г. Санкт-Петербург |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А56-48146/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Голованюк Е.М.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен);
от заинтересованного лица: Янина О.Г. по доверенности от 26.12.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31626/2017) АО "Тихвинский вагоностроительный завод" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2017 по делу N А56-48146/2017 (судья Корушова И.М.), принятое
по заявлению АО "Тихвинский вагоностроительный завод"
к УПФР в Тихвинском районе Ленинградской области
об оспаривании акта от 03.04.2017 N 7 в части
установил:
Акционерное общество "ТИХВИНСКИЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Акта Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской области (далее - Управление, Фонд) от 03.04.2017 N 7, вынесенного в отношении Общества в части необоснованности включения в "Перечень рабочих мест, профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости профессии "пультовщик электроплавильной печи" (код 2040200а-17511).
Решением от 16.10.2017 в удовлетворении требований отказано.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просило судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправомерно пришел к выводу, что обжалуемый акт Фонда не является ненормативным актом, который может быть обжалован, т.к. не нарушает права и законные интересы заявителя.
В судебном заседании представитель Общества, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.
Представитель Фонда с апелляционной жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения начальника Управления о проведении документальной проверки от 24.02.2017 N 6 в отношении общества в период с 24.02.2017 по 31.03.2017 проведена проверка первичных документов, послуживших основанием для включения в "Перечень рабочих мест, профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости" (далее - Перечень).
По результатам проверки Управлением вынесен Акт проверки N 7 от 03.04.2017.
Согласно Акту N 7 Управление считает необоснованным включение в Перечень профессии "пультовщик электроплавильной печи" (код 2040200а-17511) в связи с тем, что данная профессия предусмотрена только в разделе III металлургическое производство (черные металлы) Список N 2 подраздел 2. Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических печей. Обжиг доломита и извести, поскольку из представленных в ходе проверки документов не усматривается наличие в АО "ТВСЗ" технологических процессов- производство стали и ферросплавов.
Не согласившись с выводами Управления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что обжалуемый акт не является ненормативным, носит рекомендательный характер, т.к. никаких санкций в виде наступления юридически значимых последствий для Общества он не влечет и не может повлечь.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ страховщик имеет право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 в редакции Постановления Совмина РСФСР от 02.10.1991 N 517 были утверждены Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Пунктом 4 данного Постановления, руководителям предприятий (объединений), организаций указано на необходимость проведения аттестаций рабочих мест и определения с участием профсоюзов перечня рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии с указанными Списками установлено льготное пенсионное обеспечение. Обязанность по составлению данного Перечня профессий и должностей возложена на работодателя. Указанным постановлением органам Пенсионного фонда, наряду с Министерством труда, Министерством здравоохранения и социального обеспечения дано право проводить разъяснительную работу о порядке применения списков, правил исчисления выслуги и назначения пенсий.
На основании приведенных норм судом первой инстанции сделан правильный вывод о рекомендательном характере оспариваемого акта.
Законом Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (статья 17) и Законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (статья 27) предусмотрены случаи наступления ответственности страхователей за нарушение пенсионного законодательства. Такой вид ответственности, как ответственность юридического лица за необоснованное включение сведений в Списки N 1 и N 2 законодательством не предусмотрен.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, ненормативным актом (решением), законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права, и законные интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Особенностью рассмотрения дел в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, является характер правоотношений между органом государственной власти и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность. Сущность этих отношений основана на властном подчинении одной стороны другой. При этом признаком ненормативного правового акта, оспариваемого на основании главы 24 АПК РФ, является наличие в нем предписаний (правил поведения) властно-распорядительного характера, обязательных для лица, которого такой акт касается.
По своей правовой природе ненормативный правовой акт является актом применения правовой нормы к конкретным фактическим обстоятельствам, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношения между персонально определенными лицами, на которых распространяется действие указанного акта.
Все названные признаки в их совокупности должны быть в наличии при предъявлении заявления об оспаривании ненормативного акта в порядке главы 24 АПК РФ.
Оспариваемый акт документальной проверки не соответствует ни по форме, ни по содержанию актам проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений, определенных данными методическими рекомендациями, которые влекут юридически значимые последствия.
Данный документ является носителем информации в отношении результатов проверки, подписан представителями территориального органа ПФР и страхователя. Результаты проверки будут использованы при назначении пенсий по данным персонифицированного учёта в соответствии со ст.30 Федерального, закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 г.
Содержание акта (его части) не влияет на права АО "ТВСЗ" как хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод Общества о возможности применения к заявителю мер административного взыскания, предусмотренных статьей 15,33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае неисполнения в установленный актом срок обязанности, подлежит отклонению, т.к. установлен иной порядок по привлечению страхователей к административной ответственности. Акт документальной проверки не является актом проверки о выявлении нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, который может являться поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
В отношении доводов, об обоснованном включении в "Перечень рабочих мест, профессий и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости" профессии "пультовщик электроплавильной печи", апелляционный суд из материалов дела установил следующее.
Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Закон N 400-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.п. 1,2, п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона N 400-ФЗ, помимо прочего:
- мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет,
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Приведенные законоположения не определяют виды работ и критерии их отнесения к работам с вредными, тяжёлыми условиями труда, дающим при определенных условиях право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста.
Согласно ч. 2, 3, 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665 от 16 июля 2014 года).
В соответствии с Постановлением N 665 от 16 июля 2014 года установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, с вредными и тяжелыми условиями труда, применяются, в том числе, Списки N 1, N2, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Указанные Списки N 1 и N 2 составлены по производственному признаку, т.е. каждый раздел Списка, в котором перечислены профессии и условия труда, соответствует определенному виду производства.
Так, раздел III Списка N 1 "Металлургическое производство (черные металлы)" распространяется только на работников данной отрасли промышленности.
Вместе с тем ряд профессий выделен в особый раздел "Общие профессии" Списка N 1 и Списка N 2. Выполнение работы в профессиях, включенных в этот раздел, дает право на пенсионные льготы независимо от того, на каком предприятии и в каком производстве эта работа протекала. Соответственно вопрос о досрочном пенсионном обеспечении решается в зависимости от того, в каком производстве занят тот или иной работник.
Работникам литейного производства досрочное пенсионное обеспечение предоставляется по подразделу 1 "Литейное производство" разделов XI и XIV соответственно Списков N 1 и N 2.
Профессия "пультовщик электроплавильной печи" предусмотрена позицией 2040200а -17511 пункта 2. "Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических печей. Обжиг доломита и извести" раздела III "Металлургическое производство (черные металлы)" Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В разделе "Металлообработка" (подраздел 1 "Литейное производство") Списка N 1 предусмотрены сталевары всех наименований и их подручные (кроме вакуумных печей), профессия "пультовщик электроплавильных печей" этим разделом не предусмотрена.
Работникам сталеплавильного производства металлургических предприятий досрочное пенсионное обеспечение предоставляется по подразделу 2 разделов III соответственно Списков N 1 и N 2.
АО "ТВСЗ" и самостоятельное структурное подразделение Производственной дирекции Цетролит АО "ТВСЗ" не являются металлургическими предприятиями. Согласно представленным документам (Устава АО "ТВСЗ", организационной структуры ПД Цетролит, Положения подразделения ПД "Цетролит") - являются производственными предприятиями.
Вид деятельности ЗАО "ТВСЗ" - 24.5 - литье металла, в связи с чем отнести отдельные участки литейного производства ЗАО "ТВСЗ" к "металлургическому производству" нельзя. Основания для распространения подраздела 2 раздела III "Металлургическое производство (черные металлы)" на пультовщиков электроплавильных печей, занятых в литейном производстве, отсутствуют.
Поскольку данная профессия не предусмотрена в подразделах "Литейное производство" Списков N 1 и N 2, то работникам страховая пенсия по старости назначается на общих основаниях.
Довод Общества, что оно правомерно, согласно карте специальной оценки условий труда профессия "пультовщик электропечей 2 разряда", представленной ТВСЗ, указало о занятости работников на плавильном участке плавильного цеха в литейном производстве, т.к. в карте СОУТ указано, что данная профессия значится в ЕТКС выпуск 7, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.12.1984 г. N 381/23-157 "Сталеплавильное производство", подлежит отклонению, поскольку профессия пультовщик электроплавильной печи включена в раздел "Общие профессии черной металлургии".
При таких обстоятельствах Пенсионный фонд правильно пришел к выводу, что страхователь неправомерно определил, что наличие технологического процесса выплавки стали в литейном производстве позволяет отнести деятельность АО "ТВСЗ" к металлургическому производству и у работников Общества по профессии "пультовщик электроплавильных печей" есть право на досрочное пенсионное обеспечение.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2017 по делу N А56-48146/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.