Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24 мая 2018 г. N Ф09-2408/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
06 февраля 2018 г. |
Дело N А76-32326/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2018 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30 ноября 2017 года по делу N А76-32326/2017 (судья Костылев И.В.).
В заседании приняли участие представители государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе города Челябинска - Ершова Л.Н. (доверенность от 24.01.2018 N 02-06), Душкина М.А. (доверенность от 09.01.2018 N 02-01).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе городе Челябинска (далее - заявитель, Управление, ГУ - УПФР в Металлургическом районе г. Челябинска, фонд, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мечел-Энерго" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Мечел-Энерго", общество, страхователь) о взыскании санкций в сумме 417 000 руб. за непредставление в установленных законом срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за октябрь 2017 года.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.11.2017 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований фонду отказано.
В апелляционной жалобе фонд просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта допущено неправильное применение норм материального и процессуального права. В частности страховщик полагает, что решение принято в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", что выразилось в несвоевременном представлении ежемесячной отчетности формы СЗВ-М за октябрь 2016 года. Апеллянт указывает на то, что, срок для обращения в суд с исковым заявлением о взыскании санкций с ответчика не нарушен и оснований для обращения с каким-либо ходатайством о восстановлении срока у фонда не имелось.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет - сайте, уполномоченных представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, общество с ограниченной ответственностью "Мечел-Энерго" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1037703012896 (л.д. 16).
ООО "Мечел-Энерго" (регистрационный номер в ПФР 084-007-056244) 14.11.2016 в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, представило в фонд форму СЗВ-М, тип "исходная", за октябрь 2016 года, указав отчетный период - "10", т.е. октябрь 2016 года, и получило положительный Протокол о приеме сведений в органе ПФР (л.д. 34 - 43).
Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе г. Челябинска по результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ обществом "Мечел-Энерго", 16.11.2016 был составлен акт N 084S18160006615 (л.д. 44).
Фондом 21.12.2016 вынесено решение N 084S19160006105 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым ООО "Мечел-Энерго" привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, штрафам в сумме 417 000 руб. за непредставление страховщиком в установленный срок сведений о застрахованных лицах (л.д. 62).
Обществу на основании указанного решения фондом 25.01.2017 выставлено требование N 084S01170003499 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в срок до 14.02.2017 (л.д. 68).
Поскольку требование об уплате финансовой санкции обществом в установленный срок исполнено не было, данное обстоятельство послужили для фонда основанием для обращения в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением о взыскании санкций в размере 417 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Управлением пропущен установленный сроки для взыскания санкций по требованию N 084S01170003499; ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании санкций, не заявлено.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (ч. 1 ст. 213 АПК РФ).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (ч. 2 ст. 213 АПК РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (ч. 4 ст. 215 АПК РФ).
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (ч. 6 ст. 215 АПК РФ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, общество в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации (абзац 3 части 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Страхователь предоставляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Для привлечения страхователя к ответственности на основании абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как следует из материалов дела, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года обществом представлены в Управление 14.11.2016 при сроке представления до 10.11.2016 (пропуск срока на 4 дня), что подтверждается протокол проверки отчетности страхователя (л.д. 43).
Таким образом, ООО "Мечел-Энерго" допущено нарушение срока представления сведений, что свидетельствует о наличии в действиях страхователя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Данное обстоятельство не оспаривается лицами, участвующими в деле.
С учетом количества застрахованных лиц, в отношении которых несвоевременно представлены сведения (834), размер штрафа составил 417 000 руб.
Вместе с тем, взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 5.4 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае пропуска сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
С 01.01.2017 Закон N 212-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
Кроме того, Законом N 250-ФЗ внесены изменения в статью 17 Закона N 27-ФЗ.
В статье 17 Закона N 27-ФЗ, ни в ранее действовавшей редакции, ни в редакции Закона N 250-ФЗ не установлен срок для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции Закона N 250-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, отношения, связанные с взысканием спорного штрафа, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат рассмотрению с учетом сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, срок давности взыскания задолженности по финансовым санкциям включает трехмесячный срок на предъявление требования, десятидневный срок на его добровольное исполнение и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела, срок исполнения требования от 25.01.2017 N 084S01170003499 истек 14.02.2017.
Фонд обратился в суд с настоящим заявлением 13.10.2017 (л.д. 2), то есть по истечении шестимесячного срока, установленного законом для обращения с заявлением о взыскании санкций в судебном порядке (в данном случае не позднее 14.08.2017).
Доводы заявителя о том, что срок на обращение в суд приостанавливается в связи с оспариванием решения от 21.12.2016 N 084S19160006105 в арбитражном суде, отклоняется в виду следующего.
В данной ситуации 20.02.2017 ООО "Мечел-Энерго" (после истечения срока исполнения требования N 084S01170003499) обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Металлургическом районе г.Челябинска о признании незаконным решения от 21.12.2016 N 084S19160006105.
Заявление было принято Арбитражным судом Челябинской области к производству, с присвоением делу номера N А76-3730/2017. В судебном заседании 06.06.2017 представитель заявителя ООО "Мечел-Энерго" заявил об отказе от заявленных требований в полном объеме.
Определением суда от 07.06.2017 по делу N А76-3730/2017 производство по делу было прекращено в связи с принятием отказа общества от заявленных требований.
Основанием для отказа заявителя по делу N А76-3730/2017 от требований послужило письмо фонда от 02.05.2017, в котором было указано, что штраф фондом взыскиваться не будет, а также изложена просьба фонда к заявителю "отозвать исковое заявление".
Суд апелляционной инстанции, учитывая характер заявленных требований, в том числе с учетом оспаривания страхователем решения страховщика, полагает, что у фонда было достаточно времени (с 07.06.2017 по 14.08.2017) для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению в суд с рассматриваемым заявлением, фондом не представлено (не приведено).
Материалами дела достоверно подтверждается, и то, что Управление не обращалось с ходатайством о восстановлении срока подачи заявления в суд первой инстанции.
Кроме того, оспаривание решений территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в суде не приостанавливает течение срока на принудительное взыскание задолженности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, основания для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30 ноября 2017 года по делу N А76-32326/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.