г. Челябинск |
|
06 февраля 2018 г. |
Дело N А76-15337/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2018 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Челябинской таможни на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21 ноября 2017 года по делу N А76-15337/2017 (судья Командирова А.В.).
В заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Агеевой Веры Анатольевны - Лесников П.А. (доверенность от 26.05.2017),
Челябинской таможни - Радаева Е.Ю. (доверенность от 09.01.2018 N 38), Аркан Н.В. (доверенность от 09.01.2018 N 1), Цымбал Д.Н. (доверенность от 09.01.2018 N 11).
Индивидуальный предприниматель Агеева Вера Анатольевна (далее - заявитель, ИП Агеева В.А., предприниматель, декларант) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области к Челябинской таможне (далее - заинтересованное лицо, Челябинская таможня, таможенный орган) с заявлением о признании недействительным решения Южно-Уральского таможенного поста Челябинской таможни от 13.01.2017 об отказе в выпуске товара, продекларированного в декларации на товары N 10504110/120117/0000298.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 21.11.2017 по настоящему делу заявленные обществом требования удовлетворены. Кроме того, с Челябинской таможни в пользу предпринимателя, в возмещение расходов последнего по уплате государственной пошлины за подачу соответствующего заявления в арбитражный суд первой инстанции, взыскано 3000 рублей.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать предпринимателю в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности таможенный орган ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции при принятии решения не учтены нормы п. 1 ст. 195, п. 1 ст. 201 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС, Кодекс), п. 3 ст. 1, ст. 2, ч. ч. 4.1, 4.2 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - ТР ТС 022/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, - учитывая то, что понятия "экспортер" и "изготовитель", не являются тождественными, хотя бы, в рассматриваемой спорной ситуации, имеет место быть, совпадение экспортера и изготовителя, в одном лице.
В представленном письменном мнении на апелляционную жалобу в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприниматель просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, письменного мнения на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, исходил из наличия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данные выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из имеющихся в деле доказательств, ИП Агеевой В.А. 12.01.2017 на Южно-Уральский таможенный пост Челябинской таможни была представлена декларация на товары (далее - ДТ) N 10504110/120117/0000298, с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввезенной на таможенную территорию Российской Федерации следующей пищевой продукции: 1) семена кунжута индийского лущеные, очищенные до 99,98 % на машине Sortex, 5000 кг, 200 бумажных мешков, не содержат генно-модифицированные организмы, предназначены для применения в пищевой промышленности, изготовитель - Spice & More, товарный знак отсутствует, код 1207409000 ЕТН ВЭД ЕАЭС; 2) семена кумина индийского (зира) недробленые и немолотые (лат. Cuminum cuminum) очищенные до 99,50 % на машине Sortex, 5000 кг, 200 полипропиленовых мешков, не содержат генно-модифицированные организмы, предназначены для применения в пищевой промышленности, изготовитель - Spice & More, товарный знак отсутствует, код 0909310000 ЕТН ВЭД ЕАЭС; 3) очищенные семена индийской шамбалы (пажитника сенного) недробленые и немолотые (степень очистки на машине Sortex 99,50 %), 3000 кг, 120 пропиленовых мешков, не содержат генно-модифицированные организмы, предназначены для применения в пищевой промышленности, изготовитель - Spice & More, товарный знак отсутствует, код 0910991000 ЕТН ВЭД ЕАЭС; 4) индийская куркума порошкообразная с содержанием куркумина не менее 2,5 % - 4000 кг, 160 полипропиленовых мешков, не содержит генно-модифицированные организмы, предназначена для применения в пищевой промышленности, изготовитель - Spice & More, товарный знак отсутствует,код 0910300000 ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Товар поставлен на основании контракта от 30.07.2015 N 30/07, дополнительных соглашений к нему - от 15.07.2016 N 1 и от 29.09.2016 N 4, заключенных между продавцом - Spices & More (Индия) и покупателем - ИП Агеевой В.А. (Российская Федерация).
При декларировании товара в качестве документа, подтверждающего соответствие товара Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011 (далее - ТР ТС 021/2011), утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, представлен электронный документ - декларация о соответствии ТС N RU Д-Ш.АЯ14.А.07917, сроком действия с 21.11.2016 по 20.11.2017, согласно содержанию которой, партия пищевой продукции, соответствует требованиям указанных технических регламентов (т. 1, л.д. 13).
По запросу должностного лица Южно-Уральского таможенного поста Челябинской таможни, ИП Агеевой В.А. представлены фотоснимки маркировки декларируемого товара.
Южно-Уральским таможенным постом Челябинской таможни 13.01.2017 предпринимателю отказано в выпуске товара, по причине несоблюдения условий выпуска товара, установленных статьей 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, в связи с чем, декларанту рекомендовано промаркировать продукцию в соответствии с Техническим регламентом (указать производителя товаров).
В соответствии со статьей 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 181 ТК ТС в декларации на товары указываются следующие сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера) количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость.
Согласно статье 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в том числе, произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.
В отношении товара, поступившего по ДТ N 10504110/120117/0000298 заявителем в таможенный орган при этом представлены: контракт от 30.07.2015 N 30/07, дополнительные соглашения к контракту от 15.07.2016 N 1 и от 29.09.2016 N 4,, декларация о соответствии N ТС N RU Д-Ш.АЯ14.А.07917, сертификат происхождения EI 46706970 от 24.10.2016, счет-фактура от 21.10.2016 N SM/443/2016, - содержащие сведения об изготовителе товара (коим является экспортер - Spices & More) и адресе его места нахождения.
Статьей 2 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ, Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов) правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты в части, касающейся обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, не должны содержать нормы, противоречащие настоящему Федеральному закону.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, применяются правила международного договора.
Предназначенные для реализации пищевые продукты, материалы и изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (п. 1 ст. 12 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов.
Перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме обязательной сертификации, и перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, устанавливаются техническими регламентами, а до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации таможенным органом фактически не предъявлено каких-либо претензий к качеству поступившей на территорию Российской Федерации, пищевой продукции, применительно к условиям ТР ТС 021/2011.
Пунктом 1 статьи 1 ТР ТС 022/2011 установлено, что настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки.
Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции (пункт 3 статьи 1 ТР ТС 022/2011).
Статьей 2 ТР ТС 022/2011 даны в числе прочего, определения:
маркировки пищевой продукции - информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним;
упакованной пищевой продукции - пищевая продукция, помещенная в потребительскую упаковку.
Термины, не определенные настоящей статьей, используются в настоящем техническом регламенте Таможенного союза в значениях, определенных законодательством Таможенного союза.
Согласно статье 3 ТР ТС 022/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Частью 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 определены требования к маркировке упакованной пищевой продукции, а именно:
1. Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
1) наименование пищевой продукции;
2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
3) количество пищевой продукции;
4) дату изготовления пищевой продукции;
5) срок годности пищевой продукции;
6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);
8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;
10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).
11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;
2. Предусмотренная пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.
Частью 4.2 ТР ТС 022/2011 определены общие требования к маркировке пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку:
1. Маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция, должна содержать следующие сведения:
1) наименование пищевой продукции;
2) количество пищевой продукции;
3) дату изготовления пищевой продукции;
4) срок годности пищевой продукции;
5) условия хранения пищевой продукции;
6) сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции (например, номер партии);
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции.
В случае если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи.
2. Предусмотренная пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку, должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.
В рассматриваемой ситуации, между тем, таможенным органом не отрицается, и не отрицалось изначально, совпадение изготовителя и экспортера, в одном лице, коим является Spices & More, Bhavya Plaza, 2nd floor, Office N 203, Khar Station Road, Khar West, Mumbai, 00052, India.
Соответствующие идентифицирующие признаки изготовителя (экспортера) в данном случае содержит маркировка упаковки пищевой продукции, что заинтересованным лицом также не отрицается.
Данные сведения в равной степени отражены в декларации о соответствии ТС N RU Д-Ш.АЯ14.А.07917.
При наличии вышеперечисленного арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявленные предпринимателем требования о признании недействительным решения Южно-Уральского таможенного поста Челябинской таможни от 13.01.2017 об отказе в выпуске товара, продекларированного в декларации на товары N 10504110/120117/0000928.
В то же время, при разрешении вопроса о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов, связанных с уплатой ИП Агеевй В.А. государственной пошлины в связи с обращением в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением, арбитражный суд первой инстанции не учел следующее.
Обращаясь в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения таможенного органа, ИП Агеева В.А. платежным поручением от 31.05.2017 N 2197 уплатила государственную пошлину в сумме 3000 рублей (т. 1, л.д. 9).
Между тем, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
для физических лиц - 300 рублей;
для организаций - 3000 рублей.
Таким образом, ИП Агеевой В.А. при обращении в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением было необходимо уплатить государственную пошлину в размере 300 рублей.
Государственная пошлина в сумме 2700 рублей, уплаченная ИП Агеевой В.А. по платежному поручению от 31.05.2017 N 2197, является таким образом, излишне уплаченной, а потому, подлежала возврату индивидуальному предпринимателю Агеевой Вере Анатольевне из федерального бюджета на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, но не отнесению на таможенный орган.
При наличии вышеперечисленных обстоятельств, решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу подлежит изменению, как принятое при неправильном применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21 ноября 2017 года по делу N А76-15337/2017 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Требования, заявленные индивидуальным предпринимателем Агеевой Верой Анатольевной удовлетворить.
Признать недействительным решение Южно-Уральского таможенного поста Челябинской таможни от 13.01.2017 об отказе в выпуске товара, продекларированного в декларации на товары N 10504110/120117/0000928.
Взыскать с Челябинской таможни в пользу индивидуального предпринимателя Агеевой Веры Анатольевны в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 (триста) рублей.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Агеевой Вере Анатольевне из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 31.05.2017 N 2197 государственную пошлину в сумме 2700 (две тысячи семьсот) рублей".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.