г. Киров |
|
08 февраля 2018 г. |
Дело N А82-6967/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.11.2017 по делу N А82-6967/2017, принятое судом в составе судьи Яцко И.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Ярославль" (ОГРН 1157603000015, ИНН 7603060690)
к муниципальному образованию города Ярославля в лице Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля (ОГРН 1027600677994, ИНН 7601001097)
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Ярославль" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию города Ярославля в лице Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - ответчик, Департамент, заявитель) о взыскании 49 528 рублей 78 копеек задолженности за тепловую энергию, поставленную в незаселенные жилые помещения муниципального жилищного фонда в январе-феврале 2017 года, 1 787 рублей 33 копейки законной неустойки за период с 11.02.2017 по 20.04.2017.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.11.2017 исковые требования Общества удовлетворены.
Департамент с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению заявителя жалобы, обязательства по ежемесячному финансированию расходов на поставку тепловой энергии для нужд отопления у Департамента отсутствуют. Поскольку договором, заключенным сторонами, срок финансирования расходов не определен, заявитель полагает, что выводы суда в части исполнения муниципальным образованием денежных обязательств перед истцом в рамках договора ежемесячно в текущем финансовом году являются необоснованными. Договором установлен срок формирования и предоставления заявки, а не финансирования расходов. Решением муниципалитета города Ярославля от 08.12.2016 N 770 установлена ведомственная структура расходов бюджета города Ярославля на 2017 год в сумме 4 817 771 рубля 78 копеек расходов на оплату коммунальных услуг незаселенных жилых помещений муниципального жилищного фонда в рамках непрограммных расходов бюджета. Так как указанные расходы перечисляются из средств бюджета города, действующего в течение календарного года, то финансирование расходов по договору может быть осуществлено в любой период времени в пределах очередного финансового года, в связи с чем взыскание задолженности за январь-февраль 2017 года является преждевременным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществом (организация) и Департаментом подписан договор на оплату жилищно-коммунальных услуг по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда в многоквартирных жилых домах, при непосредственном управлении таким домом от 19.12.2016 N 04-30/167 (далее - договор, л.д. 58-63), предметом которого в силу его пункта 1.1 является финансирование в 2017 году расходов услуг поставки организацией коммунального ресурса по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, при непосредственном управлении таким домом.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора организация обязана производить ежемесячно на основании списков, предоставленных территориальной администрацией мэрии города Ярославля, расчет суммы расходов на поставку тепловой энергии для нужд отопления в 2017 году по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах при непосредственном управлении домом по форме 4 (приложение 2), утвержденной распоряжением заместителя мэра - директора Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля от 31.12.2014 N 65 "Об утверждении форм расчета суммы доходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда" и предоставлять его в срок до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, в Департамент для проверки и согласования.
В соответствии с пунктом 2.2 договора Департамент обязан осуществлять проверку и согласование расчета, указанного в пункте 2.1.1 договора (пункт 2.2.1 договора); формировать заявку и предоставлять ее в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, в Департамент финансов мэрии города Ярославля, вместе с платежным документом, необходимым для финансирования суммы расходов на поставку тепловой энергии для нужд отопления организацией в 2017 году по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах при непосредственном управлении такими домами согласно существующему порядку финансирования расходов городского бюджета (пункт 2.2.2 договора); осуществлять финансирование расходов на поставку тепловой энергии для нужд отопления по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, при непосредственном управлении домами на расчетный счет организации (пункт 2.2.3 договора). В силу пункта 2.2.4 договора финансирование расходов организации производится за счет средств, предусмотренных в бюджете города Ярославля на данные цели. Окончательно перечисление средств по настоящему договору за текущий год производится в следующем финансовом году.
Пунктом 3.1 договора определено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Договор вступает в силу с момента подписания, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017, и действует до 31.12.2017 (пункт 4.1 договора).
В соответствии с приложением N 1 к договору, объектами поставки тепловой энергии являются находящиеся в муниципальной собственности жилые помещения в многоквартирных жилых домах, расположенные по адресам: г. Ярославль, ул. Алмазная, д. 15а, пос. Завода, 50, д. 4, 7, 9, 11, 12, 16, 30, ул. Дачная, д. 21, 23, ул. Смолякова, д. 25в.
Во исполнение условий договора истец в январе-феврале 2017 года поставил на указанные объекты ответчика для нужд отопления тепловую энергию на сумму 49 528 рублей 78 копеек.
Объем поставленной тепловой энергии определен истцом исходя из норматива потребления и площади помещений. В подтверждение предъявленного к оплате объема ресурса истцом представлен расчет суммы расходов на оплату отопления по незаселенным жилым помещениям, находящимся в муниципальной собственности г. Ярославля Заволжского района, водно-тепловой баланс за январь и февраль 2017 года (л.д. 33-34).
Стоимость тепловой энергии определена истцом по тарифам, утвержденным приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2015 N 480-тэ (л.д. 24).
Для оплаты поставленного коммунального ресурса истец выставил ответчику счета-фактуры от 31.01.2017 N 280, от 31.01.2017 N 281, от 28.02.2017 N 617, от 28.02.2017 N 618 (л.д. 14-17).
В связи с отсутствием оплаты поставленной энергии истец направил ответчику претензию от 29.03.2017 N 01-10/1451 (л.д. 18) с предложением в срок до 05.04.2017 оплатить поставленную в январе-феврале 2017 года тепловую энергию.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Ярославской области с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статьями 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Обязательство ответчика по оплате тепловой энергии, поставленной истцом в незаселенные жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, основано на подписанном сторонами договоре.
Факт поставки Обществом тепловой энергии в спорный период, ее объем и стоимость подтверждаются материалами дела и заявителем не оспариваются.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что обязанность по оплате поставленной энергии не наступила в силу условий заключенного между сторонами договора, исходя из которых финансирование расходов по договору может быть осуществлено в любой период времени в пределах очередного финансового года.
Данный довод заявителя подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с приложением N 7 к решению муниципалитета города Ярославля от 08.12.2016 N 770 "О бюджете города Ярославля на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов" расходы на оплату коммунальных услуг незаселенных жилых помещений муниципального жилищного фонда в рамках непрограммных расходов (закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд) составляют в 2017 году 6 091 266 рублей 23 копейки.
Порядок исполнения бюджета города Ярославля определен в решении муниципалитета города Ярославля от 17.12.2007 N 600 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Ярославле" (далее - Положение N 600).
В силу пункта 1 статьи 38 Положения N 600 исполнение бюджета города по расходам осуществляется в порядке, установленном финансовым органом мэрии. Абзацем 3 пункта 5 статьи 38 Положения N 600 определено, что оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Операции по исполнению бюджета города завершаются 31 декабря, за исключением завершения операций органами Федерального казначейства, в случаях, установленных статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 46 Положения N 600).
При этом судебная коллегия отмечает, что установление даты завершения операций по исполнению бюджета, вопреки доводам заявителя, не свидетельствует о том, что финансирование расходов может осуществляться в любое время в течение года.
Постановлением мэрии города Ярославля от 15.01.2010 N 132 утвержден порядок взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при заселении жилых помещений муниципального жилищного фонда (далее - Порядок N 132), в котором в том числе регламентированы вопросы оплаты незаселенных жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Условия заключенного договора в полной мере соответствуют положениям Порядка N 132, при этом нормами пунктов 6.1-6.4 указанного Порядка предусмотрено ежемесячное предоставление списков незаселенных жилых помещений, расчетов суммы расходов, формирование заявок на финансирование, а также перечисление денежных средств.
Кроме того, в рассматриваемом случае правоотношения сторон регулируются также нормами Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
В соответствии с пунктом 34 Правил N 808 под расчетным периодом для расчета потребителей с теплоснабжающей организацией принимается один календарный месяц.
С учетом изложенного доводы ответчика о том, что взыскание долга за потребленную в январе-феврале 2017 года тепловую энергию является преждевременным, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
В связи с просрочкой в оплаты ответчику начислена неустойка в сумме 1 787 рублей 33 копейки.
Пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пени) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу части 9.1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Расчет взысканной судом первой инстанции законной неустойки произведен в соответствии с положениями нормативных правовых актов; каких-либо возражений относительно начисления неустойки, её расчета апелляционная жалоба не содержит; контррасчет ответчиком в материалы дела не представлен.
Установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договору, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности применения ответственности в виде взыскания законной неустойки.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.11.2017 по делу N А82-6967/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.