г. Тула |
|
9 февраля 2018 г. |
Дело N А09-18366/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.02.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Дайнеко М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фишер Ю.В., при участии от истца - Васильева Д.В. (доверенность от 05.02.2018), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.03.2017 по делу N А09-18366/2016 (судья Мишакин В.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Агроресурс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области от 05.10.2016 N 05/4499 в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Агроресурс" земельного участка с кадастровым номером 32:02:390101:36, площадью 601 033 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский, уч. 10; понуждении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Агроресурс" за плату земельного участка с кадастровым номером 32:02:390101:36, площадью 601 033 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, п.Мичуринский, уч. 10, по выкупной цене земельного участка 3 711 258 руб. 57 коп. и направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 32:02:390101:36, площадью 601 033 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский, уч. 10.
Решением арбитражного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что на основании мирового соглашения от 18.01.2016, утвержденного определением Арбитражного суда Брянской области от 19.01.2016 по делу N А09-15332/2015, ООО "Агроресурс" приобрело в собственность объекты недвижимости и право аренды земельного участка по договору аренды от 27.02.2008, на котором расположены указанные объекты, площадью 747 290 кв. м, с кадастровым номером 32:02:390101:36, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский, уч. 10.
ООО "Агроресурс" 29.09.2016 обратилось в ГУ "Росимущество в Брянской области с заявлением о предоставлении в собственность (путем продажи без проведения торгов) земельного участка с кадастровым номером 32:02:390101:36, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский, уч. 10.
Письмом от 05.10.2016 N 05/4499 обществу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по следующим основаниям:
1. Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним площадь земельного участка 747 290 кв. м. Вместе с тем, в государственном кадастре недвижимости площадь земельного участка составляет 601 033 кв. м.
2. Испрашиваемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом: "для сельскохозяйственного использования".
Право аренды заявителя на земельный участок зарегистрировано 24.02.2016.
Согласно пп.9 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому липу, этому гражданину или этому юридическому лицу осуществляется по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданин) или этому юридическому лицу.
3. В соответствии с перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, заявитель (гражданин или юридическое лицо, являющееся арендатором земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства) представляет документы, подтверждающие надлежащее использование этого земельного участка в соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его законные права и интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, осуществляется собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Граждане, юридические липа, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду (п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
При этом органы, уполномоченные распоряжаться земельными участками, не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением предусмотренных перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1.
Как было указано выше, в целях реализации своего исключительного права на приобретение земельного участка в собственность, ООО "Агроресурс" обратилось с соответствующим заявлением в ТУ Росимущество в Брянской области с перечнем документов, предусмотренных действующим законодательством.
Из направленных документов усматривается, что заявитель является собственником объектов, находящихся па земельном участке площадью 601 033 кв. м, с кадастровым номером 32:02:390101:36, расположенном по адресу: Брянская область. Брянский район, п. Мичуринский, уч. 10.
Заключением кадастрового инженера Шевченко С.М. от 22.09.2016 об объектах недвижимого имущества, расположенных в пределах земельного участка 32:02:390101:36 установлено:
1) Ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 32:02:390101:36. расположенный по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский. ОПХ "Брянское" уч. 10, находится в собственности Российской Федерации.
2) Поскольку сведения об объекте недвижимости "земельный участок с кадастровым номером 32:02:390101:36" имеют статус "ранее учтенные" местоположение границ и площадь земельного участка подлежат уточнению.
До уточнения площадь земельного участка с кадастровым номером 32:02:390101:36 по правоустанавливающим документам составляла 747 290 кв. м, при этом сведения о координатах характерных точек границ земельного участка в государственном кадастре недвижимости отсутствовали.
При уточнении местоположения границ земельного участка его площадь изменилась и составила 601 033 кв. м. Несоответствие фактической площади и площади по правоустанавливающим документам обусловлена более ранней постановкой на государственный кадастровый учет смежных земельных участков (с установлением на местности местоположения их границ), а также наличием смежных земель лесфонда.
3) После уточнения в государственном кадастре недвижимости местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 32:02:390101:36 было уточнено местоположение и идентифицированы объекты недвижимого имущества, находящиеся в пределах земельного участка 32:02:390101:36.
Принимая во внимание изложенное, несоответствие фактической площади и площади указанной в правоустанавливающем документе (в меньшую сторону) не является в силу статьи 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в выкупе земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости истца, без проведения торгов.
Кроме того, данные о площади земельного участка 601 033 кв. м, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (ГКН), соответствуют сведениям, содержащимся в ЕГРН, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН от 18.01.2017 за N 32-0-1-96/4201/2017-56.
Отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, ТУ Росимущество в Брянской области также сослалось на пп.9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, согласно которому продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу осуществляется по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу. Указанная позиция поддерживается ответчиком и в апелляционной жалобе.
Вместе с тем суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для применения указанной нормы в рассматриваемом деле на основании следующего. На испрашиваемом для выкупа земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие заявителю, в связи с этим в данном случае необходимо руководствоваться п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 и п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, которые устанавливают исключительное право на приобретение земельного участка собственниками этих объектов недвижимости.
При этом подтверждать цель использования земельного участка в данном случае не требуется, тем более, что перечень документов, необходимый для такого подтверждения, до настоящего момента Минэкономразвития Российской Федерации не утвержден.
Ссылка ТУ Росимущество в Брянской области на п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" неправомерна, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 1 указанного закона, его действие не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе, индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 производство по делу N А09-18366/2016 было приостановлено, назначена судебная экспертиза, на разрешение которой был поставлен следующий вопрос:
Какова площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости:
1) здание пилорамы, общая площадь 275,6 кв. м, кадастровый номер 32:02:0050401:1014,
2) здание ремонтной мастерской, общая площадь 2355,7 кв. м, кадастровый номер 32:02:0050403:1063,
3) здание гаража автомашин, общая площадь 1088,2 кв. м, кадастровый номер 32:02:0050403:1014,
4) здание дома механизатора, общая площадь 419,1 кв. м, кадастровый номер 32:02:0050403:1014,
5) здание картофелехранилища, общая площадь 2267,5 кв. м, кадастровый номер 32:02:0050401:1008,
6) здание зерносклада N 2, общая площадь 536,7 кв. м, кадастровый номер 32:02:0050401:1007,
7) здание конторы, общая площадь 915,7 кв. м, кадастровый номер 32:02:0050401:1017,
8) здание сеносклада, общая площадь 787 кв. м, кадастровый номер 32:02:0050401:994,
9) здание сеносклада, общая площадь 813,6 кв. м, кадастровый номер 32:02:0050401:993,
10) здание зерносклада N 4, общая площадь 1393,9 кв. м, кадастровый номер 32:02:0050401:1018,
11) здание зерносклада N 3, общая площадь 1395 кв. м, кадастровый номер 32:02:0050401:1019,
расположенных на земельном участке с кадастровым номером 32:02:390101:36, площадью 601 033 кв. м по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский, уч. 10 с учетом их фактического использования. Проведение экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью "Геокомплекс" экспертам Локтюшину Владимиру Юрьевичу, Леонову Александру Николаевичу.
Согласно экспертному заключению от 12.01.2018 экспертами сделан вывод о том, что вышеуказанные объекты недвижимого имущества обладают признаками элементов одного имущественного комплекса, земельный участок с кадастровым номером 32:02:390101:36 является неделимым, т. к. из него не представляется возможным сформировать земельные участки, свободные от обременений и не используемые для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, перечисленных выше, которые отвечали бы требованиям ст. 11.9 ЗК РФ и были бы обеспечены доступом к землям общего пользования. Таким образом, для эксплуатации вышеуказанных объектов недвижимости, расположенных на исследованном земельном участке, с учетом их фактического использования, необходим земельный участок с кадастровым номером 32:02:390101:36, площадью 601 033 кв. м в полном объеме.
Учитывая изложенное, отказ Управления в предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 32:02:390101:36, площадью 601 033 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский, уч. 10, правомерно признан судом области не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Ссылка ответчика в жалобе на п. 4.2.27 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, где Управление по поручению Росимущества, осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью более десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, не может быть принята судом во внимание, поскольку данное положение является внутренним документом Росимущества, которое координирует деятельность, вытекающую из его структурных подразделений, и не относится к требованиям, установленным ст. 39.16 ЗК РФ.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Цена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при заключении договора купли-продажи, определяется в порядке, установленном статьей 39.4 ЗК РФ.
Так, пунктом 2 названной статьи установлено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: 1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 ст. 39.4 ЗК РФ, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 утверждены Правила определения цены земельного участка, находящегося в Федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов.
Согласно п. 2 указанных Правил цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке площадью 601 033 кв. м с кадастровым номером: 32:02:390101:36 его кадастровая стоимость составляет 3 711 258 руб. 57 коп.
Учитывая изложенное, требование заявителя в части понуждения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Агроресурс" за плату земельного участка с кадастровым номером 32:02:390101:36, площадью 601033 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский, уч. 10, по выкупной цене земельного участка 3 711 258 руб. 57 коп. и направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 32:02:390101:36, площадью 601 033 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, п.Мичуринский, уч. 10, также удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, сводятся к немотивированному несогласию с позицией суда первой инстанции, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 01.03.2017 по делу N А09-18366/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.