г. Москва |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А41-68978/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Колесниковой Е. А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Администрации городского округа Истра Московской области - Герасимова Е.В. (по доверенности от 09.01.2018),
от заинтересованного лица по делу - Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Тристан А.П. (по доверенности от 23.03.2017)
от третьего лица по делу - муниципального унитарного предприятия "Истринское ЖЭУ" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Истра Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12.10.2017 по делу N А41-68978/17, принятое судьей Денисовым А.Э., по заявлению Администрации городского округа Истра Московской области к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании предписания, третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Истринское ЖЭУ",
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Истра (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление, Госжилинспекция МО, инспекция) о признании недействительным предписания от 14.06.2017 N 08ОГ/16-632-14-16-2017.
Решением от 12.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Представитель инспекции в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 29.05.2017 N 08ОГ/16-632-14-16-2017 проведена внеплановая проверка на предмет соответствия законодательству Российской Федерации деятельности администрации по многоквартирному дому, расположенному по адресу: Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 1.
В ходе проверки выявлено нарушение заявителем частей 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), поскольку начисление платы за содержание и ремонт общего домового имущества и капитальный ремонт в вышеуказанном многоквартирном доме производилось без учета доли платы за ремонт общего домового имущества и капитальный ремонт взимаемой с собственника нежилого помещения площадью 1 147 кв. м (администрации).
По результатам проверки заявителю выдано предписание от 14.06.2017 N 08ОГ/16-632-14-16-2017, которым администрации указано на необходимость в срок до 01.02.2018 произвести перечисление средств за содержание, текущий и капитальный ремонт общего домового имущества, на счет управляющей вышеуказанным многоквартирным домом организации за период с июля 2014 года по настоящее время.
Не согласившись с выданным предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что доводы администрации о том, что предписание необходимо было выдавать в отношении администрации городского поселения Истра Истринского муниципального района Московской области, отклонятся, поскольку отсутствие в настоящее время передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку к заявителю перешли все права и обязанности Администрации городского поселения Истра Истринского муниципального района Московской области вне зависимости от составления передаточного акта. Довод заявителя о том, что спорное нежилое помещение является общим имуществом собственников помещения многоквартирного дома, судом отклонен в связи с приобщенным к материалам дела свидетельством о государственной регистрации права на нежилое помещение от 28.08.2009 серии 50-НГ N 994292, согласно которому собственником объекта является муниципальное образование "Городское поселение Истра Истринского района Московской области".
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, приходит к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно п. 11 Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", утвержденного Постановлением Правительства МО от 02.07.2013 N 485/27, основными задачами Госжилинспекции Московской являются:
предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности;
принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований;
проведение анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
осуществление жилищного надзора за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг;
лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
осуществление лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно частям 1, 3 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований.
При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные ч. 5 ст. 20 ЖК РФ. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата (часть 2 статьи 196 Жилищного кодекса).
Пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, установлены лицензионные требования к лицензиату, к числу которых относятся:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией предусмотрена ответственность последней перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, осуществлением управляющими организациями расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Однако, в данном случае судом первой инстанции не принято во внимание, что администрация не является управляющей организацией, а фактически выполняет функции собственника нежилого помещения, входящего с состав многоквартирного дома.
Согласно ст. 153-155 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ)
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Предписанием административный орган фактически возлагает на собственника нежилого помещения обязанность в срок до 01.02.2018 произвести перечисление средств за содержание, текущий и капитальный ремонт общего домового имущества, на счет управляющей многоквартирным домом организации за период с июля 2014 года по настоящее время, т.е. оплатить задолженность за содержание нежилого помещения, сложившуюся перед управляющей организацией.
Вместе с тем, предписание уполномоченного органа должно иметь своей целью восстановление лицензионных требований.
Отношения по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с положениями статьи 4 ЖК РФ не могут быть отнесены к самостоятельному виду договорных обязательств. Такие отношения являются составной частью жилищных правоотношений и неотделимы от отношений по пользованию жилыми помещениями, в силу чего к ним не применим отраженный в положениях статьи 421 ГК РФ принцип диспозитивности как возможности для участников правоотношения по своему усмотрению определять их существенные условия.
При осуществлении хозяйственной деятельности по управлению многоквартирным домом, управляющая организация, являясь стороной гражданских правоотношений, возникающих на основании договора управления многоквартирным домом, вправе по своему усмотрению реализовать любой из способов защиты собственных гражданских прав, установленных гражданским законодательством (ст. ст. 11 - 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), с учетом особенностей, предусмотренных для осуществления этого вида деятельности соответствующими нормативными правовыми актами и договором управления.
Инспекция оспариваемым предписанием возлагает на администрацию обязанность осуществить расчет за оказанные коммунальные услуги, оказанные управляющей организацией.
Таким образом, предписание, обязывающее заявителя в установленный в предписании срок оплатить задолженность, не направлено на устранение нарушений обязательных нормативных требований, не учитывает специальных требований о необходимости проведения предварительной претензионной работы и по существу ограничивает администрацию и третье лицо в выборе предусмотренного законом способа защиты своих прав.
Не доказана также направленность этого предписания на защиту интересов собственников помещений многоквартирных домов, поскольку сведения о нарушении прав этих собственников наличием выявленной в ходе проверки задолженности не отражены ни в акте проверки от 14.06.2017 N 08ОГ/16-632-14-16-2017, ни в спорном предписании от 14.06.2017 N 08ОГ/16-632-14-16-2017.
Исполнение собственником помещения обязанности вносить плату за жилое помещение, предусмотренной Жилищным кодексом Российской Федерации, перед управляющей организацией, не является лицензионным требованием в силу закона, поскольку вопрос исполнения обязательств подлежит оценки с точки зрения требований гражданского законодательства.
Поскольку между администрацией и третьим лицом сложились гражданско-правовые отношения, то в случае разногласий спор должен быть разрешен в порядке искового производства с использованием установленных законодателем способов защиты.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание вынесено с превышением предоставленных заинтересованному лицу полномочий и подлежит признанию недействительным.
Аналогичная правовая позиция изложена Определениях Верховного суда Российской Федерации от 09.12.2016 N 310-КГ16-18545, от 18.01.2016 N 309-КГ15-17739.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.10.2017 по делу N А41-68978/17 отменить.
Признать недействительным предписание Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 14.06.2017 N 080Г/16-632-14-16-2017.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.