город Воронеж |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А14-16940/2017 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Осиповой М.Б.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Аннинскому району Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2017 по делу N А14-16940/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Попова Л.В.), по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Аннинскому району Воронежской области (ОГРН 1023600509239, ИНН 3601007623) к бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области "АННИНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (ОГРН 1023600514530, ИНН 3601001300) о взыскании финансовых санкций в виде штрафа за нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года в размере 6500 руб., за май 2016 года в размере 8500 руб., за июнь 2016 года в размере 8500 руб., за июль 2016 года в размере 7500 руб., за август 2016 года в размере 10 000 руб., за сентябрь 2016 года в размере 11 500 руб., за октябрь 2016 года в размере 8000 руб., за ноябрь 2016 года в размере 6500 руб., за декабрь 2016 года в размере 5000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Аннинскому району Воронежской области (далее - Управление, Пенсионный фонд, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области "АННИНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (далее - БУЗ "АННИНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", Больница) о взыскании финансовых санкций в виде штрафа за нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года в размере 6500 руб., за май 2016 года в размере 8500 руб., за июнь 2016 года в размере 8500 руб., за июль 2016 года в размере 7500 руб., за август 2016 года в размере 10 000 руб., за сентябрь 2016 года в размере 11 500 руб., за октябрь 2016 года в размере 8000 руб., за ноябрь 2016 года в размере 6500 руб., за декабрь 2016 года в размере 5000 руб.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 26.09.2017 заявление принято к в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.11.2017 (в виде резолютивной части) в удовлетворении заявленных Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Аннинскому району Воронежской области требований отказано.
23.11.2017 Арбитражным судом Воронежской области изготовлено мотивированное решение по настоящему делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Пенсионный фонд обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Учреждение указывает, что дополнительно представленные Обществом сведения за апрель-декабрь 2016 года не содержали недостоверных сведений и ошибок, а содержали дополнительные сведения о застрахованных лицах, ранее не указанных в исходной форме. Таким образом, сведения по таким застрахованным лицам представлены с нарушением установленного законом срока.
Более того, Фонд отмечает, что не применяются финансовые санкции к страхователю в случае, когда страхователь при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки органом Пенсионного фонда самостоятельно представляет уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период. Вместе с тем, страхователь представил дополняющие формы СЗВ-М за апрель-декабрь 2016 года после направления ему Управлением уведомлений об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда от 09.02.2017 N 06-36/912 и от 24.04.2017 N 06-36/2542.
Данные обстоятельства, по мнению Фонда, является правомерным основанием для взыскания со страхователя финансовых санкций в судебном порядке.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Больница возражает против доводов апелляционной жалобы Пенсионного фонда, указывает на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 271.1 Арбитражного процессуального кодекса апелляционный суд рассмотрел дело единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, БУЗ "АННИНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" в адрес Пенсионного фонда в установленный законом срок представлены исходные формы сведений о застрахованных лицах СЗВ-М за апрель 2016 года, за май 2016 года, за июнь 2016 года, за июль 2016 года, за август 2016 года, за сентябрь 2016 года, за октябрь 2016 года, за ноябрь 2016 года, за декабрь 2016 года по телекоммуникационным каналам связи.
17.02.2017 Больницей представлены дополняющие формы сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года, 10.02.2017 Больницей представлены дополняющие формы сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2016 года, 16.02.2017 Больницей представлены дополняющие формы сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь-сентябрь 2016 года, 22.05.2017 Больницей представлены дополняющие формы сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года, 15.05.2017 Больницей представлены дополняющие формы сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года, 17.05.2017 Больницей представлены дополняющие формы сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года.
Таким образом, страхователем представлены дополняющие формы сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель-декабрь 2016 года за пределами срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Пенсионным фондом в отношении БУЗ "АННИНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п.2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Итоги проверки отражены в актах: от 27.02.2017 N 046S18170003162, от 13.02.2017 N 046S18170001700, от 27.02.2017 N 046S18170003154, от 27.02.2017 N 046S18170003157, от 27.02.2017 N 046S18170003156, от 27.02.2017 N 046S18170003155, от 24.05.2017 N 046S18170013051, от 24.05.2017 N 046S18170013052, от 24.05.2017 N 046S18170013053.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением Пенсионного фонда приняты решения от 28.03.2017 N 046S19170003721, от 17.03.2017 N 046S19170001866, от 28.03.2017 N 046S19170003722, от 28.03.2017 N 046S19170003719, от 28.03.2017 N 046S19170003720, от 328.03.2017 N 046S19170003723, от 22.06.2017 N 046S19170012351, от 22.06.2017 N 046S19170012350, от 22.06.2017 N 046S19170012349 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которыми БУЗ "АННИНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п.2.2. ст.11 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в общей сумме 72 000 руб.
07.04.2017 Пенсионным фондом в адрес Больницы направлено требование об уплате финансовых санкций в добровольном порядке N 046S01170244814 сроком исполнения 25.04.2017.
18.04.2017 Пенсионным фондом в адрес Больницы направлены требования об уплате финансовых санкций в добровольном порядке N 046S01170246457, N 046S01170246458, N 046S01170246461, N 046S01170246460, N 046S01170246459 сроком исполнения 11.05.2017.
13.07.2017 Пенсионным фондом в адрес Больницы направлены требования об уплате финансовых санкций в добровольном порядке N 046S01170262618, N 046S01170262617, N 046S01170262616 сроком исполнения 01.08.2017.
Ввиду неуплаты страхователем финансовых санкций по требованиям об уплате финансовых санкций в добровольном порядке, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций.
Разрешая настоящий спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных Пенсионным фондом требований, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Закон N 167-ФЗ), устанавливающего организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 13 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) органам Пенсионного фонда Российской Федерации представлено право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.04.2016, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) по формам, утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
На основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в Фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах в соответствии с инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - инструкция от 14.12.2009 N 987н).
Указанная инструкция действовала до вступления в силу приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.02.2017), то есть до 19.02.2017.
В пункте 34 инструкции от 14.12.2009 N 987н установлено, что в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В силу пункта 41 инструкции от 14.12.2009 N 987н при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда в письме Пенсионного фонда от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Аналогичные разъяснения содержит утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н и действующая с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Так, в пункте 37 Инструкции N 766н указано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При этом в пункте 39 Инструкции N 766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Больницей в адрес Пенсионного фонда по телекоммуникационным каналам связи представлены исходные формы сведений о застрахованных лицах СЗВ-М за апрель-декабрь 2016 года в установленный законом срок.
Ввиду направления Больницей дополняющих форм сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель-декабрь 2016 года за пределами срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а именно 10.02.2017, 16.02.2017, 17.02.2017, 15.05.2017, 17.05.2017, 22.05.2017, Пенсионный фонд пришел к выводу о несвоевременной представлении страхователем сведений о застрахованных лицах за спорный период.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
Законом N 27-ФЗ также закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа ПФР об устранении имеющихся расхождений.
Из материалов дела следует, что Управление уведомления об исправлении выявленных ошибок страхователю не направляло.
Таким образом, Пенсионным фондом не представлены доказательства того, что Больница была своевременно уведомлена о несоответствии критерию полноты и достоверности сведений по форме СЗВ-М, представленных Больницей первоначально, и не внесла соответствующие уточнения.
Законодательство также не содержит ограничений по количеству подаваемых корректировок в орган Пенсионного фонда, не устанавливают ответственность за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что акты об обнаружении допущенного нарушения составлены Пенсионным фондом после получения дополняющих сведений по форме СЗВ-М.
Таким образом, до момента обнаружения Пенсионным фондом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки были переданы необходимые корректирующие сведения.
Поскольку Больница самостоятельно обнаружила ошибку в сведениях, предоставленных за апрель - декабрь 2016 года по форме СЗВ-М, и устранило ее посредством направления дополняющей формы СЗВ-М до момента выявления такой ошибки Пенсионным фондом, основания для привлечения страхователя к ответственности за вмененное Управлением правонарушение отсутствуют.
Оценив представленные в материалы дела документы в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно установив обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, исправлены работодателем до момента обнаружения соответствующих ошибок Фондом, что в силу приведенных положений закона является основанием для освобождения от ответственности и, соответственно, для отказа в удовлетворении его требований о взыскании финансовой санкции.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2017 по делу N А14-16940/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Аннинскому району Воронежской области без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Учреждения, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2017 по делу N А14-16940/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Аннинскому району Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.