП "Оренбургремдорстрой", необходимо осуществить прокладку части газопровода (в 2-х местах трассы при пересечении искусственных сооружений) через автомобильную дорогу и железную дорогу с использованием метода горизонтально направленного бурения, стоимость работ должна определяться по индивидуальному проекту.
Таким образом, применительно к рассматриваемому случаю, наличие технических условий осуществления работ по объекту газоиспользующего оборудования "Газопровод" к объекту: Акбулакский р-н, п.Акбулак к асфальтобетонному заводу Акбулакского участка" и разработанного в связи с этим индивидуального проекта обусловило проведение экспертизы проектной документации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что департаментом из состава платы за технологическое присоединение неправомерно исключена стоимость работ по экспертизе проектной документации в размере 12 711 рублей (без НДС), и обоснованно удовлетворил заявленные ООО "Газпром газораспределение Оренбург" требования.
В апелляционной жалобе Департамент указывает на то, что поскольку в рассматриваемом случае не требуется разрешение на строительство, в силу статей 48, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведение экспертизы не является обязательным.
Подпунктом 6 п. 3 ст. 18.1 Закона Оренбургской области от 16.03.2007 N 1037/233-IV-ОЗ "О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области" определено, что выдача разрешений на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случаях строительства и (или) реконструкции газопроводов давлением до 1,2 мегапаскаля включительно.
Согласно пункту 2 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 (далее - Технический регламент), его действие распространяется на сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также на связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа,
Подпунктом "а" п. 88 Технического регламента определено, что оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям настоящего технического регламента осуществляется при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления - экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод департамента, поскольку указанные требования являются общими требованиями к строительству. Специальные нормативные акты о технологическом присоединении требуют проведение экспертизы проекта газоснабжения.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.11.2017 по делу N А47-11915/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.