г. Томск |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А67-4742/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2018 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Колупаевой Л.А.,
Скачковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился;
от заинтересованного лица - Пушкарева Ю.В. по доверенности от 09.08.2017;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Каскад" на решение Арбитражного суда Томской области от 04 декабря 2017 г. по делу N А67-4742/2017 (судья Ломиворотов Л.М.)
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Каскад" (г. Томск, ИНН 7020028310 ОГРН 1037000089356)
к Администрации Города Томска (г. Томск, ИНН 7017004461 ОГРН 1037000087706)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "Каскад" (далее - заявитель, ЖСК "Каскад", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Томска (далее - заинтересованное лицо, Администрация) об отказе ЖСК "Каскад" в предварительном согласовании предоставления для целей эксплуатации водозаборной скважины в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, мкр. Каскад, 103б, общей площадью 1179 кв. м, изложенное в письме N 01 01 21 /452 от 02.06.2017; об обязании Администрацию принять решение о предварительном согласовании предоставления для целей эксплуатации водозаборной скважины в собственность земельного участка по адресу г. Томск, мкр. Каскад, 103б, общей площадью 1179 кв. м.
Решением Арбитражного суда Томской области от 04.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обосновании доводов ЖСК "Каскад" указывает, что вывод, положенный в основу оспариваемого решение является необоснованным, так как сфера действия СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" не относится к регулированию земельных отношений, в том числе к определению размеров земельных участков, а наличие санитарно-защитной зоны определяет лишь условия использования территории, но не размер земельного участка необходимого для эксплуатации объекта водоснабжения.
Администрация в представленном отзыве на апелляционную жалобу, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва не нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЖСК "Каскад" является собственником водозаборной скважины протяженностью 100 м, находящейся по адресу: г. Томск, мкр. Каскад, 103б.
Кооперативу выдана лицензия на право пользования недрами серия ТОМ номер 00301 вид лицензии ВЭ. 19.12.1995 данная лицензия зарегистрирована Томским территориальным геологическим фондом в реестре за N 167/ТОМ00301ВЭ. Целевое назначение и вид работ: добыча подземных вод для хозяйственного питьевого водоснабжения п. Каскад. Участок недр расположен в п. Каскад Томского района Томской области.
05.05.2017 ЖСК "Каскад" обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации Томской области с запросом в предварительном согласовании предоставления для целей эксплуатации водозаборной скважины в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, мкр. Каскад, 103б, общей площадью 1179 кв. м, в соответствии с прилагаемой схемой.
Рассмотрев данный запрос, Администрация приняла решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги "принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка", о чем сообщила в письме N 010121/452 от 02.06.2017.
Полагая, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным и нарушает права заявителя, ЖСК "Каскад" обратился с заявлением о признании незаконным данного решения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого отказа и отсутствия нарушения этим отказом законных прав и интересов заявителя.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания оспариваемого отказа незаконным необходимо наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый отказ не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый отказ нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Из положений статьи 39.2 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно пункта 1.35 статьи 40 Устава Города Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 N 1475, Администрация города Томска осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено действующим законодательством.
Таким образом, администрация города Томска уполномочена принимать решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Порядок подачи и рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка установлен статьей 39.15 ЗК РФ.
Согласно части 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, служит основанием для отказа в утверждении схемы.
Как усматривается из материалов дела, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка Кооперативом приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Оспариваемое решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, мотивировано тем, что представленная заявителем схема разработана с нарушением требований пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ - не учтены требования санитарных правила "СанПиН 2.1.4.1110-02. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" в части организации первого пояса санитарной охраны.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам предусмотрены статьей 11.9 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из материалов дела следует, что ЖСК "Каскад" осуществляет пользование недрами для организации хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка Каскад.
Статьей 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлена обязанность пользователя недр обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Санитарные правила "СанПиН 2.1.4.1110-02. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" возложили на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Согласно пункту 1.4 названных санитарных правил СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности; основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (пункт 1.5).
В соответствии с пунктом 1.15 названных санитарных правил СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Согласно пункту 1.17. санитарных правил СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие (пункт 3.2.1.1).
В силу пункта 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что испрашиваемый земельный участок значительно меньше площади, необходимой для организации первого пояса санитарной охраны (не менее 30 метров от водозабора).
При таких обстоятельствах, предложенная заявителем конфигурация земельного участка ограничивает возможность выполнения требований СанПиН 2.1.4.1110-02 по организации первого пояса санитарной охраны, обязанность по организации которого возложена на владельца водозаборной скважины, что приведет к недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель, нарушениям Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суд первой инстанции о том, что представление земельного участка площадью менее площади необходимой для организации первого пояса санитарной защиты, учитывая характер и перечень мероприятий, предусмотренный СанПин 2.1.4.1110-02 для его организации (озеленение, ограждение, охрана), приведет к существенным ограничениям возможности исполнения данной обязанности, потребует оформления прав на иные земельные участки, что не отвечает критерию целесообразности.
При этом, ссылка заявителя на то, что требования СанПиН 2.1.4.1110-02 не должны учитываться при формировании земельного участка, является несостоятельной, поскольку в силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).
Учитывая вышеизложенное, требования заявителя о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления для целей эксплуатации водозаборной скважины в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, мкр. Каскад, 103б, общей площадью 1179 кв. м, изложенного в письме N 010121/452 от 02.06.2017, правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Апелляционная коллегия считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, являвшимся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, которые получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на апеллянта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 04 декабря 2017 г. по делу N А67-4742/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4742/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2018 г. N Ф04-1952/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Жилищно-строительный кооператив "Каскад"
Ответчик: Администрация Города Томска
Третье лицо: Севергина Янина Валерьевна