Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2018 г. N Ф07-4957/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
05 февраля 2018 г. |
Дело N А26-6362/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Несмияна С.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: представителя Казакова С.А., доверенность от 19.07.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33074/2017) АО "ТНС энерго Карелия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.10.2017 по делу N А26-6362/2017 (судья Дементьева А.В.), принятое
по иску АО "ТНС энерго Карелия"
к общество с ограниченной ответственностью "Лесной Отель"
о взыскании
установил:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия" (далее - истец, АО "ТНС энерго Карелия") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лесной отель" (далее - ответчик, ООО "Лесной отель") о взыскании 264 266 руб. 81 коп. неустойки.
Истец обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требования о начислении пени на промежуточные платежи.
По мнению истца, начисление штрафной неустойки на промежуточные платежи является правомерным, поскольку в пункте 6.4 договора энергоснабжения N 07450 от 01.01.2007 г. стороны установили, что при просрочке оплаты потребитель уплачивает гарантирующему поставщику штрафную неустойку в виде пени в размере 0,5% от неоплаченной или несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки; начисление пени производится до момента погашения задолженности в соответствии с п.4.5 договора.
Истец полагает, что сопоставление условий п. 6.4 договора энергоснабжения с условиями договора энергоснабжения в целом позволяет прийти к выводу о том, что штрафная неустойка в виде пени предусмотрена сторонами договора энергоснабжения за невнесение / несвоевременное внесение любых видов оплат по договору: как промежуточных, так и окончательных платежей, т.к. в пункте 6.4 договора отсутствует указание, что штрафная неустойка начисляется за нарушение сроков оплаты только за фактически потребленную электроэнергию, или что неустойка не начисляется на промежуточные платежи.
По мнению истца, пункт 4.3 договора устанавливает обязательную оплату промежуточных платежей в размере 30% и 40% стоимости электрической энергии, которая производится в текущем месяце одновременно с потреблением электроэнергии, а также внесение платежа за фактически потребленную электрическую энергию по итогам расчетного периода.
Ссылаясь на определение от 15.08.2016 Верховного Суда Российской Федерации N305-3C16-4576, истец указал, что положениями ГК РФ, равно как и законодательства в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, не ограничено право исполнителей начислять неустойку за нарушение сроков перечисления промежуточных платежей.
По мнению истца, стороны в рамках спорного договора на самом деле пришли к согласию о начислении неустойки на все виды платежей (промежуточные и фактические), исходя из системного толкования пунктов 4.3, 6.4. договора энергоснабжения и п. 82 Основных положений.
Истец указал, что пункты 4.3, 4.4, 6.4 типовой формы договора энергоснабжения на протяжении более чем 10 лет оставались неизменными; суды неоднократно приходили к выводам о правомерности начисления неустойки за нарушение сроков оплаты промежуточных платежей.
Истец полагает, что взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ возможно только на фактически потребленную электрическую энергию, если иное не установлено законом или договором, а договорная неустойка может быть начислена и на промежуточные платежи, так как проценты за пользование чужими денежными средствами, и неустойка имеют различную правовую природу (статьи 395 и 330 ГК РФ).
В заседание суда апелляционной инстанции истец, извещенный надлежащим образом, своего представителя не направил; дело рассмотрено в его отсутствие согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ответчик против удовлетворения жалобы возражал, считая решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует и установлено судом, что между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (потребитель) 01.01.2007 заключен договор энергоснабжения N 7450, согласно условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществить продажу электрической энергии и мощности, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а потребитель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию и мощность и оказанные услуги.
Расчетным периодом, согласно договору, является один календарный месяц.
Пунктом 4.3 договора определен следующий порядок оплаты потребленной электроэнергии: 1-й платеж составляет 30% стоимости электроэнергии в подлежащем оплате объеме покупки и производится до 10-го числа месяца, в котором осуществляется потребление; 2-й платеж составляет 40% стоимости электроэнергии в подлежащем оплате объеме покупки и производится до 25-го числа месяца, в котором осуществляется потребление; окончательный платеж, включающий в себя стоимость объема покупки электроэнергии в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электроэнергии в течение этого месяца, производится до 18-го числа месяца, следующего за расчетным.
Указанный порядок расчетов соответствует пункту 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Несвоевременная оплата ответчиком электроэнергии, потребленной в спорный период, явилась основанием для обращения АО "ТНС энерго Карелия" в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании пени в сумме 364 266 руб. 81 коп.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании неустойки за просрочку внесения промежуточных платежей, суд первой инстанции исходил из того, что фактически поставленный объем определяется только за расчетный период и оплачивается третьим платежом в силу пунктов 82, 83, 136 Основных положений); обязанности ответчика оплатить предварительный платеж, исчисленный от ориентировочного объема поставляемой электроэнергии за текущий месяц, не корреспондирует обязанность истца поставить к дате промежуточной оплаты определенное количество электроэнергии.
Суд апелляционной инстанции, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, соглашается с выводами суда первой инстанции.
Ни договором, ни Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) не предусмотрено начисление неустойки на промежуточные платежи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ одним из способов обеспечения исполнения обязательств является неустойка.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 ГК РФ).
Право выбора способа начисления неустойки (договорной или законной) принадлежит взыскателю.
В соответствии с абзацем десятым пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной сто семидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Факт просрочки исполнения обязательств по оплате отпущенной электроэнергии установлен судами и сторонами не оспаривается.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции о неправомерности начисления неустойки на промежуточные платежи, согласованные сторонами в пункте 6.4.договора.
В силу статьи 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 82 Основных положений, если иное не установлено пунктом 81 настоящего документа, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в порядке, определенном в пункте 82 Основных положений, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком: 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца; 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца.
Стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В соответствии с пунктами 40, 44, 65(1), 79 Основных положений поставка электроэнергии разбивается на расчетные периоды, равные одному месяцу.
Определение объема взаимных обязательств поставщика и потребителя электроэнергии (в том числе объема поставленной энергии и, как следствие, ее
стоимость) осуществляется по итогам каждого расчетного периода.
Пунктом 4.1. договора стороны также согласовали расчетный период равный одному календарному месяцу.
Нормативный порядок расчетов за электроэнергию, поставляемую гарантирующим поставщиком, предусматривает два промежуточных платежа до 10-го и до 25-го числа расчетного месяца (то есть месяца, в котором осуществляется поставка), и окончательный платеж до 18-го числа месяца, следующего за расчетным. При этом фактически поставленный объем определяется только за расчетный период и оплачивается третьим платежом (пункты 82, 83, 136 Основных положений).
Фактическое количество поданной энергии на даты промежуточных платежей в данном случае не фиксировалось, расчет промежуточных платежей, как следует из условий договора, производился с учетом запланированного в текущем месяце объема покупки, то есть в порядке, определенном Основными положениями.
Таким образом, как правильно указал суд, для целей расчетов факт передачи электроэнергии как товара возникает по окончании расчетного периода в момент фиксации объема поставки. Неустойка как мера ответственности может быть начислена лишь за фактически принятое, но не оплаченное количество электрической энергии за расчетный период, при наступлении срока окончательного расчета, а не до его истечения.
Таким образом, поскольку действующее законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, в том числе Основные положения и Закон N 35-ФЗ, не предусматривают возможность начисления неустойки в связи с просрочкой уплаты плановых промежуточных платежей и условия договора таких оговорок не содержат, суд пришел к обоснованным выводам о неправомерном начислении истцом пеней на промежуточные платежи.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Учитывая, что нормы материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не нарушены, а изложенные в решении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.10.2017 по делу N А26-6362/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.