Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 мая 2018 г. N Ф08-3032/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
09 февраля 2018 г. |
дело N А32-33219/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Сулименко О.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЮгОберег" - Пустовит А.О. по доверенности от 15.05.2017 N 05-Д/17,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2017 по делу N А32-33219/2017, принятое в составе судьи Дуб С.Н. по заявлению департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края к обществу с ограниченной ответственностью "ЮгОберег" при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Райффайзен - Лизинг" о взыскании 4 525 531 рублей суммы субсидии,
УСТАНОВИЛ:
департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЮгОберег" (далее - ООО "ЮгОберег", общество) о взыскании в доход краевого бюджета 4 525 531 руб. суммы субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Райффайзен - Лизинг" (далее - ООО "Райффайзен - Лизинг" лизингодатель).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что денежные средства обществом израсходованы в соответствии с целевым назначением, основания для её возврата отсутствуют; непредставление установленной договором отчетности не влечет обязанности возвратить субсидию. Оснований, подтверждающих необоснованность выдачи субсидии и нецелевое использование денежных средств, судом первой инстанции не установлено.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил отменить судебный акт, ссылаясь на неисполнение обществом условий договора от 23.12.2014 N 82/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - договор субсидирования от 23.12.2014 N 82/14С) в части сроков предоставления отчетной документации как одно из оснований для возврата суммы субсидии. Полагает, что данное основание является достаточным при истечении сроков действия договоров лизинга и отсутствии доказательств перехода к обществу права собственности на предметы лизинга. Департамент полагает, что обществом цель субсидирования достигнута не была, условие предоставления субсидии нарушено. В качестве доводов в подтверждение неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, департамент указывает на применение судом норм бюджетного законодательства, в то время как между ответчиком и истцом возникли гражданско-правовые отношения, а не бюджетные.
Департаментом также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "ЮгОберег" указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Полагает, что нарушение условий предоставления субсидий образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставления субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами субсидий. Указало, что право собственности на транспортные средства по договорам лизинга перешли к обществу 05.02.2018. Ранее договоры не заключались в связи с наличием у общества задолженности по пеням. Допущенные обществом недостатки при предоставлении отчетной документации не являются основанием для возврата выделенной субсидии. Факт использования полученных ответчиком денежных средств для достижения целей, на которые они были предоставлены, подтверждается материалами дела.
Обществом также заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела договоров купли - продажи транспортных средств и паспортов транспортных средств, которые были приобщены судом к материалам дела в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ, согласно которой документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края и общества с ограниченной ответственностью "Райффайзен - Лизинг" представители в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в сентябре 2014 года общество обратилось в уполномоченный орган по реализации долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме) (далее - Порядок субсидирования) и предоставило документы по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным с ООО "Райффайзен-Лизинг": от 31.05.2013 N 2013/8487; от 30.04.2013 N 2013/8382; от 30.04.2013 N 2013/8383; от 05.06.2013 N 2013/8500.
Приказом Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" заявление общества признано прошедшим отбор на право заключения договора о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга (т.1 л.д. 18-21).
В соответствии с договором от 23.12.2014 N 82/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - договор субсидирования от 23.12.2014 N 82/14С), заключенным между обществом и Министерством стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, обществу предоставлена субсидия в размере 70% от суммы первого взноса (за вычетом НДС), составляющая не более 30% от стоимости предмета лизинга (за вычетом НДС) в сумме 4 525 531 руб.
Указанный размер денежных средств перечислен обществу платежным поручением от 29.12.2014 N 390668 (т.1 л.д. 32).
В связи с непредставлением лицом, получившем субсидию, в установленные сроки отчетной документации как одного из условий субсидирования, департамент письмом от 12.05.2017 N 333-2951/17-03-03 уведомил общество о необходимости возврата предоставленной суммы поддержки (т.1 л.д. 34-35).
В связи с невозвращением обществом спорной суммы в добровольном порядке, департамент обратился в суд с заявлением о возврате субсидии.
Региональная подпрограмма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - краевая целевая подпрограмма).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.07.2015 N 688 данный документ признан утратившим силу с 01.01.2016.
Поскольку договор субсидирования от 23.12.2014 N 82/14С предполагает расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон подлежат регулированию нормами бюджетного законодательства.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Основания для возврата субсидии предусмотрены пунктом 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент предоставления субсидий) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
На момент предоставления ответчику субсидии действовала долгосрочная краевая целевая подпрограмма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201, действовавшим в период предоставления субсидии, утвержден Порядок субсидирования из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1.2 - 1.4 Порядка установлено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми приобретаются следующие предметы лизинга: машины и оборудование, включая его доставку, монтаж и пусконаладочные работы; грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы (автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения, не считая места водителя) (за исключением автотранспортных средств, оборудованных платформой для перевозки грузов и имеющих более трех мест для сидения, с учетом места водителя, а также легковых автомобилей).
При этом под первым взносом для целей реализации настоящего Порядка понимается любой предварительный платеж, произведенный лизингополучателем в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) до момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга.
Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга):
заключенным не ранее трех лет до начала текущего финансового года (года выплаты субсидий);
в соответствии с которыми приобретаются предметы лизинга, год выпуска (изготовления) которых составляет не ранее двух лет до начала года, в котором заключен договор финансовой аренды (лизинга).
Требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, которым возможно предоставление субсидии, закреплены в пункте 1.6 Порядка.
В пункте 3.6 Порядка были предусмотрены основания для возврата субсидии в краевой бюджет, а именно: в случае выявления фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, суммы полученных субсидий в течение 10 календарных дней со дня уведомления субъекта малого и среднего предпринимательства подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
Как следует из материалов дела, пунктами 4.3, 4.4, 4.6 договора субсидирования предусмотрено обязательство ответчика по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечении срока действия договоров финансовой аренды (лизинга) предоставлять департаменту информацию о том, что договоры финансовой аренды (лизинга) не расторгались, не были признаны недействительными, не изменялись условия о том, что срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет, в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга ответчику по истечении срока действия договоров; информация должна быть заверена обществом и лизингодателем, а также подписанное субъектом предпринимательства и заверенное печатью информационное письмо, подтверждающее осуществление предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из ЕГРЮЛ. Такая отчетность подлежала предоставлению в министерство не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
Как следует из материалов дела, информация, предусмотренная пунктами 4.3 и 4.4 договора исполнены обществом с нарушением установленных сроков на два дня - 17.03.2017, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции департамента на письме от 15.03.2017 и роспись сотрудника департамента (т.2 л.д. 5).
Кроме того, обществом в суд апелляционной инстанции представлены доказательства перехода в собственность автотранспортных средств, являвшихся предметом договоров лизинга, а именно: договоры купли-продажи от 07.04.2017 N ЛП-9494/2017-8382, от 16.05.2017 N ЛП-9575/2017-8500, от 28.04.2017 N ЛП-9495/2017-8383, от 18.05.2017 N ЛП-9576/2017-8487, акты приемки-передачи от 05.02.2018, паспорта 20 единиц транспортных средств с отметкой лизингодателя о заключении договоров, акты сверки по взаиморасчетам.
Таким образом, договоры финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми была предоставлена субсидия, были исполнены обществом, переход права собственности на предметы лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, осуществлен, в связи с чем, факт целевого использования ответчиком полученной субсидии (на оплату первого взноса) подтвержден материалами дела.
В обоснование причин невозможности заключения договоров ранее ответчиком предоставлены документы, в том числе, переписка с лизингодателем, копии судебных актов, подтверждающие наличие судебных разбирательств по вопросу размера пени, подлежащей уплате за несвоевременное внесение платежей, приведшее к временной отсрочке момента перехода права собственности на автотранспортные средства по договорам лизинга.
Учитывая обстоятельства данного конкретного дела, суд апелляционной инстанции полагает, что нарушение срока предоставления отчетности на два дня не является основанием для возникновения у ответчика обязанности по возврату субсидии.
По смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии).
Возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенных документов преследует цель контроля за использованием предоставления денежных средств, неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий. Законодатель определяет два возможных случая возврата средств субсидий: нецелевое использование данных средств или нарушение условий предоставления субсидий (условий получения). Данные основания при рассмотрении настоящего спора не установлены.
При отсутствии доказательств нецелевого использования полученной предпринимателем суммы субсидии основания для ее возврата в бюджет по заявленным истцом мотивам недостаточны.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно, всесторонне, объективно исследовал обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую оценку. Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалованного судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2017 по делу А32-33219/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.