г. Челябинск |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А07-22549/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бабкиной С.А.,
судей Калиной И.В., Матвеевой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трапезниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кормаковой Виктории Сергеевны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2017 по делу N А07-22549/2017 (судья Искандаров У.С.).
В судебном заседании приняли участие представители Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан - Кулешова А.С. (доверенность от 26.01.2018), Байгутлина М.Р. (доверенность от 27.06.2017).
Администрация городского округа г. Салават Республики Башкортостан (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Кормаковой Виктории Сергеевне (далее - ответчик, ИП Кормакова В.С.) о взыскании денежных средств в размере 227 802 руб. 50 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2017 исковые требования Администрации удовлетворены частично. С ИП Кормаковой В.С. взыскана в пользу Администрации 216 188 руб. 50 коп. сумма субсидии, а также в доход федерального бюджета 7 324 руб. сумма государственной пошлины, в остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Кормакова В.С. обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда от 24.10.2017 в части удовлетворения исковых требований, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований Администрации в полном объеме.
В доводах апелляционной жалобы указывает на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, не учтена сумма в размере 181 020 руб., потраченная на ремонтные работы, полагает, что указанная сумма была использована по целевому назначению на открытие бизнеса, поскольку в арендованном киоске необходимо было провести ремонтные работы, поскольку киоск находился в аварийном состоянии после пожара.
В судебном заседании в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщен отзыв Администрации на апелляционную жалобу.
Представители Администрации с доводами апелляционной жалобы не согласились в полном объеме, просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, их представителей.
На основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд проверяет судебный акт в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Возражений относительно пересмотра судебного акта в оспариваемой части (в удовлетворенной части заявления о взыскании субсидий) участвующими в деле лицами не заявлено.
Законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчик обратился к Администрации с заявлением на получение финансовой поддержки в виде субсидирования субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса
По результатам рассмотрения заявления администрацией ответчику выделена субсидия за счет средств федерального бюджета в размере 300 000 рублей.
25.12.2015 между Администрацией и ИП Кормаковой В.С. был заключен договор N 31 (л.д. 51-52) о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса, предметом которого является субсидирование Администрацией на начальной стадии становления бизнеса за счет средств бюджета городского округа г. Салават Республики Башкортостан, полученных из бюджета Республики Башкортостан, и средств, привлекаемых из бюджета Российской Федерации, согласно условиям договора N 215-РФ от 16.12.2015.
Согласно пункту 2.3.1 договора ответчик обязуется использовать выделенную субсидию по целевому назначению в соответствии со сметой расходов (л.д. 53)
В соответствии с пунктом 3.2. договора истец осуществляет перечисление денежных средств на расчетный счет получателя с момента заключения настоящего договора при наличии соответствующих средств бюджета городского округа Салават Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан м средств, привлеченных из бюджета Российской Федерации в срок до 31.12.2015.
Истец свои договорные обязательства исполнил в полном объеме, что подтверждается платежным поручением N 242032 от 30.12.2012 на сумму 300 000 рублей (л.д. 74).
Согласно акту проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию подпрограммы "Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" муниципальной программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе г. Салават Республики Башкортостан от 31.03.2017, сумма нецелевого использования бюджета составила 223 978 руб., поскольку полученная субсидия ИП Кормаковой В.С. по договору о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса от 25.12.2015 N 31 использована на приобретение кипятильника, стройматериалов, спецодежды, б/у стульев, б/у холодильника, б/у телевизора, а также на ремонт киоска, ремонт крыши и на прохождение медкомиссии, ванны сварной, аппарата пончикового, калитки-трансформера, миксера, гастроемкости.
Истцом в адрес ответчика направлено уведомление о возврате субсидии в связи с нарушением условий ее предоставления от 18.05.2017 N 02-Г-759 (л.д. 113-114), ответ на претензию не поступил.
Ссылаясь на то, что ответчик использовал полученные средства из бюджета не по целевому назначению, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта нецелевого использования полученных предпринимателем субсидий. Суд посчитал, что представленные документы, подтверждают использование выделенной субсидии по не целевому назначению.
Выводы суда первой инстанции следует признать обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Условия и порядок предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг определены в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно положениям пункта 1 названной статьи, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в том числе региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
При заключении договора о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса N 31 от 25.12.2015, истец руководствовался Муниципальной программой "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе г. Салават Республики Башкортостан на 2014-2018 г.г.", утвержденной постановлением Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан от 11.11.2013 N 2172-п.
В соответствии с договором от 16.12.2015 N 25-РФ в 2015 году субсидия за счет средств, привлекаемых из бюджета Российской Федерации, бюджету городского округа г. Салават Республики Башкортостан для субсидирования субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса и для субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору (договорам) лизинга, предусмотрена в размере 8 223 400 руб.; долевое финансирование за счет средств бюджета - 4 000 000 руб. Доля бюджетов - 67% и 33% соответственно.
Согласно указанного договора о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса N 31 от 25.12.2015 Администрация предоставила субсидию на финансирование начальной стадии становления бизнеса в размере 300 000 руб., перечисление субсидии на расчетный счет ответчика подтверждается платежным поручением N 242032 от 30.12.2015.
Согласно пункту 2.3.1 договора получатель обязуется использовать выделенную субсидию по целевому назначению в соответствии со сметой расходов согласно Приложение N 1 к договору.
Пунктом 2.3.2 договора предусмотрено, что получатель обязуется обеспечить достижение плановых показателей, п. 2.2.3. вышеупомянутого договора ответчик обязуется ежеквартально представлять истцу отчет о фактическом использовании полученных денежных средств и исполнении плановых показателей, в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме согласно приложению N 3 к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 5.2 договора в случае использования получателем бюджетных средств не по целевому назначению, он обязан возвратить использованные не по целевому назначению средства в бюджет городского округа г. Салават Республики Башкортостан.
Согласно пункту 2.3.3 договора получатель субсидии обязуется ежеквартально представлять в Администрацию отчет о фактическом использовании полученных денежных средств и исполнение плановых показателей, в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, согласно Приложению N 3 к договору о субсидировании субъекта малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
По смыслу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 5.2. договора, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) ответчиком условий предоставления субсидии, установленных программой и настоящим договором, полученные денежные средства подлежат возврату в доход федерального бюджета. Согласно пункту 5.3. договора, в случае нецелевого использования ответчиком бюджетных средств, полученные денежные средства подлежат возврату в доход федерального бюджета. В рамках настоящего договора нецелевым использованием бюджетных средств считается получение субсидии по недостоверным (фальсифицированным) документам и сведениям, представленным получателем и (или) использование их не в соответствии со сметой расходов.
Исходя из представленных документов (договора на субсидирование, бизнес-плана) использование денежных средств, полученных в порядке субсидирования, предполагалось на приобретение чебуречницы M, весов M-EK326 AF, вытяжного зонта, денежного ящика MINI CP, стола кондитерского нержавеющего, конвекционной печи ПКЭ 4Э, мясорубки ММ-8, ванны сварной, производственного стола, пончикового аппарата ГольфСтрим 1/1н, электрической плиты ЭПК-48П, калитки-трансформера, миксера ATK|LAS B-20B, гастроемкости, рабочего прилавка.
Судом первой инстанции правильно установлено и не опровергается ответчиком, что на выделенную субсидию приобретены: печь конвекционная на сумму 34 900 руб., весы порционные на сумму 5 462 руб. 50 коп., чебуречница на сумму 14 820 руб., прилавок на сумму 4 278 руб., плита на сумму 8 835 руб., два стола на сумму 8 180 руб., вытяжка на сумму 7 336 руб., итого на общую сумму 83 811,50 руб. Остальные денежные средства были потрачены на ремонтные работы киоска и приобретение у физического лица стульев, холодильника и телевизора на сумму 216 188,50 руб., которые в предмет утвержденной сметы не входят.
Довод подателя апелляционной жалобы, что предоставленная ему субсидия была использована по назначению не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку ответчиком представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие трату субсидий, отходящих от утвержденного плана сметы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, решение суда в обжалуемой части отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2017 по делу N А07-22549/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кормаковой Виктории Сергеевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
С.А. Бабкина |
Судьи |
И.В. Калина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.