город Ростов-на-Дону |
|
09 февраля 2018 г. |
дело N А32-17153/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П., в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2017 по делу N А32-17153/2017 (судья Шепель А.А.) по заявлению публичного акционерного общества "Племзавод им. В.И.Чапаева" к заинтересованным лицам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
по Краснодарскому краю о признании недействительным решения, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Племзавод им. В.И.Чапаева" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к заинтересованным лицам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - учреждение) о признании недействительным и отмене решения от 13.02.2017 N 23/17-26197 о приостановке осуществления государственного кадастрового учета нежилого здания - кормоцех площадью 527,4 кв.м л. Д,д, этажность 1 с кадастровым номером N 23:07:0000000:1113 в Краснодарском крае, Динском районе, ориентир станица Васюринская, примерно в 5 км от ориентира по направлению на юго-запад (МТФ N 1), обязании произвести кадастровый учет, взыскать расходы по уплате государственно пошлины по заявлению.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, решение о приостановлении постановки на учет признано недействительным.
Суд обязал управление произвести государственный кадастровый учет. С учреждения в пользу управления взыскано 3 000 руб. государственной пошлины по заявлению.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованные лица обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили решение отменить.
Апелляционная жалоба управления мотивирована отсутствием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с изменением площади спорного объекта.
Апелляционная жалоба учреждения мотивирована отсутствием оснований для взыскания государственной пошлины в размере 3 000 руб. с учреждения, в связи с принятием решения управлением.
Общество с доводами жалоб не согласилось, считая решение суда законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку не обеспечили, апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, обществу на праве собственности принадлежало нежилое здание - кормоцех, площадью 527,4 кв.м., Литер Д,д, этажность 1, кадастровый номер N 23:07:0000000:1113, местоположение Российская Федерация, Краснодарский край, Динской район, ориентир станица Васюринская, примерно в 5 км от ориентира по направлению на юго-запад (МТФ N 1).
В процессе эксплуатации объекта недвижимости вследствие производственной необходимости произведены демонтаж и разборка помещения пристроечного типа N 14, что повлекло изменение количества помещений и общей площади здания.
Демонтаж и снос пристройки произведены без изменения конструктивных элементов и несущих конструкций основного строения.
В отношении реконструированного объекта выдано Техническое заключение Динского отделения филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Калининскому району, в соответствии с которым демонтаж и снос производились без изменения или затрагивания конструктивных элементов и несущих конструкций основного строения.
Согласно заключению Управления архитектуры и градостроительства администрации МО Динской район от 14.11.2016 N 04-05/1766 в результате сноса пристройки литер Д площадь здания изменилась с 527,4 кв.м на 474,1 кв.м, реконструкция здания не затронула несущие стены и не повлияла на несущую способность здания в целом, вследствие чего разрешение на строительство не требуется.
Общество обратилось МБУ МО Выселковский район Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг с заявлением от 07.02.2017 регистрационный N 23-0-1-203/3101/2017-69 в целях внесения изменений в кадастровый учет сведений об объекте недвижимости.
Решением от 13.02.2017 N 23/17-26197 Отдел кадастрового учета N 2 Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю" приостановлено осуществление государственного кадастрового учета здания на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Общество обжаловало решение в судебном порядке.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2017, следует, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Во исполнение указанной нормы права полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества с 01.01.2017 осуществляется Федеральной службой государственной регистрации и кадастра и ее территориальными органами.
В соответствии с Приказом Росреестра от 18.10.2016 N 11/0515 "о наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" кадастровая палата не наделена полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации". В силу статьи 4 Закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в установленном данным Законом порядке документов.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ недвижимости, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Закона сведений об объекте недвижимости.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 4 Закон о кадастре недвижимости).
Статья 41 Закона о кадастре недвижимости определяет, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указанные сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Доказательства того, что представленный обществом технический план здания не соответствует требованиям статьи 41 Закона о кадастре, заинтересованные лица в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 529 в редакции, действующей на момент подачи заявления, утвержденная форма заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (приложение "2").
В графе 1.1. формы заявления характеристика изменения объекта недвижимости в связи с "изменениями площади и (или) изменением описания местоположения границ земельного участка" не предусматривает указание сведений о кадастровом номере земельного в границах которого расположен объект недвижимости.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в техническом плане здания имелись сведения о кадастровом номере соответствующего земельного участка, на котором расположено здание кормоцеха.
Все необходимые сведения: изменение площади, материала стен, наименования, год завершения строительства, кадастровый номер кадастрового квартала были указаны в заявлении от 07.02.2017 регистрационный N 23-0-1-203/3101/2017-69.
Суд апелляционной инстанции также полагает необоснованным требование органа кадастрового учета о представлении разрешения на реконструкцию объекта и ввод в эксплуатацию.
На основании пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из документов, удостоверяющих право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения является выдаваемое в соответствии с Кодексом разрешение на строительство, которое подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
При этом выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (пункт 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В отношении спорного объекта после осуществления сноса пристройки выдано Техническое заключение Динского отделения филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Калининскому району, в соответствии с которым демонтаж и снос производились без изменения или затрагивания конструктивных элементов и несущих конструкций основного строения.
Согласно заключению Управления архитектуры и градостроительства администрации МО Динской район от 14.11.2016 N 04-05/1766 в результате сноса пристройки литер Д, площадь здания изменилась с 527,4 кв.м на 474,1 кв.м, реконструкция здания не затронула несущие стены и не повлияла на несущую способность здания в целом, вследствие чего разрешение на строительство не требуется.
Следовательно, в отсутствие обязательного требования получения разрешения на строительство, требование о предоставлении акта ввода в эксплуатацию измененного Объекта недвижимости неправомерно.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы учреждения об отсутствии оснований для взыскания государственной пошлины в размере 3 000 руб. с учреждения, в связи с принятием решения управлением ввиду того, что решение от 13.02.2017 N 23/17-26197 о приостановке осуществления государственного кадастрового учета нежилого здания вынесено учреждением, а не управлением.
Принятие учреждением незаконного решения не влечет правовых последствий в виде взыскания государственной пошлины с управления при передаче полномочий.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2017 по делу N А32-17153/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.