г. Ессентуки |
|
05 февраля 2018 г. |
Дело N А61-253/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Наниковым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания на определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.11.2017 по делу N А61-253/2016 (судья Дзугкоева Э.Ю.)
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Джиоева Марата Сослановича о процессуальном правопреемстве должника,
при участии:
представителя Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия -Алания Овсепян Анны Христофоровны (по доверенности N 7/8 от 04.01.2018);
от предпринимателя Джиоева Марата Сослановича представитель Данилова Ирина Владимировна (по доверенности N 15АА0711159 от 12.09.2017),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Джиоев Марат Сосланович (далее-истец, предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с Управления Федеральной миграционной службы России по РСО-Алания (далее-ответчик, УФМС России по РСО-Алания) 1 572 900 рублей арендной платы за период с 01.01.2016 года по август 2016 года, 39 322 рублей штрафа и 696 903 рублей убытков, составляющих стоимость ремонтных работ для приведения помещения в состояние пригодное для эксплуатации.
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 12.08.2016 по делу N А61-253/2016 исковые требования удовлетворены частично, с Управления Федеральной миграционной службы России по РСО-Алания в пользу индивидуального предпринимателя Джиоева Марата Сослановича взыскана арендная плата за период с 01.01.2016 года по 29.02.2016 в размере 449 400 руб., штраф в размере 11 235 руб., убытки в размере 696 903 руб., в возмещение судебных расходов по оплате услуг эксперта 30 000 рублей и 7706 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины, всего 1 195 244 рубля.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного суда РСО-Алания от 26.12.2016 по делу N А61-253/2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.03.2017, решение Арбитражного суда РСО-Алания от 12.08.2016 отменено в части взыскания арендных платежей в размере 449 400 13 рублей и штрафа в размере 11 235 рублей и в указанной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В остальной части решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 12.08.2016 по делу N А61-253/2016 оставлено без изменения. Взыскано с Управления Федеральной миграционной службы России по РСО-Алания в пользу индивидуального предпринимателя Джиоева Марата Сослановича 7706 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины за подачу искового заявления.
11.05.2017 предприниматель обратился в суд с заявлением о замене должника по делу N А61 -253/2016, Управления Федеральной миграционной службы России по РСО-Алания на его правопреемника Министерство Внутренних дел РСО-Алания.
Определением суда от 13.06.2017 суд отказал в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве.
14.09.2017 Джиоев Марат Сосланович повторно обратился в суд с заявлением о замене должника по делу N А61-253/2016 Управления Федеральной миграционной службы России по РСО-Алания на Министерство Внутренних дел России в порядке процессуального правопреемства.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ Джиоев М.С. уточнил заявление и просил произвести замену Управления Федеральной миграционной службы России по РСО-Алания на правопреемника Министерство внутренних дел РСО-Алания по исполнению решения арбитражного суда РСО-Алания от 12.08.2016 по делу N А61-253/2016 в соответствии с исполнительным листом: ФСN 014924645 и определения арбитражного суда РСО-Алания от 12.04.2017 по делу NА61-253/2016 в соответствии с исполнительным листом: ФСN 014924227.
Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.11.2017 по делу N А61-253/2016 заявление индивидуального предпринимателя Джиоева Марата Сослановича о процессуальном правопреемстве должника по делу N А61-253/2016 удовлетворено. Произведена замена должника по решению Арбитражного суда РСО-Алания от 12.08.2016 и постановлению Шестнадцатого арбитражного суда РСО-Алания от 26.12.2016 по делу N А61-253/2016 в порядке процессуального правопреемства. Правопреемником Управления Федеральной миграционной службы России по РСО-Алания определено Министерство внутренних дел РСО-Алания.
Не согласившись с принятым судебным актом от 07.11.2017 по делу N А61-253/2016, Министерство внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворения заявления в полном объеме.
Определением от 11.12.2017 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 29.01.2018.
В судебном заседании представитель Министерства внутренних дел по РСО-Алания доводы апелляционной жалобы поддержал, просил определение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель индивидуального предпринимателя Джиоева М.С. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил определение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.11.2017 по делу N А61-253/2016 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчиком-должником по настоящему делу является Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Северная Осетия-Алания.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба.
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы, ее штатная численность (с сокращением на 30 процентов).
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил (часть 3).
Таким образом, процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с одним и тем же материальным правоотношением.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба.
Пунктом 2 Указа N 156 Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздненной Федеральной миграционной службы.
В силу подпункта "б" пункта 3 Указа Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 1025-р, продлен до 1 октября 2017 года. МВД России определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России.
Таким образом, в результате проводимых мероприятий упразднена не только непосредственно ФМС России, но и ее территориальные органы, в том числе и УФМС России по Республике Северная Осетия - Алания.
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 утверждены Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
В пунктах 1, 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации указано, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел.
Согласно пунктам 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию, организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
Территориальные органы МВД России входят в состав органов внутренних дел.
В Типовом положении о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации указано, что территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации.
Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел и подчиняются МВД России.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что МВД России не может являться правопреемником ответчика по настоящему делу, поскольку в силу Положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, УФМС России по Республике Северная Осетия - Алания являлось территориальным органом ФМС России, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции на территории Республики Северная Осетия - Алания.
В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 Главное управление по вопросам миграции является структурным подразделением МВД России, соответственно, права и обязанности УФМС России по Республике Северная Осетия - Алания перешли к Министерству внутренних дел России по Республике Северная Осетия - Алания.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции правомерно произвел замену Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Северная Осетия - Алания по делу N А61-253/2016 на его процессуального правопреемника - Министерство внутренних дел по Республике Северная Осетия - Алания, являющееся территориальным подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации.
При этом судом первой инстанции учтено, что 24.08.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об исключении Управления ФМС по РСО-Алания из ЕГРЮЛ, то есть, процедуры, связанные с ликвидацией управления, завершены, УФМС по РСО-Алания не обладает процессуальной правоспособностью.
Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 26.12.2017 N 302-АД17-18959 по делу N А33-84/2016.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное определение, поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения определения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.11.2017 по делу N А61-253/2016.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что все доводы апелляционной жалобы были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции полностью согласен.
Других доказательств в обоснование апелляционной жалобы суду не представлено.
Судом апелляционной инстанции при проверке дела в апелляционном порядке не установлено нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих безусловную отмену определения суда первой инстанции.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения в судебном заседании суда апелляционной инстанции и подлежат отклонению за необоснованностью.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.11.2017 по делу N А61-253/2016 о процессуальном правопреемстве должника оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.