г. Москва |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А41-52028/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
протокол судебного заседания ведет Дорохин Д.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЦЕНТР ГЕМОДИАЛИЗА "ДИАЛОГ" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.11.2017 по делу N А41-52028/17, по заявлению ООО "ЦЕНТР ГЕМОДИАЛИЗА "ДИАЛОГ" к ТФОМС МО об оспаривании акта проверки, требования о возврате средств ОМС и уплате штрафа
при участии в судебном заседании:
от заявителя, ООО "ЦЕНТР ГЕМОДИАЛИЗА "ДИАЛОГ": Макеев А.Н. по доверенности от 01.08.17 N 18;
от заинтересованного лица, ТФОМС МО: Повод Н.В. по доверенности от 27.09.17 N 11599; Карлин А.А. по доверенности от 04.07.17 N 7964; Кондратов А.Е. по доверенности от 31.10.17 N 13242,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЦЕНТР ГЕМОДИАЛИЗА "ДИАЛОГ" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Московской области о признании недействительными акта проверки от 26.05.2017 о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в период с 01.01.2016 по 31.03.2017 в сумме 485 267, 51 руб., требования от 02.06.2017 N 245 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования по возврату в бюджет ТФОМС МО средств обязательного медицинского страхования в сумме 485 267, 51 руб. и уплате штрафа в сумме 48 526, 75 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.11.2017 по делу N А41-52028/17 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Территориальным Фондом обязательного медицинского страхования Московской области проведена проверка использования ООО "ЦЕНТР ГЕМОДИАЛИЗА "ДИАЛОГ" средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2016 по 31.03.2017.
По результатам проверки составлен акт проверки от 26.05.2017 о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в ООО "ЦЕНТР ГЕМОДИАЛИЗА "ДИАЛОГ", в котором зафиксированы следующие случаи нецелевого использования средств:
- по оплате стоимости питания пациентов в сумме 350 400 руб. (штраф - 35 040 руб.) при оказании медицинской помощи взрослому населению Московской области методом гемодиализа в дневном стационаре,
- на приобретение телевизоров (5 штук) и наушников (30 штук) в сумме 112 556, 51 руб. (штраф - 11 255,65 руб.),
- на приобретение стиральной машины в сумме 22 311 руб. (штраф - 2 231,1 руб.).
На основании указанного акта фондом выставлено требование от 02.06.2017 N 245 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в соответствии с которым обществу предложено возвратить 485 267, 51 руб. средств ОМС, использованных по нецелевому назначению, и уплатить штраф в сумме 48 526, 75 руб.
Не согласившись с указанным актом и требованием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) определяются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (статья 1).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 9 Закона N 326-ФЗ медицинские организации являются участниками обязательного медицинского страхования.
В силу ч. 5 ст. 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Частью 5 статьи 20 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации имеют право использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу ч. 1 ст. 38 Закона N 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно ч. 3 ст. 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Законом, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
В ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ указано, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи транспортных услуг связи, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 00 рублей за единицу.
Следовательно, одним из принципов осуществления обязательного медицинского страхования являются обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции относительно расходования средств ОМС на питание в сумме 350 400 руб. (штраф - 35 040 руб.) при оказании медицинской помощи взрослому населению Московской области методом гемодиализа в дневном стационаре по следующим основаним.
Пункт 1 Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинского страхованию, утвержденного приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н, предусматривает обязанность медицинской организации оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Данное условие договора корреспондируется с правом застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой ОМС (п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона N 326-ФЗ).
Постановлением Правительства Московской области от 22.12.2015 N 1294/49 утверждена Московская областная программа обязательного медицинского страхования, являющаяся составной частью Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год.
Согласно абзацу 28 раздела VIII "Порядок и условия оказания медицинской помощи" в рамках Программы на 2016 год при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и ее компонентами по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные положения обеспечения граждан лечебным питанием содержит абзац 28 раздела VIII "Порядок и условия оказания медицинской помощи" Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 22.12.2016 N 982/47.
Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о том, что Программы на 2016 год и 2017 год предусматривают обеспечения граждан лечебным питанием только при наличии назначения врача, в соответствии со стандартами медицинской помощи, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии c номенклатурой медицинских услуг и включает в себя, в том числе, усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания.
В настоящее время стандарт об организации оказания специализированной нефрологической медицинской помощи взрослому населению методом гемодиализа не утвержден.
В связи с этим приказом Министерства здравоохранения Московской области от 24.04.2014 N 492 "Об организации оказания специализированной нефрологической медицинской помощи взрослому населению методом гемодиализа" утверждено Положение об организации оказания медицинской помощи взрослому населению Московской области по профилю "нефрология" методом гемодиализа и региональная схема ведения пациента при оказании медицинской помощи по профилю "нефрология" методом гемодиализа, в соответствии с которыми застрахованным лицам оказывается медицинская помощь на территории Московской области.
Приказ от 24.04.2014 N 492 предусматривает средние сроки лечения - 3 раза в неделю по 4 часа, и не предусматривает обеспечение пациентов лечебным питанием при оказании им услуг гемодиализа в условиях дневного стационара.
В отличие от дневного стационара, пациенты, которым медицинская помощь по профилю "нефрология" методом гемодиализа оказывается при их лечении в стационарных условиях, обеспечиваются лечебным питанием на основании п. 6 ч. 5 ст. 19 Закона N 323-ФЗ.
На основании ч. 1 ст. 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.
В соответствии с пунктом Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (п. 3 ст. 2 Закона N 323-ФЗ). Медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (п. 4 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).
Схемой ведения пациента при оказании медицинской помощи по профилю "нефрология", утвержденной Приказом от 24.04.2014 N 492, определен перечень медицинских услуг, оказываемых больным с хронической почечной недостаточностью, которые не предусматривают обеспечение пациентов лечебным питанием.
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с ч. 9 ст. 36 настоящего Федерального закона.
В 2016 году на территории Московской области действовало Тарифное соглашение по реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования от 31.12.2015.
Абзац 3 пункта 5.7 Приложения N 15 Тарифного соглашения на 2016 год предусматривал расходы медицинских организаций на приобретение продуктов питания для пациентов при лечении в дневных стационарах, организованных при стационарных и амбулаторно-поликлинических медицинских организациях в соответствии со стандартами медицинской помощи и схемами ведения пациентов.
В 2017 году на территории Московской области действовало Тарифное соглашение по реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования на 2017 год от 27.12.2016.
Приложением N 18 к Тарифному соглашению на 2017 год определен перечень расходов, входящих в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по Московской областной программе обязательного медицинского страхования, которым предусмотрены, кроме прочего, расходы медицинской организации на приобретение продуктов питания для пациентов при лечение в дневных стационарах, организованных при стационарных и амбулаторно-поликлинических медицинских организациях, при нахождении пациента более 6 часов.
Дополнительным соглашением N 2 от 27.02.2017 к Тарифному соглашению на 2017 год в указанный Перечень были внесены изменения, согласно которым к расходам медицинских организаций относится приобретение продуктов питания для пациентов при круглосуточном пребывании в стационаре и для детей до 17 лет включительно и беременных женщин при лечении в дневных стационарах, организованных при стационарных и амбулаторно-поликлинических медицинских организациях.
Приказом Минздрава России от 09.12.1999 N 438 "Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях" утверждено Положение об организации деятельности дневного стационара в лечебно-профилактических учреждениях, согласно которому вопросы по обеспечению питанием больных в дневном стационаре решаются органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации самостоятельно.
В соответствии с данным приказом Министерством здравоохранения Московской области принят приказ от 16.12.2008 N 787 "Об организации питания в дневных стационарных лечебно-профилактических учреждений Московской области", согласно которому при лечении в дневных стационарах обеспечиваются диетическим и лечебным питанием только дети до 17 лет включительно и беременные женщины. Указанные категории пациентов обеспечиваются лечебным питанием, при оказании медицинской помощи в дневных стационарах, независимо от назначения врача в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи.
Следовательно, лечебным питанием при оказании медицинской помощи в дневных стационарах, независимо от назначения врача в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи, на территории Московской области обеспечиваются только дети до 17 лет включительно и беременные женщины.
С учетом изложенного апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых акта и требования в данной части не имеется.
Апелляционная жалоба содержит верные ссылки на правовые акты, подлежащие применению в рассматриваемой ситуации, однако выводы заявителя, сформулированные на основании данных правовых актов, основаны на ошибочном толковании закона.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, приведенные правовые акты не содержат положений, позволяющих обеспечивать питанием пациентов, проходящим лечение в дневном стационаре, без назначения врача или не являющимся детьми до 17 лет включительно или беременными женщинами.
Апелляционный суд отклоняет доводы заявителя о необходимости применения к рассматриваемому случаю правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2016 N 306-КГ16-10953 по делу N А49-8014/2015, поскольку в указанном деле подлежали применению иные правовые акты, регулирующие сходные правоотношения.
Апелляционный суд также поддерживает выводы суда первой инстанции относительно расходования средств ОМС на приобретение телевизоров (5 штук), наушников (30 штук) в сумме 112 556, 51 руб. (штраф - 11 255,65 руб.) и на приобретение стиральной машины в сумме 22 311 руб. (штраф - 2 231, 1 руб.) по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, кроме прочего, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В целях отнесения стоимости указанных материалов и оборудования на средства обязательного медицинского страхования, должна быть подтверждена необходимость их приобретения в целях, установленных требованиями порядков и стандартов оказания медицинской помощи (п. 4 ст. 35 Закона N 326-ФЗ).
Поскольку цели приобретения телевизоров, наушников и стиральной машины не соответствуют целям порядков и стандартов оказания медицинской помощи, а их наличие не предусмотрено положениями приказа Министерства здравоохранения Московской области от 24.04.2014 N 492 "Об организации оказания специализированной нефрологической медицинской помощи взрослому населению методом гемодиализа", является правильным вывод заинтересованного лица и суда первой инстанции о неправомерном отнесении обществом затрат на приобретение указанного оборудования на средства ОМС.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, согласно пункту 5.11 Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н, медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.
В ходе проверки заинтересованным лицом было установлено, что в 2016 году и 1 квартале 2017 года общество мягкий инвентарь за счет средств ОМС не приобретало, а также, что в проверяемый период при оказании медицинской помощи застрахованным лицам заявителем использовались одноразовые простыни, пеленки, фартуки, операционное белье. В бухгалтерском учете общества не числится мягкий инвентарь многоразового использования, требующий специальной обработки с использованием стиральной машины, приобретенный на средства ОМС.
Данные обстоятельства заявителем не опровергнуты ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции (ст. 65, п. 3.1 ст. 70 АПК РФ).
Доводы заявителя о необходимости приобретения стиральной машины в связи с возможным приобретением в будущем мягкого инвентаря многоразового использования, отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные.
В материалы дела заявителем не представлены доказательства бесспорно подтверждающие, что расходы на приобретение телевизоров, наушников и стиральной машины были произведены в связи с непосредственным оказанием медицинской помощи застрахованным лицам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Учитывая изложенное, апелляционный суд также соглашается с выводом суда первой инстанции о нецелевом использовании заявителем средств ОМС в данной части.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании закона, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и были обоснованно им отклонены.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2017 года по делу N А41-52028/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.