Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 апреля 2018 г. N Ф05-4306/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
08 февраля 2018 г. |
Дело N А40-109368/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Н.И. Левченко, Д.Н. Садиковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Федотовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ДГИ города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 ноября 2017 года по делу N А40-109368/17, принятое судьёй Коноваловой Е.В.
по иску ООО "ШТЕФ"
к ДГИ города Москвы
об регулировании разногласий
при участии в судебном заседании:
от истца: Бродовская В.Ю. (по доверенности от 01.06.2017)
от ответчика: Блистанова А.А. (по доверенности от 25.12.2017)
УСТАНОВИЛ:
ООО "ШТЕФ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ДГИ города Москвы об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи нежилого помещения общей площадью 33,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, д.13. В судебном заседании истец требования поддержал. Требования заявлены со ссылкой на ст. 445 ГК РФ и на нормы Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и основаны на следующих обстоятельствах. Истец, являясь субъектом малого предпринимательства и арендатором спорного помещения по заключенному сторонами договору аренды от 05.02.2008 N 1-108/08, обратился к ответчику за выкупом арендуемого помещения. Ответчиком в адрес истца направлен проект договора, который был подписан истцом с протоколом разногласий, касающихся цены объекта. Продавец (арендодатель) отклонил данные разногласия, в связи с чем истец обратился в суд, ссылаясь на обязательность для ответчика заключения договора.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2017 года по делу N А40-109368/17, суд урегулировал разногласия между сторонами, возникшие при заключении договора купли-продажи нежилого помещения общей площадью 33,2 кв.м. (подвал, пом. VIII, комн. 1-3, 3а, 4), расположенного по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, д.13.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт урегулировав разногласия по цене, предложенной Департаментом.
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание положения ст.6 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", согласно которым право на проведение оценки уполномоченным органом субъекта Российской Федерации является безусловным.
Соответственно, именно собственник спорного имущества устанавливает цену выкупаемого объекта в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав возражения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных в ст.270 АПК РФ, для отмены решения от 15 ноября 2017 года и удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов делаООО "ШТЕФ", является арендатором принадлежащего г. Москве нежилого помещения общей площадью 33,2 кв. м., (подвал, пом. VIII, комн. 1-3, За, 4) расположенного по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, д. 13 (далее по тексту - Объект, нежилое помещение), на основании договора аренды от 05.02.2008 N 1-108/08.
Являясь субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии со ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ООО "ШТЕФ", не имея задолженности по арендной плате, 14.12.2016 г. обратилось к Департаменту городского имущества города Москвы (далее -ответчик, Департамент) с заявлением о предоставлении государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы" в соответствии с п. 2 ст. 9 ФЗ от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
06.04.2017 г. ООО "ШТЕФ" получило от Департамента (письмо N 33-5-192980/16-(0)-5 от 06.04.2017 г.) для подписания проект договора купли-продажи вышеуказанного нежилого помещения, пункт 3.1 которого предусматривал цену в размере 3 143 000,00 руб., установленной на основании отчета об оценке рыночной стоимости имущества от 28.02.2017 N Д-858-0151/17, выполненным ЗАО "МБЦ" и положительным экспертным заключением от 07.03.2017 NГК/858/17-1 13, подготовленным МСНО-НП "ОПЭО".
21.04.2017 г. общество Заявлением о подписании договора купли-продажи с разногласиями представило в Департамент проект договора купли-продажи, подписанный с разногласиями с приложением протокола разногласий в части пересмотра выкупной стоимости.
02.05.2017 г. Департамент отказал в подписании договора купли-продажи с протоколом разногласий (письмо N 33-5-192980/16-(0)-7).
Согласно отчета об оценке от 14.02.2017 N 110/16, выполненного ООО Консалтинговая Группа "ПраймАудит" по заказу истца, рыночная стоимость имущества на дату подачи заявления 14.12.2016 определена в размере 1 977 026 руб. 37 коп.
Определением от 12.09.2017 Арбитражным судом города Москвы была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению эксперта N 8/Э от 02.10.2017, рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 33,2 кв. м., (подвал, пом. VIII, комн. 1-3, За, 4) расположенного по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, д. 13 по состоянию на 14.12.2016 г. без учета НДС составила 2 607 991 руб.
В связи с чем истец уточнил исковые требования, согласившись с указанной ценой.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что следует Договор считать заключенным в редакции проекта, направленного покупателю (истцу) письмом Департамента городского имущества города Москвы от 06.04.17 N 33-5-192980/16-(0)-5, за исключением пунктов 3.1, 3.4, которые подлежат установлению с указанием цены, установленной судебной экспертизой.
Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливаются следующие критерии, при соответствии с которыми в полном объеме, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества: 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества только при соответствии критериям, установленным в статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Возможность выкупа арендуемого имущества самим арендатором установлена частями 2, 3,4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые согласно части 2 статьи 10 данного Федерального закона, вступают в силу с 01.01.2009.
В силу названной законодательной нормы дата получения от субъекта малого или среднего предпринимательства заявления о реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества является началом исчисления срока, в течение которого уполномоченный орган обязан обеспечить проведение оценки рыночной стоимости выкупаемого имущества. При этом оценка рыночной стоимости выкупаемого имущества должна определяться независимым оценщиком на дату получения уполномоченным органом от субъекта малого или среднего предпринимательства надлежащего заявления о реализации им предоставленного Федеральным законом N 159-ФЗ преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Согласно заключению эксперта N 8/Э от 02.10.2017, рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 33,2 кв. м., (подвал, пом. VIII, комн. 1-3, За, 4) расположенного по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, д. 13 по состоянию на 14.12.2016 г. без учета НДС составила 2 607 991 руб.
Установив названные фактические обстоятельства, суд первой инстанции удовлетворил уточненные исковые требования.
При этом не может быть принят во внимание довод заявителя жалобы об исключительном праве ответчика проводить оценку объектов, принадлежащих субъекту Российской Федерации, поскольку Федеральный закон от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" запрета на проведение судебных экспертиз не содержит.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд первой инстанции применил верно, процессуальных нарушений не допустил, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2017 года по делу N А40-109368/17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.