г. Москва |
|
08 февраля 2018 г. |
Дело N А41-56073/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Коновалова С.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от истца - Фирсова И.Н. по доверенности от 20.01.2018, Кожемяко Е.В. на основании выписки из протокола N 1 от 26.03.2017,
от СНТ "Николино" - Полилова Т.А. по доверенности N 77 АВ 3661970 от 12.05.2017,
от Управления Росреестра по МО - представитель не явился, извещен,
от 3-го лица - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу СНТ "Николино" на решение Арбитражного суда Московской области от 4 декабря 2017 года по делу N А41-56073/16 принятое судьей Богатиной Ю.Г. по иску СНТ "Тополек" к СНТ "Николино", Управлению Росреестра по МО, третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО об оспаривании межевания земельного участка с кадастровым номером 50:06:0070602:810, установлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:06:0070602:293,
УСТАНОВИЛ:
СНТ "Тополек" обратилось в Арбитражный суд Московской области к СНТ "Николино" и Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявленными требованиями (уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ):
1.Признать недействительными сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:06:0070602:810 в части смежной границы с границей земельного участка с КН 50:06:0070602:293 в установленных координатах;
2.Установить смежную границу земельного участка с КН 50:06:0070602:810 в части смежной границы с границей земельного участка с КН 50:06:0070602:293 в установленных координатах;
3.Установить границы земельного участка с КН 50:06:0070602:293 в части, смежной с границей земельного участка с КН 50:06:0070602:810 в установленных координатах.
Решением Арбитражного суда Московской области от 4 декабря 2017 года по делу N А41-56073/16 требования СНТ "Тополек" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, СНТ "Николино" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на то, что суд первой инстанции не использовал возможность вызова экспертов на заседание суда для разъяснения сторонам предложенного варианта границ и не проводил повторной экспертизы, на то, что экспертиза была проведена без изучения экспертами правоустанавливающих документов и Генплана СНТ "Николино", а также на то, что к участию в судебном процессе в качестве стороны не была привлечена Администрация Шаховского района.
В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, полагая, что оно вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель СНТ "Тополек" в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, СНТ "Тополек" является собственником земельного участка площадью 67000 кв. м с КН 50:06:0070602:293 по адресу Московская область Шаховской район с/о Бухоловский.
Указанный участок принадлежит товариществу на основании Постановления Главы администрации Шаховского района N 560 от 14.12.1993 о закреплении земель за садоводческим товариществом "Тополек" и Государственного Акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N МО-6-7298.
Ответчику СНТ "Николино" на праве коллективно-совместной собственности принадлежит земельный участок с КН 50:06:0070602:810 площадью 63000 кв. м (земли общего пользования) на основании постановления Главы администрации Шаховского района N 411 от 03.09.1993 "О закреплении земель за садоводческим товарищество "Николино".
Земельные участки с КН 50:06:0070602:293 (истца) и 50:06:0070602:810 (ответчика) являются смежными, разделены на местности металлическим забором, построенным в 1995 году.
До межевания земельного участка ответчика, вдоль забора на территории участка истца проходила дорога. Данная дорога входила в состав земель общего пользования СНТ "Тополек" на основании генерального плана и государственного акта.
После межевания данная дорога стала входить в состав земельного участка с КН 50:06:0070602:810.
Между тем, данная дорога является единственным въездом в СНТ "Тополек" и единственным подъездом к земельным участкам членов СНТ "Тополек с номерами 1-5, 10, 16.
С 1993 года дорога содержалась и обслуживалась средствами членов СНТ "Тополек".
Ранее забор между участками был сплошной, но когда дорога была приведена членами СНТ "Тополек" в пригодное состояние, СНТ "Николино" разрезали забор и стали пользоваться ею для более быстрого и удобного проезда.
Кроме того, вдоль дороги находятся линии электропередач принадлежащие СНТ "Тополек" (в 2011 году между ОАО "Мосэнергосбыт" и СНТ "Тополек" был подписан договор энергосбережения N 829 с определением эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений), которые после межевания участка ответчика также вместе с дорогой оказались на территории СНТ "Николино".
Земельный участок ответчика с КН 50:06:0070602:810 образован без учета существования смежного земельного участка истца с КН 50:06:0070602:293, т.е. без процедуры согласования границ. В результате спорный участок поставлен на кадастровый учет с пересечением его границ со смежным земельным участком.
Согласно заключению ООО "Дельта" технический отчет Инженерно-геодезические изыскания Объект "Топографическая съемка части дороги, расположенной по адресу Московская область, Шаховской район с/п Степаньковское, между СНТ "Тополек" и СНТ "Николино", - дорога шириной 14 метров из которых 8 метров отмежевано СНТ "Николино" и остаток на местности составил не 6 м, а 1 м. При возведении ограждения СНТ "Николино" перекрывается единственный доступ к земельным участкам СНТ "Тополек". Площадь участка дороги, являющейся общей для обоих СНТ, составляет 1840 метров.
В целях осуществления кадастрового учета СНТ "Тополек" обратилось в кадастровую палату, которая приостановила осуществление кадастрового учета в связи с пересечением границ соседнего земельного участка ответчика.
Таким образом, истец полагает, что принадлежащий ему земельный участок до настоящего времени не поставлен на кадастровый учет, чем нарушаются его права и законные интересы, в связи с неправильной постановкой на кадастровый учет земельного участка ответчика, частично захватившего территорию истца своими установленными границами.
Учитывая изложенные обстоятельства, товарищество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия ошибки при установлении границ земельного участка с КН 50:06:0070602:810 и необходимости установления границ смежных земельных участков истца и ответчика с учетом правоустанавливающих документов и заключения судебной землеустроительной экспертизы.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и на решение спора о принадлежности той или иной его части. Смежный землепользователь по такому иску является ответчиком. В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами точек.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ).
В силу ч.ч.1, 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон N 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи: вид объекта недвижимости, кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, площадь.
Согласно ч. 8 и ч. 9 ст. 22 закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 ст. 22 закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 26 закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, отличается от площади земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории, схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, более чем на десять процентов.
Согласно ст. 43 закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается спорным по результатам выполнения комплексных кадастровых работ, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся также сведения о наличии земельного спора о местоположении границ таких земельных участков с учетом заключений согласительной комиссии.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в ранее действовавшей редакции (далее - закон N 221-ФЗ), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу ч. 1 ст. 7 закона N 221-ФЗ, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Согласно ч. 1 ст. 16 закона N 221-ФЗ, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в законе сведений, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (ч. 2 ст. 16 закона N 221-ФЗ).
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости (ч. 4 ст. 16 закона N 221-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 22 закона N 221-ФЗ если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В силу ч. 1 ст. 23 закона N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Частями 1, 2 ст. 38 закона N 221-ФЗ предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч. 3 ст. 38 закона N 221-ФЗ).
Частями 7, 9, 10 закона N 221-ФЗ предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом указанного согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 40 закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (ч. 5 ст. 40 закона N 221-ФЗ).
Из материалов дела следует, что СНТ "Тополек" является правообладателем земельного участка с КН 50:06:0070602:293 по адресу Московская область Шаховской район с/о Бухоловский, площадью 67000 кв. метров, который состоит на кадастровом учете как ранее учтенный, а его границы не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
СНТ "Николино", является правообладателем земельного участка с КН 50:06:0070602:810, адрес Московская область Шаховской район с/т Николино, площадью 60000 кв. метров. Участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный.
СНТ "Николино" произвело межевание своего земельного участка с КН 50:06:0070602:810 в целях установления его границ.
На основании результатов межевания в ГКН были внесены сведения о границах земельного участка с КН 50:06:0070602:810, в результате в состав земель ответчика вошла Западная дорога.
Уникальные характеристики границ указанного земельного участка ответчика не соответствуют фактическим границам СНТ "Николино", проводя межевание данного участка СНТ "Николино" фактически включило в свою территорию дорогу СНТ "Тополек".
В рамках судебного дела N А41-16412/15 по иску СНТ "Николино" к СНТ "Тополек" о нечинении препятствий в пользовании земельным участком с КН 50:06:0070602:810, в частности, убрать самовольно установленные два бетонных блока, блокирующие заезд с Западной дороги на две улицы СНТ "Николино", убрать шлагбаум во въездной зоне Западной дороги, СНТ "Тополек" обратилось к СНТ "Николино" с встречным иском об исключении из ГКН уникальные характеристики границ земельного участка с КН 50:06:0070602:810.
Решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-16412/15 от 25.12.2015, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016, первоначальный иск удовлетворен частично; в удовлетворении встречных требований отказано в связи с ненадлежащим способом защиты права, а именно, наличием спора о праве между СНТ "Николино" и СНТ "Тополек".
Настоящий иск заявлен СНТ "Тополек" к СНТ "Николино" в соответствии со ст. ст. 39, 40 закона N 221-ФЗ, Постановлением ВАС РФ N 10/22, и является иском об установлении границ земельных участков.
В соответствии со ст. ст. 59, 60 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, предусмотренных федеральными законами. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Права всех собственников защищаются равным образом (ч. 4 ст. 212 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Как усматривается из материалов дела, истец ООО "Есипово" является собственником спорных земельных участков, в отношении которых в Государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о площади участков, не соответствующие их фактической площади.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пунктами 45, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
В соответствии со ст. 82 АПК РФ, сложившейся судебной практикой по данной категории дел, по искам об установлении границ земельных участков подлежит назначению судебная землеустроительная экспертиза.
Определением Арбитражного суда Московск4ой области от 15.11.2016 назначена судебная экспертиза.
Согласно экспертному заключению от 27.06.2017 чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении и пользовании с/т Тополе) масштаба 1:25000 не может быть использован экспертами для определения координат характерных точек границ земельного участка с КН 50:06:0070602:293, так как средняя квадратичная погрешность определения местоположения характерных точек границ на данном плане картометрическим методом составляет 5 метров, что превышает допустимую точность в 25 раз, а также ввиду отсутствия на данном плане геодезических данных необходимых для определения координат характерных точек картометрическим методом.
По Генеральному плану СНТ "Тополек" (выделенный том по делу N А41-56073/1) масштаба 1:1000, сопоставив его с данными ГКН, возможно определить местоположение границ земельного участка с КН 50:06:0070602:293, в части смежной границы с СНТ "Николино".
В исследовательской части экспертного заключения эксперты указали, что на генплане СНТ "Тополек" обозначена ширина земель общего пользования СНТ "Тополек" в части смежной границы с СНТ "Николино", которая представляет собой дорогу/проезд. Ширина дороги/проезда земель общего пользования СНТ "Николино" с КН 50:06:0070602:293 на основании Генплана СНТ "Тополек" составляет 7 метров.
На чертеже указан масштаб 1:1000. Таким образом, 1 см на карте - 10 метров на местности. Эксперты измерили ширину земель общего пользования СНТ "Тополек" в части смежной границы с СНТ "Николино", которая представляет собой дорогу/проезд. Ширина дороги/проезда земель общего пользования СНТ "Николино" на генплане СНТ "Тополек" составляет примерно 0,7 см, т.е. на местности - примерно 7 метров, что соответствует указанной ширине дороги.
Земли общего пользования СНТ "Тополек" в части смежной границы с СНТ "Николино", представляющие собой дорогу/проезд шириной 7 метров, согласно генплану СНТ "Тополек" расположены перед фасадными границами земельных участков членов СНТ "Тополек NN 1 (КН 50:06:0070602:207), 32 (КН 50:06:0070602:295), 4 (КН 50:06:0070602:296), 5 (КН 50:06:0070602:297), 6 (КН 50:06:0070602:298), 8 (КН 50:06:0070602:300), 10 (КН 50:06:0070602:217), 14 (КН 50:06:0070602:211), 16 (КН 50:06:0070602:1196). Границы указанных земельных участков определены в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ.
На основании данных КПТ (кадастровые планы территории) с КН 50:06:0070602 и 50:06:0070609 экспертами в программе AutoCAD определено местоположение границ земельных участков в системе координат МСК-50, расположенных левее и правее спорной дороги. Далее, экспертами в программе AutoCAD сопоставлены данные ГКН, отраженные на рисунке, с Генеральным планом СНТ "Тополек" по направлениям фасадных границ или фасадных межей земельных участков СНТ "Тополек".
Учитывая вышеприведенное сопоставление и принимая во внимание данные ГКН, а также Генеральный план СНТ "Тополек", экспертами разработан вариант установления внешних границ земельного участка с КН 50:06:0070602:293 в части смежной границы с СНТ "Николино" с указанием координат поворотных точек.
Экспертами также представлен вариант установления границ земельного участка с КН 50:06:0070602:293 в части смежной границы с СНТ "Николино" с указанием координат поворотных точек.
Ответчик, не согласившись с экспертным заключением, ходатайствовал в суде первой инстанции о проведении в порядке ст. 87 АПК РФ повторной экспертизы.
Указанной ходатайство было отклонено судом первой инстанции, ввиду его необоснованности.
Заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу (ч. 3 ст. 86 АПК РФ).
Правовые основы проведения судебных экспертиз в арбитражном процессе регулируются положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе: - содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; - оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование; - иные сведения в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 8 Закона N 73-ФЗ эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
В соответствии со ст. 86 АПК РФ и ст. 25 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ, на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Требования к содержанию заключения эксперта установлены статьей 25 Закона N 73-ФЗ, согласно которой в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе: - содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; - оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
С учетом требований изложенных выше норм права надлежащим образом выполненное экспертное заключение должно содержать подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате этих исследований выводы и ответы на поставленные арбитражным судом вопросы.
Исследовав и оценив представленное экспертное заключение, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соответствии его нормам законодательства, указав, что оно содержит ответы на поставленные вопросы, является полным и обоснованным.
В силу ч. 1 ст. 28 закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (ч. ч. 4, 5 ст. 28 закона N 221-ФЗ).
В соответствии со ст. 61 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
На основании изложенного, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные требования.
В ходе судебного разбирательства в апелляционном суде, от заявителя не поступало ходатайство о проведении повторной экспертизы.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле Администрацию Шаховского района, подлежит отклонению, поскольку обжалуемый судебный акт не может повлиять на ее права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04.12.2017 по делу N А41-56073/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.