город Омск |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А46-16204/2017 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Золотовой Л.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-17216/2017) арбитражного управляющего Каплуновой Галины Юрьевны на решение Арбитражного суда Омской области от 28.11.2017 по делу N А46-16204/2017 (судья Хвостунцев А.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области к арбитражному управляющему Каплуновой Галине Юрьевне (ИНН 550402665201) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Омской области, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Каплуновой Галины Юрьевны (далее по тексту - арбитражный или финансовый управляющий, Каплунова Г.Ю.) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленное Управлением Росреестра по Омской области требование и привлёк арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной названной нормой КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 25 000 руб. При этом арбитражный суд исходил из наличия в действиях арбитражного управляющего состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ. Доводы арбитражного управляющего о возможности назначения наказания в виде предупреждения арбитражным судом отклонены.
Не согласившись с принятым решением, арбитражный управляющий обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Как указывает податель апелляционной жалобы, ни одно из выявленных нарушений не представляет собой бездействие финансового управляющего, все нарушения сводятся к ненадлежащему исполнению обязанностей, в то время как в статье 14.13 КоАП РФ указывается именно на неисполнение обязанностей. При этом нарушения по 2, 3 и 6 эпизодам признаны судом малозначительными. Кроме того, заявителем не представлено доказательств наличия у финансового управляющего достаточных денежных средств для оплаты публикации (1 эпизод).
По мнению подателя апелляционной жалобы, в рассматриваемой ситуации возможно назначение наказания в виде предупреждения, поскольку статус финансового управляющего отличается от статуса арбитражного управляющего. При взыскании штрафа в размере 25 000 руб. деятельность финансового управляющего будет фактически выполняться бесплатно, а при наличии определения суда о его назначении, по сути, - принудительно.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Управление Росреестра по Омской области просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу арбитражного управляющего - без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ и разъяснениями пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон и без проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Трусов Александр Васильевич (далее - Трусов А.В., должник) в установленном главой X Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) порядке 03.06.2016 обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Омской области от 10.06.2016 заявление принято, возбуждено производство по делу N А46-8123/2016, назначено судебное заседание по проверке обоснованности заявления.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.10.2016 (резолютивная часть решения объявлена 26.09.2016) Трусов А.В. признан несостоятельным (банкротом) в отношении него открыта процедура реализации имущества гражданина сроком на пять месяцев, финансовым управляющим утверждена Каплунова Г.Ю.
Публикация сообщения в соответствии со статьями 28, 213.7 Закона о банкротстве об открытии в отношении гражданина процедуры реализации имущества состоялась в газете "Коммерсантъ" N 197 от 22.10.2016.
Определениями Арбитражного суда Омской области от 27.02.2017, 02.05.2017, 21.07.2017 срок реализации имущества гражданина продлевался до 26.10.2017.
Определением Арбитражного суда Омской области от 26.10.2017 (дата оглашения резолютивной части) процедура реализации имущества в отношении Трусова А.В. завершена, Трусов А.В. освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, за исключением требований кредиторов, предусмотренных пунктом 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве, а также требований, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Исходя из поступившего в адрес административного органа обращения Трусова А.В., а также имеющихся у административного органа материалов о ходе процедуры банкротства в отношении гражданина Трусова А.В., мониторинга в связи с этим информационных сообщений, включенных арбитражным управляющим Каплуновой Г.Ю. в период исполнения обязанностей финансового управляющего имуществом Трусова А.В. в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее по тексту также - ЕФРСБ), должностным лицом Управления Росреестра по Омской области выявлены нарушения арбитражным управляющим Каплуновой Г.Ю. требований законодательства о банкротстве, в связи с чем определением от 11.08.2017 N 62 Управление Росреестра по Омской области возбудило в отношении указанного лица дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и назначило проведение административного расследования.
07.09.2017 по факту выявленных нарушений в отношении арбитражного управляющего Каплуновой Г.Ю. Управлением составлен протокол об административном правонарушении N 00655517.
На основании данного протокола Управление Росреестра по Омской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Каплуновой Г.Ю. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
28.11.2017 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое арбитражным управляющим в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 14.13 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ) неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения, возникающие в ходе проведения процедур банкротства и регулируемые законодательством о несостоятельности (банкротстве), права и интересы субъектов предпринимательской деятельности, интересы кредиторов, экономическая и финансовая стабильность государства в целом, защита которых обусловлена несостоятельностью (банкротством) и на которые арбитражным управляющим допущены посягательства в ходе ведения процедур наблюдения и конкурсного производства.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Субъект правонарушения - специальный, то есть им может быть лишь арбитражный управляющий, реестродержатель, организатор торгов, оператор электронной площадки либо руководитель временной администрации кредитной или иной финансовой организации.
С субъективной стороны данное нарушение характеризуется виной, деянием в форме действия либо бездействия и проявляется в невыполнении правил, применяемых в период ведения соответствующей процедуры банкротства.
С учетом содержания рассматриваемой правовой нормы следует констатировать, что норма части 3 статьи 14.13 КоАП РФ является бланкетной (отсылочной), поэтому для привлечения лица к административной ответственности по указанной статье Управлению Росреестра по Омской области необходимо доказать неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), а также наличие вины арбитражного управляющего в допущенном нарушении.
Таким образом, вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, из рассматриваемой нормы не следует, что рассматриваемое нарушение образует лишь полное неисполнение соответствующей обязанности арбитражным управляющим; ненандлежащее исполнение такой обязанности в полной мере охватывается диспозицией рассматриваемой нормы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В отношении арбитражного управляющего принцип разумности означает соответствие его действий определенным стандартам, установленным, помимо законодательства о банкротстве, правилами профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации, либо стандартам, выработанным правоприменительной практикой в процессе реализации законодательства о банкротстве. Добросовестность действий арбитражного управляющего выражается в отсутствии умысла причинить вред кредиторам, должнику и обществу.
Таким образом, по смыслу Закона о банкротстве важной задачей арбитражного управляющего является обеспечение баланса интересов кредиторов и должника, а также реализация их законных прав.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в материалах дела, доводы лиц, по существу спорного вопроса, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для её удовлетворения ввиду подтвержденности материалами дела факта совершения арбитражным управляющим Каплуновой Г.Ю. рассматриваемого административного правонарушения.
1. Арбитражным управляющим на восемь дней нарушен срок направления сведений для опубликования в газете "Коммерсантъ" информационного сообщения о введении в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина и своем утверждении финансовым управляющим имуществом Трусова А.В. (эпизод 1).
В ходе проведенного административного расследования заявителем установлено, что решением Арбитражного суда Омской области 03.10.2016 (резолютивная часть оглашена 26.09.2016) по делу N А46-8123/2016 в отношении Трусова А.В. введена процедура реализации имущества должника сроком на пять месяцев, финансовым управляющим имуществом должника утверждена Каплунова Г.Ю.
Следовательно, арбитражный управляющий Каплунова Г.Ю. не позднее 06.10.2016 обязана была направить сведения для опубликования в газете "Коммерсантъ" и включить в ЕФРСБ информационное сообщение о признании Трусова А.В. банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина.
Согласно информации N 3819 Издательского дома "Коммерсантъ", поступившей в ответ на запрос Управления Росреестра по Омской области 30.08.2017, документы от арбитражного управляющего Каплуновой Г.Ю. на публикацию сведений о введении в отношении Трусова А.В. процедуры реализации имущества поступили 05.10.2016, счет на оплату N 55210001088 выставлен 05.10.2016, однако денежные средства для опубликования информационного сообщения о признании Трусова А.В. банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина от арбитражного управляющего Каплуновой Г.Ю. поступили 14.10.2016 (пятница), в связи с чем, информационное сообщение N 55210001088 было опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 197 22.10.2016 (суббота).
Таким образом, заявителем установлено нарушение арбитражным управляющим требований пунктов 1, 2, 4.1 статьи 28, пункта 1 статьи 213.1, пунктов 1, 2 статьи 213.7, пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве, выразившееся в нарушении на восемь дней срока направления сведений для опубликования в газете "Коммерсантъ" информационного сообщения о введении в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина и своем утверждении финансовым управляющим Трусова А.В.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного конкурса между редакциями печатных изданий.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 1049-р "Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, определена газета "Коммерсантъ".
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является информационным ресурсом, размещенным в сети Интернет по адресу: http://bankrot.fedresurs.ru/.
Таким образом, публикация сведений о банкротстве не ограничивается размещением таких сведений только в одном источнике информации, а должна быть размещена одновременно как в официальном печатном издании, так и на сайте в сети "Интернет".
Согласно пункту 1 статьи 213.7 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящей главой, опубликовываются путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением сведений о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I -VII, VIII, параграфом 7 главы ГХ и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.
При этом статья 213.7 Закона о банкротстве, равно как и другие положения Закона о банкротстве не содержат конкретного срока, в течение которого сведения о признании гражданина банкротом должны быть опубликованы в официальном печатном издании.
Таким образом, по аналогии с положениями пункта 1 статьи 128 Закона о банкротстве сообщение о признании гражданина несостоятельным (банкротом) и введении в отношении него процедуры реализации имущества подлежит направлению финансовым управляющим для опубликования в десятидневный срок с даты его утверждения.
Указанный срок, как уже отмечалось выше, Каплуновой Г.Ю. нарушен.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на неустановление Управлением факта наличия у должника денежных средств, необходимых для оплаты такого сообщения, не может служить основанием для освобождения арбитражного управляющего от административной ответственности за рассматриваемое нарушение.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона о банкротстве возмещение расходов, связанных с включением арбитражным управляющим сведений в ЕФРСБ и их опубликованием, осуществляется за счет имущества должника, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или решением собрания кредиторов.
Аналогичное положение предусмотрено и пунктом 4 статьи 213.7 Закона о банкротстве, согласно которому опубликование сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, осуществляется за счет гражданина.
При этом арбитражный управляющий, как профессиональный участник процедур банкротства, давший согласие на утверждение в процедуре банкротства конкретного должника, действуя в рамках установленного статьей 20.4 Закона о банкротстве принципа добросовестности, должен принимать меры для обеспечения исполнения судебных актов, принимаемых в деле о банкротстве.
В силу правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве", арбитражный управляющий вправе оплатить расходы по делу о банкротстве из собственных средств с их последующим возмещением (абзац второй пункта 7 постановления).
Отсутствие достаточных денежных средств в конкурсной массе должника на дату наступления срока исполнения арбитражным управляющим возложенной на него законом обязанности, не освобождает соответствующего арбитражного управляющего от исполнения такой обязанности, необходимые расходы подлежат возмещению в порядке, предусмотренном статьей 59 Закона о банкротстве.
Порядок исполнения обязательства акционерного общества "Коммерсантъ" по публикации информационных сообщений установлен в заявке-договоре на публикацию сообщений о банкротстве, а именно: публикация объявлений производится в срок не более десяти дней с даты получения заявки, при условии поступления денежных средств на счёт издателя не позднее, чем за три дня до выхода соответствующего номера газеты. Денежные средства за публикацию должны поступить на расчетный счет акционерного общества "Издательский дом "Коммерсантъ" не позднее среды, если планируется выход сообщения в субботу.
Таким образом, формирование счетов на оплату 05.10.2016 (для размещения информационного сообщения о введении процедуры реализации имущества в отношении Трусова А.В. и утверждении финансового управляющего в газете "Коммерсантъ"), в отсутствие оплаты такого сообщения и, как следствие, отсутствие публикации данных сообщений в газете "Коммерсантъ" в установленный срок, не может свидетельствовать о надлежащем исполнении обязанностей арбитражным управляющим.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами заявителя о том, что арбитражным управляющим не исполнен в установленный Законом о банкротстве срок комплекс мероприятий (размещение заявки, оплата), необходимых для своевременного размещения в газете "Коммерсантъ" соответствующего сообщения.
2. Отсутствие в реестре требований кредиторов Трусова А.В. обязательных сведений и реквизитов, а также отсутствие указания в конце каждой страницы реестра фамилии, имени, отчества арбитражного управляющего, даты и подписи (эпизод 2).
В ходе проведенного административного расследования заявителем установлено, что финансовым управляющим имуществом Трусова А.В. Каплуновой Г.Ю. в материалы дела о несостоятельности (банкротстве) должника 16.02.2017, 20.04.2017, 08.08.2017 в Арбитражный суд Омской области представлены реестры требований кредиторов Трусова А.В. по состоянию на 13.02.2017, на 20.04.2017, на 03.08.2017.
В представленных реестрах требований кредиторов должника по состоянию на 13.02.2017, 20.04.2017 в конце каждой страницы арбитражный управляющий имуществом должника Каплунова Г.Ю. не указала свои фамилию, имя, отчество, не поставила подпись и дату; в реестре требований кредиторов по состоянию на 03.08.2017 арбитражный управляющий не указала свои фамилию, имя, отчество, не поставила дату.
Кроме того, в реестрах требований кредиторов Трусова А.В. по состоянию на 13.02.2017, 20.04.2017, 03.08.2017 отсутствовала следующая информация:
* в таблице N 11 "Сведения о кредиторах по требованиям, учитываемым в части 2 раздела 3 реестра" не заполнена Графа N 8 "ФИО руководителя (уполномоченного представителя) кредитора юридического лица" в отношении кредиторов АО "Газпромбанк", АО "Омсоблводопровод", АО "Омскоблгаз";
* в таблице N 17 "Сведения о кредиторах по требованиям кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды - взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей" не заполнена Графа N 8 "ФИО руководителя (уполномоченного представителя) кредитора юридического лица" в отношении кредитора АО "Газпромбанк".
Событие административного правонарушения в данной части в действиях арбитражного управляющего также имеется.
В соответствии с абзацем 5 пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве на финансового управляющего возложена обязанность по ведению реестра требований кредиторов.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 16 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель. В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345 утверждены Общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов.
Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345 приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 01.09.2004 N 233 и N 234 утверждены, соответственно, Типовая форма реестра требований кредиторов и Методические рекомендации по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 1.15 Методических рекомендаций в конце каждой страницы реестра требований кредиторов арбитражный управляющий указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату.
В соответствии с пунктом 1.5 Методических рекомендаций фамилия, имя и отчество кредитора - физического лица, руководителя (уполномоченного представителя) кредитора - юридического лица, наименование кредитора - юридического лица указываются в соответствующих графах таблиц типовой формы реестра полностью, без сокращений, в соответствии с данными, заявленными кредитором.
В нарушение процитированных требований в представленных арбитражным управляющим реестрах требований кредиторов отсутствуют указанные административным органом сведения - фамилия, имя, отчество, подпись арбитражного управляющего и даты на каждой странице, а также необходимые сведения о кредиторах (фамилия, имя и отчество руководителя (уполномоченного представителя) кредитора юридического лица), что свидетельствует о наличии в действиях арбитражного управляющего рассмотренного эпизода административного правонарушения.
3. Арбитражным управляющим Каплуновой Г.Ю. при подготовке к проведению собрания кредиторов, назначенного на 20.04.2017, на один день нарушен срок ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов должника (эпизод 3).
В ходе проведенного административного расследования заявителем установлено, что финансовым управляющим имуществом Трусова А.В. Каплуновой Г.Ю. на 20.04.2017 назначено проведение собрания кредиторов должника.
Следовательно, арбитражный управляющий Каплунова Г.Ю. обязана была не позднее 13.04.2017 обеспечить кредиторам возможность ознакомиться с материалами, представленными на собрание кредиторов должника.
Согласно информационному сообщению N 1723023, размещенному в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 09.04.2017 датой ознакомления кредиторов с материалами, представленными на собрание кредиторов, назначенное на 20.04.2017, является 14.04.2017, что является нарушением положений Закона о банкротстве.
Так, пунктом 3 статьи 13 Закона о банкротстве предусмотрено, что в сообщении о проведении собрания кредиторов должны содержаться следующие сведения: наименование, место нахождения должника и его адрес; дата, время и место проведения собрания кредиторов; повестка собрания кредиторов; порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов; порядок регистрации участников собрания. Лицо, которое проводит собрание кредиторов, обязано обеспечить возможность ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов для ознакомления и (или) утверждения, не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
Таким образом, арбитражный управляющий, предоставив возможность для ознакомления с соответствующими материалами 14.04.2017, нарушил установленный законодательством срок на один день.
4. Неисполнение арбитражным управляющим обязанности по уведомлению должника - Трусова А.В. о проведении собрания кредиторов должника, назначенного на 20.04.2017 (эпизод 4.1), а также собрания кредиторов, назначенного на 03.08.2017 (эпизод 4.2), в связи с чем должник Трусов А.В. и (или) его представитель не имели возможности присутствовать на собраниях кредиторов, состоявшихся 20.04.2017 и 03.08.2017.
В ходе проведенного административного расследования заявителем установлено, что финансовым управляющим Трусова А.В. - Каплуновой Г.Ю. 20.04.2017 и 03.08.2017 организованы и проведены собрания кредиторов должника.
Следовательно, арбитражный управляющий во исполнение требований пунктов 1, 5 статьи 213.8 Закона о банкротстве обязан был направить в адрес должника Трусова А.В. уведомление о проведении 20.04.2017 собрания кредиторов должника почтовой связью с уведомлением о вручении не позднее 06.04.2017, и, соответственно, уведомление о проведении 03.08.2017 собрания кредиторов должника почтовой связью с уведомлением о вручении не позднее 20.07.2017.
Однако, как установлено Управлением, соответствующие уведомления в адрес Трусова А.В. арбитражным управляющим Каплуновой Г.Ю. направлены не были.
Согласно положениям пункта 1 статьи 213.8 Закона о банкротстве собрание кредиторов созывается финансовым управляющим, утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина.
В собрании кредиторов принимают участие без права голоса наряду с лицами, указанными в пункте 1 статьи 12 Закона о банкротстве, гражданин и (или) его представитель.
В соответствии с пунктом 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве на финансового управляющего возложена обязанность по созыву и проведению первого собрания кредиторов.
Пунктом 5 статьи 213.8 Закона о банкротстве предусмотрено, что уведомление о проведении собрания кредиторов включается в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов. Уведомление о проведении собрания кредиторов направляется финансовым управляющим конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов заказным письмом с уведомлением о вручении.
Привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности по рассмотренному эпизоду осуществлено арбитражным судом первой инстанции также правомерно в связи с наличием в действиях арбитражного управляющего Каплуновой Г.Ю. нарушений приведенных выше требований действующего законодательства о банкротстве.
5. Арбитражным управляющим Каплуновой Г.Ю. на девять дней нарушен срок уведомления конкурсных кредиторов, уполномоченного органа, а также иных лиц, имеющих в соответствии с Законом о банкротстве право на участие в собрании кредиторов, о предстоящем 20.04.2017 собрании кредиторов должника (эпизод 5).
В ходе проведенного административного расследования установлено, что 20.04.2017 финансовым управляющим Трусова А.В. Каплуновой Г.Ю. организовано и проведено собрание кредиторов должника.
Следовательно, крайней датой исполнения арбитражным управляющим Каплуновой Г.Ю. обязанности по направлению конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иным лицам, имеющим в соответствии с Законом о банкротстве право на участие в собрании кредиторов, уведомлений о проведении 20.04.2017 собрания кредиторов должника заказным письмом с уведомлением о вручении является 06.04.2017.
Как установлено Управлением, арбитражным управляющим Каплуновой Г.Ю. 20.04.2017 в материалы дела N А46-8123/2016 о несостоятельности (банкротстве) Трусова А.В. представлены доказательства уведомления конкурсных кредиторов, уполномоченного органа, а также иных лиц, имеющих в соответствии с Законом о банкротстве право на участие в собрании кредиторов, свидетельствующих о направлении адресатам таких уведомлений посредством электронной почты 15.04.2017, то есть с нарушением установленного законом срока на девять дней.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 213.8 Закона о банкротстве собрание кредиторов созывается финансовым управляющим, утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права представитель органа по контролю (надзору), который вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан уведомлять кредиторов о проведении собраний кредиторов в соответствии с пунктом 5 статьи 213.8 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 статьи 213.8 Закона о банкротстве предусмотрено, что уведомление о проведении собрания кредиторов включается в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов. Уведомление о проведении собрания кредиторов направляется финансовым управляющим конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов заказным письмом с уведомлением о вручении.
Пунктом 6 статьи 213.8 также предусмотрено, что лицо, имеющее право на участие в собрании кредиторов и желающее получить дополнительное уведомление о проведении собрания кредиторов, извещает об этом финансового управляющего с указанием способа направления уведомления (посредством почтовой, телеграфной, факсимильной, электронной связи или иных средств связи и доставки) и необходимых для этого реквизитов, а также предварительно перечисляет на банковский счет финансового управляющего сумму средств на направление дополнительного уведомления выбранным способом. Финансовый управляющий обязан предоставить лицу, имеющему право на участие в собрании кредиторов, по его запросу сведения о реквизитах своего банковского счета и сумме средств на направление дополнительного уведомления. При условии компенсации таких средств дополнительное уведомление о проведении собрания кредиторов направляется финансовым управляющим соответствующему кредитору или в уполномоченный орган не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Кроме того, положения пункта 1 статьи 13 Закона о банкротстве предусматривают, что для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.
Заявителем в материалы дела представлена копия публикации информационного сообщения N 1723023 о собрании кредиторов, размещенного арбитражным управляющим Каплуновой Г.Ю. в ЕФРСБ 09.04.2017, которое содержит указание арбитражного управляющего со ссылкой на пункт 1 статьи 13 Закона о банкротстве о надлежащем уведомлении о дате и месте проведения собрания "иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее, чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов".
Между тем срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 213.8 Закона о банкротстве, в части направления уведомления финансовым управляющим не соблюден. Кроме того, предусмотренный пунктом 1 статьи 13 Закона о банкротстве вариант уведомления иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов арбитражным управляющим также не соблюден, поскольку представленные в материалы дела копии направленных арбитражным управляющим по электронной почте уведомлений свидетельствуют о направлении их менее чем за пять рабочих дней.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях арбитражного управляющего рассмотренного нарушения положений Закона о банкротстве.
6. Арбитражным управляющим при осуществлении регистрации участников собрания кредиторов Трусова А.В. 03.08.2017 в журнале регистрации участников собрания кредиторов не указано время регистрации участников собрания кредиторов (эпизод 6).
В ходе проведенного административного расследования заявителем установлено, что арбитражным управляющим Каплуновой Г.Ю. на 03.08.2017 года в 10 часов 00 минут назначено проведение собрания кредиторов Трусова А.В.
Согласно протоколу собрания кредиторов Трусова А.В. от 03.08.2017 в собрании кредиторов принял участие конкурсный кредитор ("Газпромбанк" (акционерное общество)), сумма требований которого составила 938 170,74 руб.
В ходе ознакомления с материалами дела о несостоятельности (банкротстве) в отношении Трусова А.В. в Арбитражном суде Омской области, установлено, что 08.08.2017 арбитражным управляющим Каплуновой Г.Ю. в Арбитражный суд Омской области представлен протокол собрания кредиторов Трусова А.В. от 03.08.2017 с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве, в том числе, журнала регистрации участников собрания кредиторов должника.
Однако в журнале регистрации участников собрания кредиторов Трусова А.В. от 03.08.2017 не заполнена графа N 2, а именно: отсутствует информация о времени регистрации единственного участника собрания кредиторов ("Газпромбанк" (акционерное общество)).
Согласно положениям пункта 1 статьи 213.8 Закона о банкротстве собрание кредиторов созывается финансовым управляющим, утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56 "Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов" утверждены Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов (далее - Общие правила подготовки, организации и проведения собраний кредиторов).
Согласно подпункту "д" пункта 3 Общих правил подготовки, организации и проведения собраний кредиторов при подготовке к проведению собрания кредиторов арбитражный управляющий, наряду с прочим, заполняет журнал регистрации участников собрания кредиторов (по установленной форме) в соответствии с данными реестра требований кредиторов на дату проведения собрания.
При организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий осуществляет регистрацию участников собрания кредиторов (подпункт "в" пункта 4 Общих правил подготовки, организации и проведения собраний кредиторов).
Пунктом 4 Общих правил подготовки, организации и проведения собраний кредиторов установлено, что при организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий, наряду с прочим, осуществляет регистрацию участников собрания кредиторов.
В пункте 5 Общих правил подготовки, организации и проведения собраний кредиторов указано, что регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации. При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий, в том числе, проверяет полномочия участников собрания кредиторов, вносит в журнал регистрации участников собрания кредиторов необходимые сведения о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе, количестве принадлежащих ему голосов и его представителе, об участниках собрания кредиторов без права голоса.
Из представленной в материалы дела копии журнала регистрации участников собрания кредиторов Трусова А.В. от 03.08.2017 усматривается, что при регистрации 03.08.2017 участника собрания кредиторов финансовым управляющим Каплуновой Г.Ю. в журнале регистрации участников собрания кредиторов не заполнена графа "Время регистрации" участника.
Событие административного правонарушения по указанному эпизоду заявителем также доказано.
Таким образом, в действиях арбитражного управляющего имеется событие вмененного ему в вину административного правонарушения.
Основания для переоценки вывода суда первой инстанции о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ по 2, 3 и 6 эпизоду у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Вместе с тем, поскольку материалами дела подтверждается наличие в действиях арбитражного управляющего иных вышеуказанных нарушений Закона о банкротстве, признание нарушений по означенным эпизодам малозначительными не может служить основанием для освобождения арбитражного управляющего от административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемой ситуации вина арбитражного управляющего Каплуновой Г.Ю. выражается в том, что у неё имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако ей не были приняты все зависящие от неё меры по их соблюдению. Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют и не были представлены Каплуновой Г.Ю. ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях арбитражного управляющего Каплуновой Г.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в том числе вины в его совершении.
Каких-либо нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, установленного КоАП РФ, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Оценивая протокол об административном правонарушении, апелляционный суд приходит к выводу, что каких-либо нарушений КоАП РФ, а также прав и законных интересов арбитражного управляющего заявителем не допущено, все необходимые сведения в указанном протоколе содержатся.
Административное наказание назначено судом первой инстанции в пределах санкции части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в минимальном размере (25 000 руб. 00 коп.) с учётом положений статей 4.3, 4.1, 3.1, 2.9 КоАП РФ, всех обстоятельств дела и в пределах давностного срока привлечения к административной ответственности.
Позиция подателя апелляционной жалобы о возможности назначения наказания в виде предупреждения со ссылкой на то, что статус финансового управляющего отличается от статуса арбитражного управляющего, расценивается судом апелляционной инстанции как несостоятельная.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Материалами дела подтверждается, что Каплунова Г.Ю. ранее привлекалась Арбитражным судом Омской области к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Так, на дату совершения административного правонарушения арбитражный управляющий Каплунова Г.Ю. привлекалась к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ (решение Арбитражного суда Омской области от 22.12.2015, вступившее в законную силу 17.02.2016 по делу N А46-12829/2015 исполнено 28.12.2016; решение Арбитражного суда Омской области от 01.08.2017 по делу N А46-7065/2017).
При этом обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судом не установлено.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для назначения арбитражному управляющему административного наказания за рассматриваемое административное правонарушение в виде предупреждения, поскольку такое наказание не будет отвечать задачам и целям административной ответственности.
При этом никакого "отличия" в статусе финансового управляющего от арбитражного управляющего в целях привлечения к административной ответственности не имеется, поскольку в силу статьи 2 Закона о банкротстве финансовый управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.
Отсутствие у арбитражного управляющего необходимых денежных средств также никоим образом не может служить основанием для освобождения заявителя от законно возложенной на него административной ответственности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28.11.2017 по делу N А46-16204/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16204/2017
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Арбитражный управляющий Каплунова Галина Юрьевна
Третье лицо: Подразделение по вопросам миграции УМВД России по Омской области