город Чита |
|
13 февраля 2018 г. |
дело N А19-4512/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Каминского В.Л.
судей: Басаева Д.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алисия" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 октября 2017 года по делу N А19-4512/2017 по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) к обществу с ограниченной ответственностью "Алисия" (ОГРН 1083845000436, ИНН 8503007092) о взыскании 551 022 руб.,
(суд первой инстанции: судья Рукавишникова Е.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Алисия" (далее - Общество, ответчик) о взыскании 551 022 руб. неустойки по договору аренды лесного участка N 91-266/10 от 23.07.2010 за период с 01.10.2014 по 24.10.2017.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 октября 2017 года исковые требования удовлетворены частично. С общества взыскано в пользу Министерства лесного комплекса Иркутской области 111 989 руб. неустойки.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворенных требований, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения и принятии нового судебного акта, по доводам, изложенным в жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указывает на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 05.02.2018 объявлен перерыв до 10 час. 50 мин. 12.02.2018, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети "Интернет".
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 20.12.2017, 06.02.2018.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании протокола N 9 результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 14.07.2010 между агентством лесного хозяйства Иркутской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Алисия" (арендатор) 23.07.2010 заключен договор аренды лесного участка N 91-95/10, по условиям которого арендатору в возмездное временное пользование предоставлен лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Боханский район, Осинский район, Кировское лесничество, Боханское участковое лесничество, "Боханская дача", квартал N 4, технический участок N 6 (колхоз им. Ленина) кварталы NN 1-12, 14-16 общей площадью 3491 га, в границах, указанных в плане лесного участка (схеме) с номером учетной записи в государственном лесном реестре 266-2010-04 (приложение N 2 к договору) в целях использования лесов для заготовки древесины в объеме 3,9 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству 2,7 тыс. м3.
Государственная регистрация договора аренды произведена в установленном законом порядке, дата регистрации - 27.09.2010 за номером 38-38-25/001/2010-672.
По акту приема-передачи от 29 сентября 2010 года лесной участок передан арендатору.
Постановлением Правительства Иркутской области N 178-пп от 31.03.2016 агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в министерство лесного комплекса Иркутской области.
Подпунктом 5.4.9. договора аренды лесного участка предусмотрена обязанность арендатора осуществлять за свой счет санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
В проектах освоения лесов (т. 1 л.д. 39-53, т. 2, л.д. 4-9), предоставленных в аренду ООО "Алисия" в целях заготовки древесины на территории Кировского лесничества муниципальных образований Боханский район, Осинский район Иркутской области, содержится информация об участках леса, в которых проектируется заготовка древесины и рекомендуемые способы лесовосстановления.
В соответствии с проведенной Министерством проверкой, результаты которой оформлены актом проведения проверки соблюдения договорных обязательств от 15.09.2016, запроектированные согласно проекту освоения лесов лесовосстановительные мероприятия на лесных участках Боханского участкового лесничества тех. участок N 6, кв. 10, выделы 2, 5, 4 не выполнены. Искусственное лесовосстановление, запроектированное в соответствии с проектом лесовосстановления, не соответствует требованиям Правил лесовосстановления.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в нарушение положений Лесного кодекса Российской Федерации, Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 N 183 (действовавших на момент возникновения обязанности по проведению лесовосстановительных мероприятий), проекта освоения лесов ответчиком не исполнено обязательство по воспроизводству лесов и лесоразведения за 2014 год, площадь невыполненных мероприятий на вырубках 2013 года составила 70 га, в том числе искусственное лесовосстановление на площади 46 га, комбинированное лесовосстановление на площади 24 га.
Пунктом 6.4. договора аренды установлено, что в случае неисполнения обязательств, предусмотренных, в том числе, подпунктом 5.4.9. договора, арендатор обязан уплатить арендодателю неустойку в размере 0,1% от размера годовой арендной платы за каждый день просрочки начиная со дня получения уведомления о необходимости исполнения арендатором соответствующего обязательства до момента полного исполнения соответствующего обязательства. Уплата неустойки не освобождает арендатора от исполнения обязательства в натуре.
Размер арендной платы предусмотрен пунктом 4.1. и на момент заключения договора составил 271 440 руб. в год.
В силу пункта 4.5. договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Арендодатель производит перерасчет арендной платы и уведомляет арендатора в измененном размере арендной платы и сумме, подлежащей уплате (зачету), в письменном виде не позднее трех месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы.
Согласно представленным Министерством в материалы дела расчетам размер арендной платы за 2014 год составил 271 440 руб., за 2015 год - 286 056 руб., за 2016 год - 298 584 руб.
В соответствии с произведенным истцом расчетом размер неустойки в связи с невыполнением мероприятий по лесовосстановлению за 2014, 2015 годы составил 551 022 руб., из которых 327 044 руб. - неустойка за нарушение обязательств 2014 года за период с 01.10.2014 по 24.10.2017, 223 978 руб. - неустойка за нарушение обязательств 2015 года за период с 01.10.2015 по 24.10.2017.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия N 02-91-12265/16 от 16.11.2016 с требованием об оплате в бюджет неустойки, которая последним оставлена без исполнения, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе установления фактических обстоятельств по делу, применения норм материального и процессуального права, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Министерством лесного комплекса Иркутской области проведена проверка предоставленного в аренду ООО "Алисия" лесного участка, о чём составлен акт проведения проверки соблюдения договорных обязательств от 15.09.2016.
Предметом проводимой проверки явилось выполнение лесовосстановительных мероприятий арендатором на переданном в аренду лесном участке, подлежавших выполнению в 2015 году.
В ходе проверки лесного участка - Боханское участковое, технический участок N 6, квартал 10, выдел 2, 4 и 5 площадью 2,7, 3,5 и 2,3 Га соответственно, должностными лицами Министерства сделан вывод о невыполнении ООО "Алисия" запроектированных согласно проекту освоения лесов лесовосстановительных мероприятий. Искусственное лесовосстановление не соответствует требованиям Правил лесовосстановления.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В соответствии со статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации были разработаны Правила лесовосстановления, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183, действовавшие в рассматриваемом периоде.
Данные правила устанавливали требования к лесовосстановлению во всех лесных районах Российской Федерации (пункт 1).
Пунктом 2 Правил лесовосстановления установлено, что лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов.
Согласно пункту 3 Правил лесовосстановления лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
Естественное восстановление лесов (далее - естественное лесовосстановление) осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п. (далее - содействие естественному лесовосстановлению).
Искусственное восстановление лесов (далее - искусственное лесовосстановление) осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, в том числе с закрытой корневой системой, черенков или посева семян лесных растений.
Комбинированное восстановление лесов (далее - комбинированное лесовосстановление) осуществляется за счет сочетания естественного и искусственного лесовосстановления.
На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков (пункт 4).
Согласно положениям статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Осуществляется лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 2 статьи 55, части 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов определяет объем соответствующих лесовосстановительных мероприятий и утверждается на основании материалов лесоустройства.
Как уже указывалось выше, пунктом 5.4.6 договора аренды лесного участка N 91-95/10 от 23.07.2010 предусмотрена обязанность арендатора, в том числе в установленном порядке разрабатывать и представлять арендодателю проект освоения в срок не позднее 5 (пяти) месяцев с момента заключения договора.
В соответствии с пунктом 5.4.9 договора арендатор обязан осуществлять за свой счет санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
Проектом освоения лесов по договору аренды лесного участка N 91-95/10 от 23.07.2010 предусмотрены виды и объем мероприятий по лесовосстановлению.
В соответствии с пунктом 5.6 проекта освоения лесов площади не покрытых лесной растительностью земель, нуждающихся в лесовосстановлении на арендуемом участке, приведена в таблице 5.6.1 Приложение N 69 на странице 66 (т. 1 л.д. 43).
В соответствии с пунктом 12 Правил лесовосстановления в целях содействия естественному лесовосстановлению осуществляются следующие мероприятия:
сохранение возобновившегося под пологом лесных насаждений жизнеспособного поколения главных лесных древесных пород лесных насаждений (далее - главные лесные древесные породы), способного образовывать в данных природно-климатических условиях новые лесные насаждения (подрост). Древесные растения в возрасте до двух лет (самосев) в числе подроста не учитываются;
сохранение при проведении рубок лесных насаждений ценных лесных древесных пород жизнеспособных лесных насаждений, хорошо укоренившихся, участвующих в формировании главных лесных древесных пород, высотой более 2,5 метров (молодняк);
уход за подростом лесных насаждений ценных лесных древесных пород на площадях, не покрытых лесной растительностью;
минерализация поверхности почвы;
огораживание площадей.
Аналогичные положения содержит проект освоения лесов - страница 68-69 (т. 1 л.д. 44).
Проектом освоения лесов, переданных в аренду ООО "Алисия" для заготовки древесины на территории Кировского лесничества муниципального образования "Боханский район" "Осинский район" Иркутской области (договор аренды N 91-95/10 от 23.07.2010), предусмотрено осуществление лесовосстановления путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
Согласно пункту 21 Правил лесовосстановления и абзацу 32 пункта 5.3.1. проекта освоения лесов, искусственное лесовосстановление проводится, когда невозможно обеспечить естественное или нецелесообразно комбинированное лесовосстановление хозяйственно ценными лесными древесными породами, а также на лесных участках, на которых погибли лесные культуры.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в целях определения порядка, регламентирующего приемку мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на лесных участках, переданных в аренду и постоянное (бессрочное) пользование, Агентство лесного хозяйства Иркутской области приказом от 27.12.2013 N 28-агпр утвердило Порядок приемки мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на лесных участках, переданных в аренду и постоянное (бессрочное) пользование (далее - Порядок приемки мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов).
Согласно пункту 3.1.1 Порядка приемки мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов десовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления и планом-схемой, на котором указывается данные привязки к квартальной или визирной сети, промеров граничных и внутренних визиров; значения румбов граничных линий; границы лесотаксационных выделов; номера лесотаксационных выделов.
Проекты лесовосстановления разрабатываются в соответствии с Правилами лесовосстановления и утверждаются в двух экземплярах.
После утверждения один экземпляр Проекта лесовосстановления хранится у лесопользователя, второй экземпляр представляется лесопользователем в лесничество, на территории которого расположен лесной участок, в срок до 15 октября года, предшествующего проведению лесовосстановительных работ, до начала обработки почвы.
Лесничество в случае выявления несоответствия Проекту лесовосстановления установленным требованиям к его содержанию, проекту освоения леса, Правилам лесовосстановления и другим нормативным актам отказывает в его приемке и в течение пятнадцати дней со дня получения Проекта лесовосстановления извещает об этом лесопользователя.
В случае выявления несоответствия в течение периода, предшествующего проведению лесовосстановительных работ, лесничество направляет лесопользователю требование о внесении соответствующих изменений в Проект лесовосстановления.
В подтверждение факта выполнения работ по искусственному лесовосстановлению ответчиком в материалы дела представлены карточки обследования участков при выборе способа и технологии лесовосстановления, акты технической приемки лесных культур и проекты (искусственного, комбинированного) лесовосстановления на осень 2015 г. (т. 2 л.д. 19-37).
В соответствии с проектами (искусственного, комбинированного) лесовосстановления на 2015 года по участку квартала N 10 выдела 2 и по участку квартала N 10 выдела 5, количество подроста и молодняка главных (целевых) лесных пород составляет 0 тысяч штук на 1 гектар и 0,| тысяч штук на гектар соответственно.
Данные проекты (искусственного, комбинированного) лесовосстановления в соответствии с положениями Порядка приемки мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов представлены в Кировское лесничество и приняты им без замечаний, утверждены в установленном законом порядке (т. 2 л.д. 34,35).
В соответствии проектом освоения лесов при таком количестве жизнеспособного подроста и молодняка согласно пункту 5.7.1 применяется способ искусственного лесовосстановления.
В силу указанного, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что проекты (искусственного, комбинированного) лесовосстановления на осень 2015 года по участку квартала N 10 выдела 2 и по участку квартала N 10 выдела 5 разработаны в соответствии с проектом освоения лесов, Правилами лесовосстановления и Порядком приемки мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и Обществом правильно выбран способ искусственного лесовосстановления.
При этом вносить какие-либо изменения в проект освоения лесов в данном случае не требуется.
Пункт 33 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69, устанавливает иные основания для внесения изменений в проект освоения лесов.
Так же судом установлено и следует из содержания акта проверки соблюдения договорных обязательств от 31.08.2017, что комиссией при проведении технической приемки на лесном участке Кировское лесничество, тех участок N 6, квартал 10, выдел 2, площадь 2,7 Га, тех участок N 6, квартал 10, выдел 5, площадь 2,3 Га, выполнение мероприятий оценено как удовлетворительное (том 2 л.д. 32, 33).
При таком положении, является обоснованным доводы апелляционной жалобы о том, что при установлении комиссией факта выполнения ответчиком лесовосстановительных мероприятий, предусмотренных проектом освоения лесов, основания для привлечения ответчика к ответственности в данном случае отсутствуют.
Неполная приживаемость посадочного материала на указанных участках не является нарушением Правил лесовосстановления и подпункта "ж" пункта 11 договора аренды, а может являться основанием для дополнения (посадки взамен погибших экземпляров растений) лесных культур (пункт 44 Правил лесовосстановления).
С учетом изложенного, является ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании неустойки.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, как принятого при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, с принятием в данной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 октября 2017 года по делу N А19-4512/2017 в обжалуемой части удовлетворения требований Министерства лесного комплекса Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью "Алисия" о взыскании неустойки 111 989 руб. отменить. В отмененной обжалуемой части принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.Л.Каминский |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.