Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 мая 2018 г. N Ф05-6321/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
05 февраля 2018 г. |
Дело N А40-106883/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по г.Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2017 по делу N А40-106883/17, принятое судьей Поляковой А.Б.
по заявлению ФГБОУ ВО "МГУ им.М.В. Ломоносова"
к Управлению Росреестра по г.Москве
третьи лица: 1.Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, 2.Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, 3.Департамент городского имущества города Москвы, 4.ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании недействительным решения от 14.03.2017 N 77/17-16577
при участии:
от заявителя: |
Подейко В.А. по доверенности от 27.12.17; |
от заинтересованного лица: |
Власов Д.Е. по доверенности от 21.12.17; |
от третьего лица: |
1.не явился, извещен; 2.не явился, извещен; 3.Хабаров Д.С. по доверенности от 19.12.17; 4.Жирнова М.А. по доверенности от 21.09.15; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова" (далее - заявитель, МГУ) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решения от 14.03.2017 N 77/17-16577 об отказе в кадастровом учёте изменений здания площадью 5711,1 кв.м., кадастровый номер 77:07:0013003:1026, по адресу: г. Москва, ул. Ломоносовский проспект, д. 31, корп. 5 и о возложении обязанности осуществить кадастровый учёт изменений здания площадью 5711,1 кв.м., кадастровый номер 77:07:0013003:1026, по адресу: г. Москва, ул. Ломоносовский проспект, д. 31, корп. 5 путём изменения его назначения с жилого на нежилое.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2017 признано недействительным решение Управления Росреестра по Москве от 14.03.2017 N 77/17-16577 об отказе в кадастровой учете изменений здания площадью 5711, 1 кв.м., кадастровый номер 77:07:0013003:1026 по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д.31, корп. 5;
суд обязал Управление Росреестра по Москве в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу осуществить кадастровый учёт изменений здания площадью 5711,1 кв.м., кадастровый номер 77:07:0013003:1026, по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д.31, корп.5, путём изменения его назначения с жилого на нежилое.
Ответчик не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней, просил отменить решение суда.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что МГУ является субъектом права оперативного управления на здание площадью 5711,1 кв.м., кадастровый номер 77:07:0013003:1026, по адресу: г. Москва, ул. Ломоносовский проспект, д. 31, корп. 5 (далее - здание).
Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77 АС N 590287, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) 13.11.2015, а также записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.05.2008 N 77-77-13/006/2008-570. Собственником здания является Российская Федерация.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 05.05.2014 N Д-РП-339/4 "О переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения в многоквартирных домах" (далее - распоряжение N Д-РП-339/4), изданным на основании заявления МГУ и с согласия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, все жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и оперативном управлении МГУ, которые расположены в здании, переведены в нежилые (ст. 22, 23 ЖК РФ) в целях использования для ведения образовательной деятельности без предварительных условий.
Постановлением Правительства Москвы от 13.11.2014 N 664-ПП "О реорганизации Департамента городского имущества города Москвы и изменении ведомственного подчинения отдельных государственных казённых учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы" Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы реорганизован в форме присоединения к Департаменту городского имущества города Москвы.
В соответствии с п. 2 ст. 58 ГК РФ и п. 15 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утверждённого Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП (далее - Положение), Департамент городского имущества города Москвы является правопреемником Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Согласно п. 1(1) постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент при осуществлении полномочий, предусмотренных пунктами 4.2.50-4.2.67, 4.2.73 приложения 1 к настоящему постановлению, наделяется правом изменять и/или отменять решения, принятые отраслевыми, функциональными органами исполнительной власти города Москвы либо территориальными органами исполнительной власти города Москвы.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29.09.2016 N 27934 "О внесении изменений в распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 05.05.2014 N Д-РП-339/4" (далее - Распоряжение N 27934) в Распоряжение N Д-РП-339/4 внесены изменения, площадь Здания (5711,1 м2) указана в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости.
06.12.2016 МГУ обратился в филиал по Москве федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений Здания, представив все необходимые для этого документы, в том числе распоряжение N Д-РП-339/4 и распоряжение N 27934.
В связи со вступлением в силу с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) соответствующие полномочия по осуществлению государственного кадастрового учёта перешли от кадастровой палаты к Управлению (ст. 3 Закона о регистрации недвижимости).
Решением Управления от 14.03.2017 N 77/17-16577 в учёте изменений здания отказано.
Посчитав оспариваемое решение необоснованным и нарушающим права и законные интересы МГУ, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На момент обращения МГУ с соответствующим заявлением в кадастровую палату (06.12.2016) основания осуществления кадастрового учёта и состав соответствующих документов регулировались ст. 16, 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в действовавшей на тот момент редакции.
В силу ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учёт осуществлялся, в частности, в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 9, 11-2125-30 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
К числу таких сведений относилось, в частности, назначение здания (нежилое здание, жилой дом, жилое строение или многоквартирный дом), если объектом недвижимости являлось здание (п. 15 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре).
По общему правилу, которое было установлено ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре, кадастровый учёт в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 13-20, 25-29 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости (учёт изменений объекта недвижимости) осуществлялся на основании заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Сходные по содержанию правила содержатся и в ст. 14 ныне действующего Закона о регистрации недвижимости.
Часть 1 ст. 15 ЖК РФ предусматривает, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. При этом жилым помещением по прямому указанию ч. 2 ст. 15 ЖК РФ признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В то же время ч. 1 ст. 22 ЖК РФ допускает перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение с учётом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности.
Органом, уполномоченным на принятие решения о переводе жилых помещений в нежилые, в городе Москве ранее являлся Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, как это предусматривалось п. 4.2.27 Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 N 44-ПП. В настоящее время таким органом является Департамент городского имущества города Москвы (п. 4.2.73 Положения).
В соответствии с п. 4.2.73 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент является уполномоченным органом по принятию решений о переводе жилых помещений в нежилые в городе Москве.
По смыслу взаимосвязанных положений ст. 15, 22 ЖК РФ перевод всех жилых помещений в здании в нежилые само по себе означает изменение назначения такого здания с жилого на нежилое. Обратное Управлением Росреестра по Москве в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказано.
Распоряжением N Д-РП-339/4 (в редакции распоряжения N 27934) изменялось назначение всех помещений в здании (то есть осуществлялся перевод всех помещений в здании из жилых в нежилые), а, следовательно, и назначение здания.
Учитывая изложенное, МГУ представил в кадастровую палату (в Управление) все документы, необходимые в соответствии со ст. 16, 22 Закона о кадастре (ст. 14, 21 Закона о регистрации недвижимости) для кадастрового учёта изменений Здания.
Нормами ст. 26, 27 Закона о регистрации недвижимости (ст. 26, 27 Закона о кадастре) предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым уполномоченный орган вправе отказать в осуществлении кадастрового учёта. Однако ни одного из этих оснований в настоящем случае не усматривается.
Кроме того, оспариваемое решение Управления принято при использовании полномочий Управления вопреки законной цели и имущественным правам как МГУ, так и Российской Федерации, что также свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.
Таким образом, решение Управления Росреестра по г. Москве от 14.03.2017 N 77/17- 16577 об отказе в кадастровом учёте изменений здания площадью 5711,1 кв.м., кадастровый номер 77:07:0013003:1026, по адресу: г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 31, корп. 5 не соответствует требованиям действующего законодательства.
Оспариваемое решение Управления не позволяет МГУ реализовывать принадлежащие ему правомочия субъекта права оперативного управления на здание, как это предусмотрено ГК РФ и иными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных обществом требований суд правомерно обязал Управление Росреестра по Москве в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу осуществить кадастровый учёт изменений здания площадью 5711, 1 кв.м, кадастровый номер 77:07:0013003:1026, по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д.31, корп.5 путём изменения его назначения с жилого на нежилое.
Заявителем жалобы не представлены в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Выводы суда сделаны на основании надлежащего установления обстоятельств спора, правильного применения норм материального и процессуального права.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2017 по делу N А40-106883/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.