г. Челябинск |
|
05 февраля 2018 г. |
Дело N А07-24915/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Пирской О.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.10.2017 по делу N А07-24915/2016 (судья Архиреев Н.В.).
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - учреждение "Башкирское УГМС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Администрации, выраженного в письме исх.16-6260 от 19.08.2016 по установлению охранных зон гидрологической станции 1 разряда Стерлитамак, постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха N N 1-4Ю; в порядке устранения допущенного нарушения законных интересов заявителя - об обязании Администрации в семидневный срок издать постановление об установлении охранных зон указанных объектов в границах, поименованных в уточненных требованиях, принятых судом первой инстанции на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) - л.д.87 т.12).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании ст.51 АПК РФ привлечены Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура, государственное унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации" Республики Башкортостан, Абдрахманов Альберт Маратович, Агишев Артур Салаватович, Аеткулова Диана Рулановна, Андреев Павел Федорович, Анисимова Александра Ивановна, Ардаширов Антон Газимович, Ардаширов Арсений Антонович, Ардаширова Дарина Антоновна, Асфандияров Рафаиль Габдракибович, Аухатов Улфат Мидхатович, Байбурина Людмила Анатольевна, Басыров Шамил Минрахимович, Басырова Люция Абдулловна, Бикметов Науфаль Мукатдасович, Богданов Эдуард Альбертович, Бочкарева Елена Андреевна, Бутенко Лилия Александровна, Быстров Александр Владимирович, Варманаева Анна Петровна, Вдовиченко Светлана Леонидовна, Гаврилов Андрей Николаевич, Гайнуллина Раисма Зуфаровна, Гайнуллина Фархана Нурмухаметовна, Галева Аниса Шарифьяновна, Ганиев Айдар Мидхатович, ГАПОУ Стерлитамакский колледж строительства и профессиональных технологий, Гаражный потребительский кооператив "Союз", Гаязов Рустам Рафилович, Гаязова Розалия Рамиловна,. ГБПОУ Стрелитамакский химико технологический колледж, ГБУ РБ Управление аналитического контроля, ГБУЗ РБ Городская инфекционная больница города Стерлитамак, ГБУЗ Республиканская психиатрическая больница N 2 Министерства здравоохранения РБ, Герасимова Нина Владимировна, ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан, Голов Александр Сергеевич, Григорьев Вадим Эдуардович, Грубова Татьяна Ильинична, Губарева Галина Васильевна, Гусева Екатерина Титовна, Давлетшина Гульназ Абдулхаевна, Давыдов Александр Михайлович, Даутов Наиль Закиевич, Дерунов Игорь Викторович, Диланян Паруйр Арзуманович, Дударева Наиля Биктимировна, Егорова Раида Григорьевна, Ерофеева Валентина Алексеевна, Жуков Сергей Владимирович, Заикина Елена Николаевна, Зайнуллина Светлана Галиевна, Залусская Татьяна Сергеевна, Залусский Андрей Сергеевич, Залусский Павел Сергеевич, Залусский Сергей Владимирович, АО "Тандер", Звонов Василий Лаврентьевич, Злобин Сергей Николаевич,. Злобина Ольга Владимировна, Ибрагимов Айдар Имамутдинович, Ибрагимова Фавзия Хасановна, Иванов Александр Николаевич, Иванов Сергей Борисович, Ипатова Светлана Геннадьевна, Искандаров Венир Васигович, Ишмуратова Татьяна Александровна, Ишмурзин Марат Ринатович, Ишмурзин Мурат Ринатович, Ишмурзина Наталья Айратовна, Ишмухаметов Ильшат Анасович, Капишев Василий Степанович, Каримов Ильдар Айратович, Кистанов Юрий Сергеевич, Козлова Наиля Фаритиовна, Колодкин Владимир Иванович, Конаков Владимир Иванович, Конаков Юрий Васильевич, Косихин Александр Владимирович, Кузнецова Вера Ивановна, Кузнецова Елизавета Петровна, Кулакова Евгения Александровна, Кутуев Виталий Филиппович,. Кучинская Елена Юрьевна, Кучинский Юрий Николаевич, Ларионов Петр Иванович, Лебедева Гульнара Ришатовна, Лебедева Флюра Алимулловна, Лощинин Виктор Николаевич, Мавлютова Марфуга Абдулкадировна, МАДОУ "Детский сад N 35" ГО г. Стерлитамак РБ, МАДОУ "Детский сад N 37" ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан, МАДОУ "Детский сад N 43" ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан, МАДОУ "Детский сад N 56" ГО г. Стерлитамак, МАДОУ "Детский сад N 58" ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан, МАДОУ "Детский сад N 6" ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан, Майданюк Галина Михайловна, Мананов Фаниль Талгатович, Мансурова Роза Низамутдиновна, МАОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа" ГО г.Стерлитамак Республики Башкортостан, МАОУ ДОД "Детская художественная школа N 1" ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан, МАОУ ДОД "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан, МБУ "Централизованная библиотечная система" ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан, Метелева Альбина Ивановна, МЗИО Республики Башкортостан, Минаева Нина Алексеевна, Миняева Валентина Семеновна, Мокеева Ирина Павловна, МУП "Межрайкоммунводоканал" ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан, МУП "Стерлитамакское троллейбусное управление" ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан, МУП "Электрические сети" ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан, Мухамедьяров Ильшат Венерович, Мухамедьяров Радмир Ильшатович, Мухамедьярова Жанната Ильшатовна, Мухамедьярова Лилия Мазитовна, Назарова Екатерина Владимировна, Насибова Гульнара Нурмухаметовна, Негодин Александр Анатольевич, Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Высший юридический колледж "Экономика, финансы, служба безопасности", Низамутдинов Фердаус Асхатдинович, Николаева Людмила Михайловна, Николаенко Георгий Николаевич, Ниязгулов Сабир Хайбуллович, ОАО "Газпром газораспределение Уфа", ОАО "Стерлитамакский хлебокомбинат", ООО "Недвижимость СТ", ООО "Открытые инвестиции", ООО "Сеть развлекательных центров "Галактика", ООО "Уралнефтепродукт", Остроминская Гульназ Сабитовна, ПАО "Башинформсвязь", Перемолотов Сегрей Владимирович, Перепечай Татьяна Петровна, Петрова Валентина Николаевна, Пожалова Надежда Михайловна, Политаев Сергей Иванович, Полукова Наталья Михайловна, Полукова Ольга Михайловна, Потапов Сергей Петрович Рыбин Василий Петрович, Рыбин Максим Петрович, Сагитова Маргарита Амировна, Сагитова Юлия Шамилевна, Саламашкин Андрей Владимирович, Сидорова Валентина Ивановна Сидорова Татьяна Сергеевна, Синев Александр Александрович, Синев Александр Владимирович, Синева Гульнара Абдурасуловна, Синева Ирина Григорьевна, Синева Мария Александровна, Смирнов Николай Викторович, Смирнова Татьяна Ивановна, Степанов Александр Денисович, Степанова Нина Виниамтиновна, Сулейманов Нафи Ахметгалеевич, Суфиянов Флорид Фаварисович, Тарасевич Леонид Васильевич, Тарасова Анастасия Николаевна, Тарасова Евдокия Николаевна, Терехова Мария Андреевна, Тимофеев Дмитрий Анатольевич, Тимофеева Ирина Сергеевна, Тришина Прасковья Егоровна, ТУ Росимущество в Республике Башкортостан, Тумина Светлана Михайловна, Тупикин Алексей Егорович, Тупичкина Анна Петровна, Ульянова Мария Григорьевна, Уляев Ильгиз Габдулхаевич, Усманов Фаргат Галиевич, Усманова Галина Александровна, Утякаев Тимур Рустэмович, ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Башкортостан", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии и Республике Башкортостан", ФГБУ ВПО "УГНТУ", Федоров Владимир Иванович, Федорова Мария Савельевна, Филиппов Иван Александрович, Фирсова Евдокия Максимовна, Фомина Лариса Алексеевна, Фомкина Тамара Федоровна, Фролов Виктор Иванович, Хатмуллин Ильдар Мугалимович, Хисматуллина Зилена Хайрваровна, Худайбирдина Ифля Насимовна, Чаусов Максим Станиславович, Чиглинцев Иван Васильевич, Чиглинцева Зоя Федоровна, Чиглинцева Ирина Ивановна, Шакбасаров Рустам Юсупович, Шакбасаров Рустам Юсупович, Шакбасарова Ольга Викторовна, Шакбасоров Александр Рустамович, Шершуков Юрий Фролович, Шершукова Нина Петровна, Ширгазин Ильдар Анварович, Шуваров Рустам Хатипович, Шуварова Альбина Ирековна, Шутов Василий Григорьевич, Шутова Валентина Григорьевна, Шутова Нина Григорьевна, Щеглов Виктор Иванович, Юдинцев Николай Александрович, Ягафаров Альберт Амирович, Ягафаров Тагир Бареевич, Ягафарова Лера Разяповна, ФГБУ "ФКП" в лице филиала по Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.10.2017 (резолютивная часть объявлена 05.10.2017) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным оспариваемый отказ и обязал Администрацию района в срок, не превышающий 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, повторно рассмотреть заявление учреждения "Башкирское УГМС" исх. N 1-18-3106 от 04.08.2016 об установлении охранных зон в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации (л.д. 185 т.12).
С указанным решением не согласилось заинтересованное лицо (далее также - податель апелляционной жалобы), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права и процессуального права.
По мнению апеллянта, учреждение "Башкирское УГМС" узнало о нарушении своих прав из ответа Администрации от 15.04.2016 исх. N 16-2778, в котором Администрация выразила свою правовую позицию по спорному вопросу, то есть задолго до обращения с письмом исх 1-18-3106 от 04.08.2016, в ответ на которое было подготовлено обжалуемое письмо исх.16-6260 от 19.08.2016, в связи с чем апеллянт полагает, что заявителем пропущен трехмесячный срок, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, на оспаривание отказа Администрации, поскольку заявитель обратился в арбитражный суд только 03.11.2016.
Ссылаясь на нормы Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ) и положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 N 972 "Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением" (далее - Положение о создании охранных зон), апеллянт указывает на отсутствие необходимости принятия специального акта органом местного самоуправления об установлении охранных зон вокруг стационарных пунктов наблюдений.
Кроме того, апеллянт отмечает, что, избирая способ восстановления нарушенных прав заявителя, суд исходил из необходимости учитывать существующую застройку территории. Между тем, обращение заявителя не содержит требований об установлении охранных зон вокруг гидрологической станции и постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. Представленные ранее заявителем карты (планы) охранных зон не учитывают существующую застройку.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители сторон и третьих лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 02:56:060602:13 площадью 9135 кв.м., под ГС Стерлитамак принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство 02-СТ 035554 от 26.04.2002) и находится в собственности Российской Федерации (свидетельство 04 АБ 886352 от 17.04.2009 - л.д.15 т.1);
Земельный участок с кадастровым номером 02:56:010301:375 площадью 90 кв.м., под Пост N 1 принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство 04 АВ 172446 от 25.09.2009 - люю.16 т.1) на основании Распоряжения ТУ Росимущества в Республике Башкортостан N 281 от 19.6.2009 и находится в собственности Российской Федерации (свидетельство 04 АБ 786303 от 27.02.2009 - л.д.17 т.1);
Земельный участок с кадастровым номером 02:56:030105:83 площадью 38 кв.м., под Пост N 2 принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство 04 АБ 737513 от 14.01.2009 - л.д.18 т.1) на основании Распоряжения ТУ Росимущества в Республике Башкортостан N 392 от 22.10.2008 и находится в собственности Российской Федерации (свидетельство 04 АБ 964416 от 22.06.2007 - л.д.19 т.1);
Земельный участок с кадастровым номером 02:56:040204:171 площадью 100 кв.м., под Пост N 3 принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство 04 АБ 737641 от 15.01.2009- л.д.20 т.1) на основании Распоряжения ТУ Росимущества в Республике Башкортостан N 392 от 22.10.2008 и находится в собственности Российской Федерации (свидетельство 04 АА 964708 от 25.06.2007- л.д.21 т 1);
Земельный участок с кадастровым номером 02:56:050202:94 площадью 100 кв.м., под Пост N 4 принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство 04 АБ 737642 от 15.01.2009 л.д.22 т.1) на основании Распоряжения ТУ Росимущества в Республике Башкортостан N 392 от 22.10.2008 и находится в собственности Российской Федерации (свидетельство 04 АА 963385 от 22.06.2007 л.д.23 т.1).
Решениями Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан по делу N 2-6754/15 от 25.08.2015 и по делу N 2а-11462/15 от 04.12.2015 были удовлетворены иски Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к заявителю (л.д.24-27 т.1).
Суд обязал заявителя в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить землеустроительные дела и предоставить их на согласование в Администрацию для установления 200 метровой охранной зоны вокруг Постов и ГС Стерлитамак.
Для исполнения решения суда заявитель заключил с ГУП "Башземоценка" РБ договор N 05/0052 от 10.12.2015 г. на выполнение землеустроительных работ.
В рамках исполнения договора подрядчик письмом от 15.03.2016 г. N 278/8 направил Администрации карты (планы) охранной зоны гидрологической станции I разряда Стерлитамак, по адресу: РБ, г. Стерлитамак, ул. Степная, 119, кадастровый номер земельного участка 02:56:060602:13; поста наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха N 1, по адресу: РБ, г. Стерлитамак, ул. Ломоносова, 27, кадастровый номер земельного участка 02:56:010301:375 (далее Пост N 1); поста наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха N 2, по адресу: РБ, г. Стерлитамак, ул. Тукаева, 2Б, кадастровый номер земельного участка 02:56:030105:83 (далее Пост N 2); поста наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха N 3, по адресу: РБ, г. Стерлитамак, ул. Фурманова, 33, кадастровый номер земельного участка 02:56:040202:94 (далее Пост N 3); поста наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха N 4, по адресу: РБ, г. Стерлитамак, ул. Худайбердина, 105, кадастровый номер земельного участка 02:56:050202:94 (далее Пост N 4), для издания постановления об установлении охранных зон станции и постов (л.д.34 т.1).
Письмом в адрес ГУП "Башземоценка" РБ от 15.04.2016 N 16-2778 Администрация сообщила об отсутствии нормативного обоснования для утверждения охранных зон органами местного самоуправления 9л.д.62 т.12).
17.05.2016 заявитель направил в адрес Администрации письмо со ссылкой на необходимость исполнения решений суда (л.д.59 т.12).
В связи с тем, что заинтересованное лицо не сообщило об издании соответствующего постановления или об отказе в его издании, в целях досудебного порядка урегулирования спора заявитель направил в его адрес претензию N 1-18-2886 от 15.07.2016 с требованием в течение семи календарных дней рассмотреть претензию, письмо подрядчика N 278/8 от 15.03.2016 г. и издать постановление (л.д.30 т.1).
Письмом N 16-3632 от 25.07.2016 заинтересованное лицо отказало в утверждении границ охранных зон станции и постов города Стерлитамак ввиду отсутствия оснований у администрации по утверждению границ охранных зон стационарных пунктов наблюдения (л.д.32 т.1).
04.08.2016 учреждение "Башкирское УГМС" направило в адрес Администрации письмо, разъясняющее цель обращения об установлении охранных зон объектов государственной наблюдательной сети (л..31 т.1).
Заинтересованное лицо письмом N 16-6260 от 19.08.2016 уведомило заявителя о том, что нормативно-правовое обоснование утверждения охранных зон станции и постов города Стерлитамак решением органа местного самоуправления отсутствует (л.д.33 т.1).
Полагая, что отказ администрации в утверждении охранных зон станции и постов города Стерлитамак, является незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из предусмотренной действующим законодательством обязательности создания охранных зон в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений, а также из того, что заинтересованное лицо (Администрация) не рассмотрело заявление учреждения "Башкирское УГМС" по существу, а именно, не рассмотрело вопрос об установлении охранной зоны с учетом особенностей соответствующей местности, отказав в согласовании охранной зоны.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность принятого заинтересованным лицом решения и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Положениями подп. 1 п. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены ограничения прав на землю, в том числе установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В соответствии с п. 3 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ) гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях.
Положения ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ также предусматривают, что мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.
При исследовании обстоятельств настоящего спора судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно уставу учреждения "Башкирское УГМС", утвержденному приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 06.10.2015 N 609, указанное учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на территории Республики Башкортостан, а также для выполнения отдельных функций, установленных уставом.
При этом в силу п. 5.2.1, п. 5.2.19 устава на учреждение "Башкирское УГМС", как организацию, подведомственную Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, возложены обязанности, в том числе по обеспечению выполнения государственного задания на оказание услуг, выполнение работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторингу окружающей среды, ее загрязнения, а также по осуществлению подготовки и представления необходимых документов по отводу земельных участков и созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
В соответствии с п. 2.7 устава учреждение "Башкирское УГМС" имеет обособленные подразделения (наблюдательная сеть заявителя), расположенные вне места нахождения учреждения, которые составляют систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе посты, станции, лаборатории и др., предназначенные для наблюдений за гидрометеорологическими процессами, состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе за возникновением опасных природных (гидрометеорологических) явлений, согласно приложению к уставу.
Гидрологическая станция I разряда, посты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха N 1, 2, 3, 4, как обособленные подразделения заявителя, указаны в п. 24, 25.1, 25.2, 25.3, 25.4 приложения к Уставу
Учитывая изложенное суд первой инстанции обоснованно указал, что Гидрологическая станция I разряда и посты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха являются стационарными пунктами наблюдения государственной наблюдательной сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также входят в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Согласно ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.
В силу п. 2 постановления Совмина СССР от 06.01.1983 N 19 "Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды" (далее - постановления Совмина СССР от 06.01.1983 N 19) предусмотрена необходимость установления вокруг гидрометеорологических станций любых видов, производящих метеорологические, морские гидрометеорологические, аэрологические и другие наблюдения, охранные зоны в виде участка земли (водного пространства), ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий этих станций на 200 метров во все стороны.
На основании п. 3 постановления Совмина СССР от 06.01.1983 N 19 земельные участки (водные объекты), входящие в охранные зоны гидрометеорологических станций, не изымаются у землепользователей (водопользователей) и используются ими с соблюдением указанных в данном пункте требований.
В соответствии с п. 4 постановления Совмина СССР от 06.01.1983 N 19 гидрометеорологические станции переносу не подлежат. Земельные участки, занятые гидрометеорологическими станциями, не входящими в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, а также земельные участки, находящиеся в пределах охранной зоны таких станций, могут быть изъяты для государственных или общественных нужд в установленном порядке только в исключительных случаях. При этом перенос указанных станций на новое место (строительство их зданий, сооружений и других объектов) производится силами и за счет средств предприятий, организаций и учреждений, для которых изымаются земельные участки.
В соответствии с п. 3 Положения о создании охранных зон в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны.
В п. 4 Положения о создании охранных зон установлено, что размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий.
В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (п. 6 Положения о создании охранных зон).
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно установил обязательность создания охранных зон в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений, при этом указав, что размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий; границы охранных зон отстоят от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны.
Оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, содержание сложившейся между сторонами переписки по спорному вопросу об утверждении охранных зон станции и пунктов наблюдений, а также Решения Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан по делу N 2-6754/15 от 25.08.2015 и по делу N 2а-11462/15 от 04.12.2015, и установив, что заинтересованное лицо не рассмотрело заявление учреждения "Башкирское УГМС" по существу, а именно, не рассмотрело вопрос об установлении охранной зоны с учетом особенностей соответствующей местности, отказав в согласовании охранной зоны со ссылкой на отсутствие у органов местного самоуправления оснований для утверждения охранных зон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ Администрации не соответствует требованиям ст. 11, 56, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 N 972.
Принимая во внимание то, что проверка указанных в уточненных заявителем требованиях координат поворотных точек охранных зон с учетом существующей застройки входит в компетенцию заинтересованного лица, во избежание подмены судом деятельности исполнительных органов власти, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным избранный судом первой инстанции способ защиты в виде обязания органа местного самоуправления повторно рассмотреть заявление учреждения "Башкирское УГМС" исх. N 1-18-3106 от 04.08.2016 г. об установлении охранных зон в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Доводы о пропуске заявителем трехмесячного срока, предусмотренного ст. 198 АПК РФ, на оспаривание отказа Администрации, подлежат отклонению, поскольку материалами дела подтверждается, что между сторонами велась переписка, последнее письмо заинтересованного лица было направлено в адрес заявителя 19.08.2016, заявитель обратился в арбитражный суд 03.11.2016. Оснований полагать срок на обжалование отказа Администрации пропущенным у суда не имеется.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на её подателя. В связи с освобождением Администрации от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.10.2017 по делу N А07-24915/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
О.Н. Пирская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.