г. Санкт-Петербург |
|
09 февраля 2018 г. |
Дело N А56-60509/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Юрков И.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30837/2017) Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2017 по делу N А56-60509/2017 (судья Грачева И.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
к 103 отделу государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 103 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отдел) от 21.07.2017 N 103.2017.43МС-6 о назначении административного наказания на основании части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 13.09.2017 постановление Отдела изменено, Управлению назначено административное наказание в виде 50 000 руб. штрафа.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, податель жалобы не является надлежащим субъектом выявленного правонарушения, поскольку не является ни застройщиком, ни заказчиком по договору строительного подряда; у суда имелись основания для вынесения Управлению предупреждения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что основанием для привлечения Управления к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, послужило выполнение строительных работ на объекте капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации с нарушениями требований градостроительного законодательства и нормативных документов в области строительства.
Нарушения выявлены по результатам проверки строительства объекта капитального строительства: "Обустройство военного городка N 6", шифр 4/6-ВА/Ч (2-этап - общежитие на 400 курсантов), расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, Советский пр., д. 126.
Строительство названного объекта осуществляется Министерством обороны в рамках государственного контракта от 08.11.2013 N ДГЗ-4/6-ВА/Ч, в соответствии с которым функции и полномочия государственного заказчика (Минобороны) переданы Управлению, генеральным подрядчиком по контракту является Федерального государственное унитарное предприятие "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" (далее - ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России").
В ходе проверки применялись средства фотофиксации. По результатам проверки составлен акт от 03.05.2017 N 103.2017.56.40.1; выдано предписание N 103.2017.56.40.1-1.
Отделом в отношении Управления составлен протокол об административном правонарушении от 07.07.2017 N 103.2017.43МС-1.
Постановлением Отдела от 21.07.2017 N 103.2017.43МС-6 Управление привлечено к административной ответственности в виде 100 000 руб. штрафа.
Постановление отдела обжаловано Управлением в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей (часть 1 статьи 9.4 КоАП РФ).
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - ГрК РФ).
Застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику (пункт 16 статьи 1 ГрК РФ).
Технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (пункт 22 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с разделом 7 государственного контракта от 08.11.2013 N ДГЗ-4/6-ВА/Ч Управление осуществляет, в том числе: контроль за принимаемыми ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" техническими и инженерными решениями, закладываемыми им в проектную (рабочую) документацию (7.1.1); принимает от ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" разработанную им или его субподрядчиками (третьими лицами) документацию в соответствии с условиями контракта (7.1.2); осуществляет приемку выполненных ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" проектно-изыскательских работ в течение 10 рабочих дней с момента получения по накладной разработанной документации (7.1.3); осуществляет контроль и технических надзор за выполнением строительно-монтажных работ (7.1.5); до начала производства строительно-монтажных работ передает ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" в установленном порядке на период строительства объекта строительную площадку по акту передачи строительной площадки, а также всю необходимую для строительства объекта документацию (проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, рабочую документацию, журнал производства работ, разрешение на строительство); при отсутствии подписанного акта передачи строительной площадки фактическое использование ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" с согласия Управления строительной площадки является ее приемкой ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" для производства работ (7.1.11); оказывает содействие ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом контракта, решение которых возможно только при участии Управления, а также решает вопросы устранения замечаний, выданных соответствующими органами при согласовании и экспертизе документации, устранение которых находится в компетенции Управления (7.1.12); приемка строительно-монтажных работ осуществляется с оформлением актов приемки выполненных работ по форме N КС-2 (7.1.15); Управление осуществляет иные функции государственного заказчика, определенные контрактом и законодательством Российской Федерации (7.1.17).
Минобороны создано Управление (Устав федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 290-р; далее - Устав).
Управление создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства, с осуществлением, в том числе и обеспечения проектно-сметной и разрешительной документацией в отношении капитального строительства и реконструкции объектов Министерства обороны Российской Федерации (пункт 1 Устава).
Целью деятельности Управления является выполнение работ и оказание услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства (пункт 10 Устава).
В рамках приведённых понятий согласно пунктам 2.5, 2.6 и 7.1.5 государственного контракта от 08.11.2013 N ДГЗ-4/6-ВА/Ч государственный заказчик (Минобороны) в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с генподрядчиком передал Управлению (заказчику) исполнение части своих функций, определённых в разделе 7 указанного контракта. Управление является техническим заказчиком и одновременно застройщиком указанного выше объекта капитального строительства.
Имеющимися в деле документами подтверждается совершение Управлением административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от 07.07.2017 N 103.2017.43МС-1, акт от 03.05.2017 N 103.2017.56.40.1).
Нарушения процедуры привлечения к административной ответственности не установлено. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, суд пришел к выводу о необходимости назначения Управлению административного штрафа в размере 50 000 руб.
Назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются как необоснованные.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2017 по делу N А56-60509/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.В. Юрков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.