г. Владивосток |
|
21 августа 2018 г. |
Дело N А51-1877/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Реверс"
апелляционное производство N 05АП-5208/2018
на решение от 29.05.2018
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-1877/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению закрытого акционерного общества "Реверс" (ИНН 2540126026, ОГРН 1062540038197)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
об оспаривании решения,
при участии:
от ЗАО "Реверс": Каленская С.Д., по доверенности от 01.06.2017 сроком действия на 2 года, паспорт;
от Минобороны РФ: Ветренко Ю.Б., по доверенности от 18.09.2017 сроком действия до 18.09.2018, паспорт.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - не явился;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Реверс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 31.10.2017 N 20/03/02-14/41102.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ЗАО "Реверс" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что с 01.01.2016 отсутствует нормативный запрет в части возможности формирования испрашиваемого земельного участка в связи с его нахождением в запретной зоне военного объекта, поскольку согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положениям, утвержденным настоящим постановлением, было предписано осуществить до 31.12.2015.
Настаивает на том, что поскольку действующим нормативно-правовым актом Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" не установлено ни понятия запретного района, ни понятия технической территории, оснований считать испрашиваемый земельный участок находящимся в запретной зоне не имеется.
В материалы дела заявителем представлен ответ филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Приморскому краю, согласно которому в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зоне с особыми условиями использования территории с формулировкой "запретная зона военного объекта", внесенная в ЕГРП на основании решения Межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ.
Заявитель апелляционной жалобы выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что на момент принятия оспариваемого решения, постановление Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг действовало в редакции, предусматривающей установление 3-километрового запретного района для в/ч 63948 и не было признано утратившим силу. Полагает, что существенное значение имеет то обстоятельство, что на момент решения об отказе вышеуказанное постановление содержало информацию об установлении технической территории для в/ч 63948, а понятие или термин "техническая территория" не было предусмотрено действующим нормативно-правовым регулированием.
В судебном заседании представитель ЗАО "Реверс" доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Минобороны РФ на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества - не подлежащей удовлетворению.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что ЗАО "Реверс" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - здание административное общей площадью 105,1 кв.м. (лит.7); инвентарный номер 6482, этажность:2; назначение: нежилое. Кадастровый (или условный) номер: 25:28:000000:00:06482/7. Адрес (местоположение) объекта: Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская (Ленинская), 9 стр. 7, приобретенный на основании договора купли-продажи от 21.10.2016. В Едином государственном реестре недвижимости отражены сведения о зарегистрированном праве собственности ЗАО "Реверс" на данный объект (выписка из ЕГРН от 21.08.2017 N 25/001/003/2017-7562).
06.06.2017 ЗАО "Реверс" через МКУ МФЦ ВГО Отделение N 2 обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 200 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, д. 9, стр. 7, для цели: дальнейшей эксплуатации указанного административного здания.
Планируемое размещение земельного участка в испрашиваемых заявителем границах обществом определено в границах кадастрового квартала 25:28:02 00 21.
Письмом от 31.10.2017 N 20/03/02-14/41102 департамент отказал обществу в утверждении схемы расположения земельного участка, указав на нахождение образуемого земельного участка в границах запретного района войсковой части, водоохранной зоне, в санитарно-защитной зоне предприятий, санитарных разрывах, в зоне охраны объекта культурного наследия исторического центра и в границах гостевого маршрута ВГО.
ЗАО "Реверс" не согласилось с изложенным в письме департамента отказом, сочтя его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере осуществляемой им экономической деятельности, и оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность без проведения торгов собственниками зданий, сооружений, помещений.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 39.14 земельного кодекса Российской Федерации такое предоставление начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Статья 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В обоснование оспариваемого отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, департамент указал на расположение планируемого заявителем к предоставлению земельного участка на праве собственности в водоохранной зоне; в санитарно-защитной зоне предприятий; санитарных разрывах; в зоне охраны объекта культурного наследия исторического центра; в границах гостевого маршрута Владивостокского городского округа; в запретном районе в/ч; части участка площадью 289 кв.м. - в зоне охраны объекта культурного наследия; части участка площадью 42 кв.м. - в зоне с особыми условиями использования территории с учетным номером 25.28.2.149 (Охранная зона объекта культурного наследия "Здание бывшего театра "Золотой Рог", в котором в 1923 году перед трудящимися Владивостока выступал Всероссийский староста М.И. Калинин").
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции признает обоснованным отказ Департамента в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах запретного района в/ч в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.
Пунктом 7 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства предусмотрено установление запретных и иных зон с особыми условиями использования земель.
Исходя из положений пункта 2, подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд являются землями, ограниченными в обороте. Указанные земли не передаются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, возможность формирования земельного участка из состава земель, ограниченных в обороте, с целью его последующего выкупа заинтересованным лицом исключена.
Обстоятельства рассматриваемого спора суд первой инстанции правомерно оценил с учетом периода принятия департаментом оспариваемого решения, учитывая, что оно обосновано правовым регулированием сложившихся между сторонами спора отношений именно на дату принятия оспариваемого заявителем ненормативного правового акта - 31.10.2017, а также сведениями о градостроительном планировании Владивостокского городского округа актуальными именно на указанную дату.
Сведения о расположении формируемого Обществом земельного участка в запретном районе военных частей подтверждено сведениями фрагмента схемы функционирования зонирования территории с отображением зон с особыми условиями использования территорий.
Запретный район установлен для военной части 63948, дислоцированной в районе мыса Голдобина во Владивостокском городском округе.
В разделе 9 "Дополнительная информация" сведений ИСОГД указано, что границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных на территории Приморского края, определены в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг на основании постановления Правительства РФ от 17.02.2000 N 135, которое постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 признано утратившими силу, что, однако, не является основанием для признания недействующим постановления Губернатора Приморского края N 217-пг.
Во исполнение пункта 7 статьи 93 ЗК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135 было утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Данное Положение определяло назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.
Запретные зоны военных объектов на территории Приморского края установлены постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" на основании пункта 5 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - Положение N 405). Этим же постановлением отменено постановление Правительства РФ от 17.02.2000 N 135.
Согласно приложению N 1 к постановлению Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг (в редакции Постановления Губернатора Приморского края от 18.04.2013 N 56-пг, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) запретная зона установлена в пределах технической территории в/ч 63948. Также для данного военного объекта установлен запретный район шириной 3 км.
Границы запретного района внесены в геоинформационную систему и в документы градостроительного зонирования на территории г. Владивостока (Карта запретных зон и районов войсковых частей на территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое) и подлежат обязательному учету при определении границ образуемых земельных участков с целью их дальнейшего предоставления в собственность.
Постановление Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг на момент принятия оспариваемого решения действовало в редакции, предусматривающей установление 3-километрового запретного района для в/ч N 63948, не было признано утратившим силу.
Положениями постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 также не предусматривается, что установленные ранее зоны и территории со специальным режимом использования применительно к военным объектам автоматически утрачивают силу.
В связи с принятием этого постановления установленные ограничения должны были быть приведены в соответствие с изменившимся нормативным регулированием. В настоящее время такие изменения внесены, в частности, постановление Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг в настоящее время (в редакции постановления от 13.04.2018 N 14-пг) не предусматривает установление запретного района для в/ч 63948 (проставлен прочерк).
Между тем, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данное обстоятельство не влияет на законность решения департамента, принятого 31.10.2017, поскольку само по себе постановление Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217- пг не устанавливает зонирование территории Владивостокского городского округа в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, поэтому требованиям градостроительного законодательства не противоречит.
Доводы заявителя о том, что Положение N 405 не содержит понятие "запретный район" и не устанавливает каких-либо ограничений хозяйственной деятельности на его территории, коллегией рассмотрены и отклоняются.
Действительно, Положением N 405 предусмотрены иные виды запретных территорий, а именно запретные зоны, зоны охраняемых военных объектов и охранные зоны военных объектов.
Вместе с тем данное Положение не содержит указаний на отмену ранее установленных границ запретных территорий.
Поскольку доказательства того, что постановление Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг отменено и спорный земельный участок исключен из границ запретного района военных объектов, в материалы дела не представлено, на спорный земельный участок распространяются ограничения в использовании, предусмотренные для запретных территорий.
Ответ начальника Морской инженерной службы Тихоокеанского флота на запрос, адресованный заявителем командующему Тихоокеанского флота, таким доказательством не является, поэтому ссылка на него заявителя коллегией не принимается.
Поскольку спорный земельный участок расположен в границах запретной территории, параметры которой соответствуют характеристикам запретной зоны, введенной Положением N 405, он относится к землям, ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность, поскольку такая возможность федеральным законом не предусмотрена.
Процедура внесения в ЕГРН сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, осуществляемая уполномоченным органом на основании документов, представленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, не является действием по кадастровому учету в смысле, придаваемом Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
С учетом изложенного, сведения о границах запретных районов военных объектов имели статус сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, подлежали включению в ИСОГД в качестве таковых, а ограничения в приобретении в частную собственность земельных участков, расположенных в границах запретного района, возникло с момента установления их границ.
Таким образом, планируемый к образованию земельный участок, расположенный на территории запретного района воинской части, относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность, в связи с чем, коллегия признает обоснованным отказ департамента в утверждении схемы расположения испрашиваемого обществом земельного участка ввиду его нахождения в запретном районе в/ч.
Исследовав иные основания, положенные в обоснование оспариваемого отказа, в частности, нахождение испрашиваемого земельного участка в водоохранной зоне; в санитарно-защитной зоне предприятий; санитарных разрывах; в зоне охраны объекта культурного наследия; в границах гостевого маршрута Владивостокского городского округа, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные обстоятельства не могли послужить основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 10 статьи 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (части 4 статьи 99 Земельного кодекса РФ).
Запрет на приватизацию земельных участков в границах зоны охраны объектов культурного наследия законодательством не предусмотрен.
Нахождение земельных участков в санитарно-защитной зоне предприятий также не названо законом в качестве препятствия к предоставлению земельного участка в собственность.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Пунктом 15 этой же статьи установлены виды деятельности, осуществление которой запрещено в водоохранной зоне.
Использование земель санитарно-защитной и водоохраной зоны обусловлено соблюдением землепользователями установленных законом условий и запретов.
В нарушение статьи 65 АПК РФ, доказательств того, что использование обществом земельного участка под принадлежащим ему на праве собственности административным зданием повлечет нарушение правового режима земель указанных зон, департаментом не представлено.
Возражений в указанной части на судебный акт не заявлено.
Вместе с тем, учитывая нахождение испрашиваемого земельного участка в запретном районе воинской части, отказ Департамента в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.05.2018 по делу N А51-1877/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.