г. Чита |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А10-5211/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу санаторно-курортного учреждения профсоюзов Республики Бурятия "Байкалкурорт" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 октября 2017 года по делу N А10-5211/2016 по заявлению санаторно-курортного учреждения профсоюзов Республики Бурятия "Байкалкурорт" (ОГРН 1020300970502, ИНН 0323000209) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия (ОГРН 1040300756033, ИНН 0309011921) о признании незаконными решений об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 10.08.2016 N 529, от 18.08.2016 N 539, обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2013-2014 годы в общей сумме 10 865 670 руб. 17 коп., взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного земельного налога по дату возврата, о признании незаконными и отмене решений от 28.07.2016 NN 1949, 1950, 1951,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087),
(суд первой инстанции - Пунцукова А.Т.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: Трифоновой Н.В., представителя по доверенности от 13.06.2017, Бардановой А.Ж., представителя по доверенности от 23.05.2017,
от третьего лица: не явился, извещен,
установил:
Санаторно-курортное учреждение профсоюзов Республики Бурятия "Байкалкурорт" (далее - заявитель, СКУП "Байкалкурорт") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными решений об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 10.08.2016 N 529, от 18.08.2016 N 539, обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2013-2014 годы в общей сумме 10 865 670 руб. 17 коп., взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного земельного налога по дату возврата. Делу присвоен номер NА10-5211/2016.
Согласно расчету заявителя, проценты на сумму излишне уплаченного налога в размере 10 865 670,17 руб. по пункту 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации за период с 05.09.2016 по 09.10.2017 составили 1 141 567,27 руб.
СКУП "Байкалкурорт" обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия о признании незаконным и отмене решения от 28.07.2016 N 1949 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неправильное исчисление земельного налога в 2013 году. Делу присвоен номер N А10-7203/2016.
СКУП "Байкалкурорт" обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.07.2016 N 1950 по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неправильное исчисление земельного налога в 2014 году. Делу присвоен номер NА10-7202/2016.
СКУП "Байкалкурорт" обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия о признании незаконным и отмене решения от 28.07.2016 N 1951 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации и неправильное исчисление земельного налога в 2015 году. Делу присвоен номер NА10-7201/2016.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 декабря 2016 года дела N N А10-5211/2016, А10-7201/2016, А10-7202/2016, А10-7203/2016 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением единого номера N А10-5211/2016.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 февраля 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2017 года произведена замена третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия на его правопреемника - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - третье лицо, МТУ Росимущества).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 октября 2017 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос о его отмене и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований.
Несогласие с судебным актом заявитель обосновывает следующим: земли курорта "Аршан" являются особо охраняемыми природными территориями и у Тункинского аймачного совета депутатов и Администрации Тункинского района не было полномочий распоряжаться данными земельными участками; согласно свидетельству от 21.11.2005 серии 03-АА N 236177 земельный участок с кадастровым номером 03:20:000000:51 находится в собственности Российской Федерации, основанием для внесения указанной записи явился, в том числе государственный акт на право пользования землей от 22.11.1997; в границах указанного земельного участка находятся объекты недвижимости, которые находятся в долевой собственности, 95% - Союзу ООП РБ., 5% - ФНПР, в связи с чем заявитель не сможет оформить правоустанавливающие документы на участок; постановление от 12.10.2016 по делу N 5-761/2016, постановление от 21.04.2017 по делу N 5-262/2017, решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21.06.2017, решение Управления Росреестра по Республике Бурятия об отмене предписания от 26.06.2017 подтверждают, что СКУП "Байкалкурорт" не является землепользователем спорного земельного участка.
Налоговым органом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указывает на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 20.12.2017.
Заявитель, третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителя и третьего лица.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании полагали доводы апелляционной жалобы необоснованными по мотивам, изложенным в отзыве. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании пояснения представителей заинтересованного лица, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, 20 января 2014 года СКУП "Байкалкурорт" представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, в которой отражена сумма налога к уплате в размере 5 376 884 руб. (л.д.92-93 т.3).
28 января 2015 года представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, в которой отражена сумма налога к уплате в размере 5 376 884 руб. (л.д.130-132 т.2).
В период с 23 мая 2013 года по 12 февраля 2016 года налогоплательщик согласно платежным поручениям, представленным в материалы дела, уплатил земельный налог за 2013, 2014 годы в сумме 10 753 768 руб. и пени по земельному налогу в размере 111 902,17 руб. (л.д.15-77 т.1).
02 февраля 2016 года заявителем представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2015 год, в которой отражена сумма налога к уплате в размере 6 992 081 руб. (т.8).
26 февраля 2016 года СКУП "Байкалкурорт" в адрес налогового органа направлены уточненные налоговые декларации (номер корректировки 1) за 2013, 2014, 2015 годы с нулевыми показателями к уплате (л.д.124-129 т.2, т.8).
Налоговым органом проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2013, 2014, 2015 годы, по результатам которых составлены акты камеральных налоговых проверок: от 09.06.2016 N 12354 по налоговой декларации за 2013 год, от 09.06.2016 N 12356 по налоговой декларации за 2014 год, от 09.06.2016 N 12357 по налоговой декларации за 2015 год.
С учетом возражений налогоплательщика вынесены решения от 28.07.2016: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 1949, которым заявителю доначислен земельный налог за 2013 год в размере 5 376 884 руб., пени в сумме 204 582,83 руб., привлечен к ответственности по п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 22 403 руб. (л.д.8-18 т.6); N 1950, которым СКУП "Байкалкурорт" доначислен земельный налог за 2014 год в размере 5 376 884 руб., пени в сумме 550,97 руб. (л.д.8-17 т.5), N 1951, которым налогоплательщик доначислен земельный налог за 2015 год в размере 6992081 руб., привлечен к ответственности по п.1 ст.119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 58 267 руб. (л.д.8-18 т.4).
Налогоплательщик обжаловал решения инспекции в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия апелляционные жалобы налогоплательщика на решения от 28.07.2016N 1949 (решение от 21.11.2016 N 15-14/10516), N 1950 (решение от 21.11.2016 N 15-14/10517) оставлены без удовлетворения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия от 21.11.2016 N 15-14/10518 решение инспекции от 28.07.2016 N 1951 отменено в части неуплаты штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ в размере 43 700 руб.
03 августа 2016 года СКУП "Байкалкурорт" обратилось в налоговый орган с заявлениями о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: земельного налога за 2013 год в сумме 5 376 884 руб., земельного налога за 2014 год в размере 5 376 884 руб., пени по земельному налогу за 2013 год в сумме 82 500 руб., пени по земельному налогу за 2014 год в сумме 29 402,17 руб. (л.д.11-14 т.1).
Налоговым органом вынесено решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 10.08.2016 N 529 по земельному налогу в размере 10 753 768 руб. В качестве причины отказа указано: в соответствии со ст.101 НК РФ по актам камеральной налоговой проверки от 09.06.2016 NN 12354, 12356 и уточненным налоговым декларациям по земельному налогу за 2013-2014 годы инспекцией вынесены решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.07.2016 NN 1949, 1950. Заявленная сумма земельного налога к возврату в вышеуказанных решениях подлежит уплате в бюджет (л.д.9 т.1).
Налоговым органом вынесено решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 18.08.2016 N 539 на суммы 82 500 руб. (пени), 5 376 884 руб. (налог), 5 376 884 руб. (налог), 29 402,17 руб. (пени). Согласно решению, причина отказа заключается в том, что в соответствии со ст.101 НК РФ по акту камеральной налоговой проверки от 09.06.2016 NN 12354,12356 и уточненным налоговым декларациям по земельному налогу за 2013-2014 годы инспекцией вынесены решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.07.2016 NN 1949, 1950. Заявленная сумма земельного налога к возврату в вышеуказанных решениях подлежит уплате в бюджет (л.д.10 т.1).
СКУП "Байкалкурорт", не согласившись с решениями инспекции от 10.08.2016 N 529, от 18.08.2016 N 539, от 28,07.2016 NN 1949, 1950, 1951, обжаловало их в судебном порядке, также заявив требование о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2013, 2014 годы в сумме 10 753 768 руб., пеней по земельному налогу за 2013, 2014 годы в сумме 111 902,17 руб., взыскании с налогового органа процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного земельного налога.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, в том числе указал на наличие у СКУП "Байкалкурорт" права бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 03:20:000000:51 и обязанности по уплате земельного налога в его отношении.
Суд апелляционной инстанции признает правильными и обоснованными выводы суда первой инстанции, а принятое им решение - подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из оспариваемых решений налогового органа следует, что по итогам камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций установлено занижение СКУП "Байкалкурорт" земельного налога за 2013, 2014, 2015 годы по земельному участку с кадастровым номером 03:20:000000:51.
Позиция налогоплательщика, обосновывающая его требования, основана на том, что у СКУП "Байкалкурорт" отсутствует право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, следовательно, оно не является плательщиком земельного налога.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции, признавший данную позицию заявителя несостоятельной, обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог и арендная плата.
Статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность организаций и физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, производить уплату земельного налога в порядке, установленном главой 31 Кодекса.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (пункт 2 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391, пунктом 2 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) и определяют налоговую базу в целях исчисления налога самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 1 статьи 390 и пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена кадастровая стоимость.
В силу пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является вещным правом лиц, не являющихся собственниками земельного участка.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (пункт 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 27 мая 1991 года N 282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР" образован национальный парк "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР общей площадью 1183662 га, из которых: 1020152 га земель государственного лесного фонда и 4769 га земель запаса предоставлено национальному парку в пользование, 150836 га земель совхозов, колхозов и других сельхозпредприятий, 3628 га земель населенных пунктов и 4277 га земель других землепользователей включено в состав национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Согласно постановлению Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 N 353 "О создании государственного природного национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР" национальный парк создан в пределах границ Тункинского административного района Бурятской ССР.
Земельное законодательство Российской Федерации устанавливает особый режим использования и охраны земель особо охраняемых природных территорий.
К землям особо охраняемых природных территорий в соответствии с пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
В части 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) указано, что особо охраняемые природные территории федерального значения, к которым в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона N 33-ФЗ, распоряжениями Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2056-р, N 2055-р относится Национальный парк, являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
15 мая 1952 года исполнительным комитетом Тункинского аймачного Совета депутатов трудящихся Бурят-Монгольской АССР вынесено решение N 198 на основании заявления курорта "Аршан", в соответствии с которым, рассмотрев заявление курорта "Аршан" и материалы отвода земельного участка из Гослесфонда, Исполком аймсовета решил: удовлетворить ходатайство курорта "Аршан", выделив из Гослесфонда участок площадью 628 га в границах предусмотренных планом и материалами натурного ограничения; просить Совет Министром БМАССР о передаче из Гослесфонда означенного участка курорту в долгосрочное пользование, с исключением из Гослесфонда как территории, обеспечивающей все виды лечебной и хозяйственной деятельности курорта (л.д.138 т.2).
Согласно Государственному акту A-I N 970708 от 22.11.1977 исполнительным комитетом Тункинского районного (городского) Совета депутатов трудящихся поселку "Курорт-Аршан" Бурятской АССР предоставлено в бессрочное и бесплатное пользование 628,0 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для курорта Минздрава СССР (л.д.133-136 т.2).
03 июля 1992 года Администрацией Тункинского района Объединению санаторно- курортных учреждений "Аршан" выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей, где отражено, что указанному землепользователю решением от 15 мая 1952 года N 198 исполкомом Тункинского Совета для функционирования курортного учреждения предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 622 га земли (л.д.137 т.2).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21 ноября 2005 года серии 03-АА N 236177 земельный участок площадью 1930000 кв.м, находящийся по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, село Аршан, с кадастровым номером: 03:20:0:0051, находится в собственности Российской Федерации. Документами-основанием для внесения указанной записи явились Выписка из реестра федерального имущества от 18.10.2005 за N 05/5-2446, государственный акт на право пользования землей от 22.11.1977 (л.д.72 т.2).
Пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 марта 2015 года, предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 марта 2015 года, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего до 1 января 2017 года, далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно статьям 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 54) указал, что плательщиком земельного налога на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ признается лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Плательщиком земельного налога также является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Кроме того, плательщиками земельного налога становятся и правопреемники (при реорганизации организаций, за исключением выделения, а также при наследовании). Причем правопреемники становятся плательщиками независимо от регистрации перехода соответствующего права (пункт 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 54).
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ права на земельный участок, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, то есть до 31 января 1998 года признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
Из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные физическим лицам или организациям до введения в действие Федерального закона N 122- ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
В соответствии с пунктом 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Таким образом, в случае возникновения права, в том числе права пользования, на земельный участок до 31 января 1998 года, обязанность уплачивать земельный налог возникает у правообладателя независимо от регистрации соответствующего права.
Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего.
Судом первой инстанции установлено, что на запрос налогового органа о даче разъяснений в порядке статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении спорного земельного участка ТУ Росимущества в Республике Бурятия в письме от 04.04.2016 указало, что земельный участок с кадастровым номером 03:20:000000:51 согласно государственному акту на право пользования землей от 22 ноября 1977 г. А-I N 970708 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Курорту Аршан, реорганизованному в последующем в Санаторно-курортное учреждение профсоюзов Республики Бурятия, под размещение курорта Минздрава СССР. Право постоянного (бессрочного) пользования СКУП РБ "Байкалкурорт" возникло до создания Национального парка "Тункинский" и вступления в силу Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Учитывая положение пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 27 мая 1991 года N 282, согласно которому в состав национального парка "Тункинский" включены земли других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, а также положение пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ, согласно которому права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ (до 31 января 1998 года), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, право постоянного (бессрочного) пользования СКУП РБ "Байкалкурорт" на земельный участок с кадастровым номером 03:20:000000:51 считается действующим. Основанием возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 03:20:000000:51 согласно статье 3 Федерального закона от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" является включение участка в состав земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения и предоставление государственному учреждению, некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации. После окончания действия Федерального закона от 30 июня 2006 г. указанное положение изложено в статье 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (л.д.51-52 т.3).
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 01.01.2006 по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2007 года по делу N А10-2607/07-22 заявленные СКУП "Байкалкурорт" требования к Администрации Муниципального образования "Тункинский район" об отмене постановления N 19 от 06.06.2003 "О передаче земельного участка ООО "Терем" в с.Аршан" удовлетворены, признано недействительным постановление Администрации Тункинского района Республики Бурятия от 06.06.2013 N 19, как несоответствующее пункту 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 марта 2008 года решение суда по указанному делу оставлено без изменения.
Из судебных актов следует, что судами сделан вывод, что правовые основания для изъятия Администрацией спорного земельного участка и прекращения на него права постоянного (бессрочного) пользования СКУП "Байкалкурорт" отсутствовали.
Учитывая изложенные обстоятельства, установленные судебными актами, судом первой инстанции правомерно поддержан вывод налогового органа о том, что решение от 15.05.1952 N 198, свидетельство от 03.07.1992 и государственный акт от 22.11.1977 А-I 970708 являются надлежащими доказательствами наличия у курорта "Аршан" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 03:20:000000:51.
Отклоняя приведенные и в апелляционной жалобе доводы заявителя о том, что ни СКУП "Байкалкурорт", и его правопредшественнику не предоставлялось, не передавалось право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также о том, что заявитель не является правопреемником ни курорта Аршан, ни посёлка курорта Аршан, отклонены судом первой инстанции по признаваемым судом апелляционной инстанцией правильным мотивам.
В соответствии со свидетельством от 03.07.1992, выданным на основании Решения Исполнительного комитета Тункинского Аймачного совета депутатов трудящихся Бурят-Монгольской АССР от 15.05.1952 N 198, земельный участок по адресу с.Аршан, Тункинский район, предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование для функционирования курортного учреждения Объединению санаторно-курортных учреждений "Аршан".
Согласно архивной справке Государственного учреждения "Национальный архив" Республики Бурятия от 2 июня 2009 года N 208 Бурятский Совет по управлению курортами профсоюзов организован в марте 1970 года решением коллегии Центрального Совета по управлению курортами профсоюзов. Постановлением коллегии Российского республиканского Совета по управлению курортами профсоюзов от 22 августа 1991 г. N 2 Бурятский совет по управлению курортами профсоюзов преобразован в Бурятское республиканское объединение санаторно-курортных учреждений профсоюзов "Байкалкурорт" с 1 августа 1991 года. В его состав вошли санаторно-курортное объединение "Аршан", санатории "Байкальский бор", "Горячинск", дом отдыха "Верхняя Березовка", малые предприятия "Исток", "Радон", "Байкаллечтур". Постановлением Совета профсоюзов Республики Бурятия от 23 марта 1998 года N 16-5г Бурятское республиканское объединение санаторно-курортных предприятий профсоюзов "Байкалкурорт" преобразовано в Санаторно-курортное учреждение профсоюзов РБ "Байкалкурорт" (л.д.42 т.2).
Решением Правления Объединения - Советом руководителей от 24 октября 1991 года (протокол N 1) утвержден и постановлением Главы администрации г.Улан-Удэ от 1 апреля 1992 года зарегистрирован устав Бурятского Республиканского санаторно-курортного объединения "Байкалкурорт". Согласно п.1.1 устава Бурятское республиканское санаторно- курортное объединение предприятий профсоюзов "Байкалкурорт" создано в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе Учредительного договора от 24.10.1991. Бурятское республиканское санаторно-курортное объединение предприятий профсоюзов "Байкалкурорт" (Объединение) основано на собственности Федерации независимых профсоюзов России и является правопреемником Бурятского областного совета по управлению курортами профсоюзов (л.д.53-59 т.3).
Исходя из учредительного договора от 24 октября 1991 года Объединение санаторно- курортных учреждений "Аршан" является одним из участников Бурятского республиканского объединения санаторно-курортных предприятий профсоюзов "Байкалкурорт" (л.д.60-64 т.3).
На основании решения Совета руководителей объединения от 13 марта 1998 года (протокол N 1 п.4), Постановления Совета профсоюзов Республики Бурятия от 23 марта 1998 года N 16-5г Бурятское республиканское объединение санаторно-курортных предприятий профсоюзов "Байкалкурорт" преобразовано в санаторно-курортное учреждение профсоюзов "Байкалкурорт" (л.д.66, 67 т.3).
23 марта 1998 года собственником - Советом профсоюзов Республики Бурятия от 23 марта 1998 года утвержден Устав санаторно-курортного учреждения профсоюзов Республики Бурятия "Байкалкурорт" (л.д.68-72 т.3).
Согласно п.1.2 Устава учредителем Санаторно-курортного учреждения профсоюзов Республики Бурятия "Байкалкурорт" является Совет профсоюзов Республики Бурятия.
На основании п.1.4 Устава Учреждение на основании передаточного акта является правопреемником Бурятского республиканского объединения санаторно-курортных предприятий профсоюзов "Байкалкурорт".
В соответствии с п.п.4.1, 4.2 Устава заявитель имеет филиалы, в том числе курорт "Аршан" (санатории "Аршан", "Саяны"), находящиеся по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, с.Аршан.
Филиалы учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ не являются юридическими лицами и осуществляют свою хозяйственную деятельность на основании утвержденных Учреждением Положений.
Уставом предусмотрено, что Учредитель передает Учреждению в оперативное управление по договору движимое и недвижимое имущество для решения Учреждением своих уставных задач.
Согласно пункту 1.1 Положения курорта "Аршан", утвержденного генеральным директором СКУП "Байкалкурорт" 16 июля 1998 года, зарегистрированное постановлением Главы администрации Тункинского района 11 августа 1998 года (далее - Положение, л.д.73-74 т.3), курорт "Аршан" является филиалом Санаторно- курортного учреждения профсоюзов РБ "Байкалкурорт", основанного на праве оперативного управления имущества Совета профсоюзов РБ и Федерации Независимых Профсоюзов России, и выступает правопреемником Санаторно-курортного объединения Аршан санаториев "Аршан", "Саяны", Бурятского республиканского объединения санаторно- курортных предприятий профсоюзов "Байкалкурорт".
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц СКУП "Байкалкурорт" по состоянию на 25.05.2016 также следует, что курорт "Аршан" является филиалом СКУП "Байкалкурорт" (л.д.75-78 т.3).
На основании изложенного судом первой инстанции обоснованно указано, что СКУП "Байкалкурорт" образовано путем реорганизации Бурятского республиканского объединения санаторно- курортных предприятий профсоюзов "Байкалкурорт", в состав которого входило, в том числе санаторно-курортное объединение "Аршан".
Согласно Уставу СКУП "Байкалкурорт", курорт "Аршан", включая санатории "Аршан" и "Саяны", находящийся по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, с.Аршан, относится к филиалам заявителя, не является юридическим лицом и осуществляет свою хозяйственную деятельность на основании утвержденных заявителем положений.
Земли, переданные на основании государственного акта от 22.11.1977 А-1 N 970708 в бессрочное и бесплатное пользование поселка "Курорт - Аршан" являются особо охраняемыми природными территориями и находятся во владении СКУП "Байкалкурорт".
Руководствуясь положениями статьей 45, 53, 95, 96 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обратил внимание на отсутствие доказательств отказа СКУП "Байкалкурорт" от спорного земельного участка, а также его изъятия у заявителя.
Напротив, заявитель земельный участок с кадастровым номером 03:20:000000:51 фактически использует для достижения уставных целей по предоставлению услуг лечебно-оздоровительного назначения, что подтверждается материалами дела и им не оспаривается. При этом на данном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в оперативном управлении курорта Аршан.
Судом также установлено, что 03.11.1992 между Дирекцией Фонда профсоюзного имущества профсоюзов Республики Бурятия и Бурятским республиканским объединением санаторно-курортных предприятий профсоюзов "Байкалкурорт" заключен договор, согласно п.1.1 которого Фонд профсоюзного имущества Республики Бурятия (собственник) передает Бурятскому республиканскому объединению санаторно-курортных предприятий профсоюзов "Байкалкурорт" на праве оперативного управления имущество санаторно-курортного комплекса профсоюзов, принадлежащее собственнику по состоянию на 03.11.1992 (л.д.45-48 т.2).
24 апреля 2009 года заключен договор об оперативном управлении собственностью профсоюзов на территории Республики Бурятия между Федерацией независимых профсоюзов России, Объединением Организаций Профсоюзов Республики Бурятия (собственники) и СКУП "Байкалкурорт" (л.д.49-58 т.2). Пунктом 1.1. данного договора предусмотрено, что собственники передают, а СКУП "Байкалкурорт" принимает по настоящему договору недвижимое имущество на праве оперативного управления для использования под санаторно-курортное обслуживание населения. Перечень передаваемого имущества приведен в приложении N 1 к договору оперативного управления.
26 августа 2010 года заключен договор об оперативном управлении собственностью профсоюзов между Объединением Организаций Профсоюзов Республики Бурятия (ООП РБ) и СКУП "Байкалкурорт" (л.д.59-67 т.2). На основании пункта 1.1 договора ООП РБ передает, а СКУП "Байкалкурорт" принимает в оперативное управление недвижимое имущество. Объекты недвижимого имущества принадлежат ООП РБ на праве собственности. По акту приема-передачи от 26 августа 2010 года СКУП "Байкалкурорт" приняло в оперативное управление недвижимое имущество согласно приложению N 1, где приведен перечень передаваемого имущества.
Кроме того, в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права, подтверждающие наличие права собственности в отношении недвижимого имущества (зданий, сооружений), расположенного в с.Аршан Тункинского района, у Общественной организации "Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия" и Общероссийского союза "Федерация Независимых Профсоюзов России" от 25 апреля, 21 июня 2003 года, и государственную регистрацию права оперативного управления СКУП "Байкалкурорт" от 15 июня 2009 года (л.д.80-121 т.2).
Согласно статье 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческая организация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп.1 п.2 ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ).
Пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Судом установлено, что исходя из кадастрового плана земельного участка от 18 мая 2005 года земельный участок с кадастровым номером 03:20:0:0051, местоположение - Республика Бурятия, Тункинский район, курорт "Аршан", относится к землям особо охраняемых территорий, разрешенное использование: для размещения курорта, сведения о правах: Курорт "Аршан", государственный акт А-I N 970708 от 22.11.1977 (л.д.71 т.2).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 09.06.2009 в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:20:000000:51 разрешенное использование: для размещения курорта, правообладатель: курорт "Аршан" (л.д.79 т.3).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 04.03.2015 в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:20:000000:51, местоположение участка: Республика Бурятия, Тункинский район, курорт "Аршан", категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для размещения курорта, площадь: 1930000+/-972 кв.м, правообладатель: Российская Федерация, вид права: собственность, характер сведений государственного кадастра недвижимости (статус записи о земельном участке): сведения об объекте имеют статус ранее учтенные (л.д.68 т.2).
На основании установленных по делу обстоятельств, с учетом того, что СКУП "Байкалкурорт" использует спорный земельный участок для целей осуществления уставной деятельности и при пользовании земельным участком извлекается доход, и исходя из принципа платности пользования землей, установленного статьей Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у заявителя права бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 03:20:000000:51 и обязанности по уплате земельного налога в его отношении.
Наряду с этим судом учтено вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22.06.2017 по делу N А10-6322/2016, в соответствии с которым в удовлетворении исковых требований МО СП "Аршан" о признании за собой права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 03:20:000000:51 отказано. При этом суд указал, что земельный участок - 628 га изначально был выделен курорту "Аршан", а не поселку Аршан, как административно-территориальной единице.
Ссылка заявителя на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Советского района города Улан-Удэ от 21.04.2017, которым прекращено производство по делу в отношении СКУП "Байкалкурорт" в совершении правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава правонарушения, и на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21 июня 2017 года, которым постановление мирового судьи оставлено без изменения, правильно отклонена судом первой инстанции, поскольку обстоятельства, изложенные в постановлении мирового судьи, вынесенном по делу об административном правонарушении, не имеют преюдициального значения для арбитражного суда, рассматривающего дело.
Также несостоятельна ссылка заявителя на решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия от 26.06.2017 об отмене предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства (л.д.4-5 т.8), поскольку данным решением, исходя из его содержания, не подтверждаются и не опровергаются выводы налогового органа о правах СКУП "Байкалкурорт" в отношении спорного земельного участка.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции признает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании недействительными решений инспекции от 28.07.2016 N N 1949, 1950,1951.
Правильность доначислении пеней, штрафов проверена судом первой инстанции, ошибок не установлено.
При рассмотрении требования о признании незаконными решений об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 10.08.2016 N 529, от 18.08.2016 N 539, обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2013-2014 годы в общей сумме 10 865 670 руб. 17 коп., взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного земельного налога по дату возврата, суд первой инстанции пришел к следующим правильным выводам.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Данному праву корреспондирует установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Применительно к возврату (зачету) излишне уплаченного налога такой порядок определен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 2 статьи 78 Налогового кодекса).
На основании пункта 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Таким образом, условиями возврата налога являются наличие переплаты по нему, отсутствие недоимки или задолженности по пеням и штрафам, начисленным по тому же бюджету.
Согласно правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05, излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Исходя из пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу или иная задолженность перед бюджетом. Налоговый орган в таких ситуациях самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога.
Наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, т.е. без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика, произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога. Закрепляющий это полномочие пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлен на защиту прав не только государства или иного публично-правового образования, но и самого налогоплательщика, поскольку исключает дальнейшее начисление пеней, применение налоговых санкций и мер принудительного характера.
Пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
СКУП "Байкалкурорт" по представленным первичным налоговым декларациям за 2013 и 2014 годы уплачен земельный налог в период с 23.05.2013 по 12.02.2016 в сумме 10 753 768 руб. и пени по земельному налогу в размере 111 902,17 руб.
Основанием для отказа в возврате названных сумм послужило отсутствие у СКУП "Байкалкурорт" переплаты по земельному налогу.
С учетом вывода о наличии у заявителя обязанности уплачивать земельный налог за 2013 и 2014 годы, который он уплатил в заявленных в налоговых декларациях суммах, у налогоплательщика отсутствовала переплата по земельному налогу и пеням.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Приведенные апелляционной жалобе доводы тождественны доводам, заявленным в суде первой инстанции, которым также дана надлежащая оценка.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 октября 2017 года по делу N А10-5211/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.Л.Каминский |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.