г. Хабаровск |
|
13 февраля 2018 г. |
А73-13037/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Администрации города Хабаровска в лице управления ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда: Денисюка А.А. представителя по доверенности от 20.11.2017 N 1.1.29-374 (сроком по 31.12.2018);
от Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (переименовано в Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края): Лукашиной Т.В. представителя по доверенности от 14.11.2017 N 33 (сроком по 31.12.2018);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска в лице управления ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда
на решение от 19.10.2017
по делу N А73-13037/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Маскаевой А.Ю.
по заявлению Администрации города Хабаровска в лице управления ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда
к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании недействительным акта проверки и предписания
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Хабаровска в лице управления ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда (далее - заявитель, Администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Управление) о признании недействительными акта проверки от 05.07.2017 и предписания Управления от 05.07.2017 N П2017-12-0550.
Решением суда от 19.10.2017 производство по делу в части требования Администрации о признании недействительным акта проверки Управления прекращено; в удовлетворении остальной части заявленных требований Администрации отказано.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить ее заявленные требования.
Заявитель жалобы утверждает о том, что: согласно уведомлению Управления внеплановая выездная проверка по обращению гражданина и регионального отделения в Хабаровском крае общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" состоялась 03.07.2017, однако распоряжение N 1311-р от 29.06.2017 составлено на проведение внеплановой проверки, без указания на вид проверки - выездную; вопросы признания многоквартирного дома (далее - МКД) аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, относятся к полномочиям городской межведомственной комиссии, а не к администрации города; по результатам проведенной 03.07.2017 проверки, акт составлен только 05.07.2017 в нарушение части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ); предписание N П2017-12-0550 от 05.07.2017 по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной 03.07.2017, выдано не по результатам проведенного осмотра дома N 13 по ул. Нагорной, а по рассмотрению документов, предоставленных Администрацией по запросу Управления; в акте проверки нет никакой информации о проведенном осмотре дома; в акте проверки указано, что кровля над подъездами N 1 и N 2 имеет трещины, сколы, дыры, однако при осуществлении выездной проверки 03.07.2017 кровля вообще не осматривалась; заявление об отсутствии на кровле конька, опровергается представленными администрацией фотографиями; заключением межведомственной комиссии 23.05.2017 дом N 13 по ул. Нагорной признан авариным и подлежащим реконструкции, а постановлением Администрации установлен срок отселения жильцов на время проведения реконструкции дома в жилые помещения маневренного фонда - 2025 год; Администрацией города требования Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 по изданию акта о дальнейшем использовании дома были соблюдены; судом первой инстанции не дана оценка тому факту, что работниками администрации города проводилась работа с жильцами дома по переселению в жилые помещения маневренного жилищного фонда, однако из зарегистрированных в доме 8 семей, все отказались от переселения в жилые помещения маневренного жилищного фонда, о чем в Управление были представлены акты от 03.07.2017 и 05.07.2017; Администрация города не отвечает за техническое состояние дома.
От Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ранее - Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края) в суд представлен отзыв на апелляционную жалобу, где Комитет просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, представил суду доказательство оставления вышестоящим судом без изменения решения Центрального районного суда города Хабаровска от 21.09.2017 по делу N 2А-5227/17.
Представитель Комитета отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, представила суду документальные доказательства, подтверждающие переименование 11.10.2017 Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 29.06.2017 N 1311-р Управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края проведена внеплановая проверка Администрации города Хабаровска по вопросу исполнения последней нормативных правовых актов Российской Федерации и Хабаровского края при решении вопросов местного значения по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по результатам которой выявлены нарушения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47), выразившиеся в том, что принятое Администрацией решение об отселении граждан, проживающих в МКД по адресу: г. Хабаровск, ул. Нагорная, д.13, в срок до 2025 года не отвечает критериям разумности и противоречит приведенным положениям нормативно-правовых актов.
Администрации выдано предписание от 05.07.2017 N П2017-12-0550, согласно которому необходимо устранить нарушения части 10 статьи 32 ЖК РФ, пункта 49 Положения N 47, путем принятия срочных мер по расселению граждан, проживающих в аварийном доме.
Не согласившись с выданным предписанием и актом проверки от 05.07.2017 Управления, Администрация обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Из анализа положений статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществления полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов, требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3.1.2.10. Положения об управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 N 371-пр (далее - Положение) Управление уполномочено на проведение регионального государственного жилищного надзора.
Из пункта 1.5.1 Административного регламента исполнения управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора следует, что региональный государственный жилищный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.
Согласно пункту 3.2 Положения к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан, применяются положения настоящего Порядка и принятого в соответствии с ним административного регламента, утвержденного уполномоченным органом, с учетом особенностей, установленных статьей 77 Федерального закона N 131-ФЗ.
При выявлении в результате проведенной проверки нарушений, Управление выдает предписание для устранения допущенных нарушений (пункт 3.1.4. Положения).
То есть, рассматриваемая проверка Администрации города Хабаровска проведена Управлением в соответствии с нормами Федерального закона N 131-ФЗ, из диспозиции части 2 статьи 77 которого следует, что условием проведения внеплановой проверки является нарушение законодательства Российской Федерации, влекущие возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а равно массовые нарушения прав граждан.
Как следует из материалов дела, основанием для начала административного действия, а именно издания распоряжения о проведении внеплановой проверки, послужили сведения о наличии в действиях Администрации нарушений норм жилищного законодательства и прав граждан, изложенное в письменном обращении жителя аварийного МКД.
29.06.2017 прокуратура Хабаровского края, рассмотрев заявление Управления приняла решение о согласовании проведения с 30.06.2017 по
27.07.2017 в отношении Администрации города Хабаровска внеплановой проверки, соответственно проверка заявителя проведена при наличии законных на то оснований, предметом которой являлось исполнение обязанностей органа местного самоуправления по вопросам, отнесенным законом к компетенции данного органа.
Так, межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, созданной в соответствии с Постановлением администрации города Хабаровска от 09.02.2017 N 417 составлено заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома N 13 по ул. Нагорной в городе Хабаровске аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 15.06.2017 N 1941 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции, установлен срок отселения жильцов на время проведения реконструкции дома в жилые помещения маневренного фонда - до 2025 года.
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Согласно пункту 49 Положения N 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведённых выше норм следует, что к полномочиям органа местного самоуправления относится решение вопроса по отселению физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, такой срок должен быть разумным.
В рассматриваемом случае, с учетом степени износа дома (77%) и указанных в экспертном заключении от 18.11.2016 N 02.1/3265 нарушений требований СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88 срок отселения жильцов из аварийного дома до 2025 года, правильно признан судом первой инстанции не разумным, доказательств же невозможности приятия Администрацией мер по отселению жильцов из аварийного дома в более короткий срок заявителем в материалы дела не представлено.
Отсутствие в законе срока, в течение которого необходимо провести отселение физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, не может освобождать орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности в разумный срок.
Доводы заявителя жалобы, в том числе: об отсутствии разрушений кровли, наличии конька на кровле; о том, что Администрация не отвечает за состояние этого дома; об актах от 03.07.2017 с указанием, что имеется возможность предоставления жилого помещения маневренного фонда; о допущенных Управлением нарушениях порядка проведения проверки, порядка составления акта проверки, о неуказании в уведомлении вида проводимой проверки, были исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой, у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
В связи с чем, арбитражный суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания обжалуемого предписания Управления недействительным, и обоснованным отказ в удовлетворении требований заявителя в указанной части.
Вступившее в законную силу решение Центрального районного суда города Хабаровска от 21.09.2017 по делу N 2А-5227/17 (об отказе в удовлетворении искового заявления Мамонтова Д.Н., Мамонтовой Ю.Н. к Администрации города Хабаровска о признании незаконным заключения городской межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания МКД аварийным и подлежащим реконструкции от 23.05.2017 N 528), не является основанием для признания недействительным оспариваемого предписания Управления по настоящему делу.
В отношении заявления Администрации о признании недействительным акта проверки от 05.07.2017, суд первой инстанции, применив положения части 1 статьи 27, статьи 29 АПК РФ, и установив, что данный акт носит констатирующий характер, по своему содержанию представляет собой документ, в котором зафиксированы результаты проведенной Управлением проверки, не содержит властно-распорядительных распоряжений, нарушающих права и охраняемые законом интересы заявителя, то есть он не является ненормативным правовым актом, правомерно прекратил производство по делу в указанной части на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Таким образом, материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19 октября 2017 года по делу N А73-13037/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.