г. Красноярск |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А33-20986/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" февраля 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Северный альянс"): Волкова Д.Н., представителя по доверенности от 11.08.2017,
от ответчика (Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска): Шаргиной Т.В., представителя по доверенности от 11.08.2017 N 125,
от третьего лица (Управления архитектуры администрации г. Красноярска): Чочиева А.Л., представителя по доверенности от 19.08.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "01" декабря 2017 года по делу N А33-20986/2017, принятое судьёй Куликовой Д.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Северный альянс" (ИНН 7536116803, ОГРН 1117536001307, далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800, далее - ответчик, Департамент) о:
- признании незаконным решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, изложенного в письме от 24.05.2017 N 13234ги, об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:39, площадью 12 901 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации сооружений - подъездных железнодорожных путей, расположенного по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, ул.Энергетиков, 58, как противоречащего положениям Земельного кодекса Российской Федерации;
- обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Северный альянс" путем подготовки и направления истцу в течение 15 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:39, площадью 12 901 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации сооружений - подъездных железнодорожных путей, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Энергетиков, 58.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление архитектуры администрации города Красноярска (ИНН 2466046460, ОГРН 1022402656638, далее - третье лицо, Управление).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "01" декабря 2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме, с Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Северный альянс" взыскано 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, обществу с ограниченной ответственностью "Северный альянс" из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 17.08.2017 N 210.
Не согласившись с данным судебным актом, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратился в Третий арбитражный апелляционный с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что
- в пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" закреплено, что земельные участки общего пользования не подлежат приватизации - судом первой инстанции решение вынесено в нарушение указанных норм;
- материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:39, общей площадью 12 901 кв.м, частично расположен за границами красных линий и является землями общего пользования, в связи с чем не подлежит приватизации.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель не согласился с изложенными в ней доводами, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель Департамента доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы Департамента по основаниям, изложенным в пояснениях на нее, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью Торговый дом "Ленком" (арендатор) подписан договор аренды земельного участка от 15.04.2005 N 1024, по условиям пункта 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли поселений, с кадастровым номером 24:50:00 00 000:39, находящийся по адресу: г.Красноярск, Ленинский район, ул.Энергетиков, 58, (далее - участок), для использования в целях эксплуатации сооружений - подъездных железнодорожных путей в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 12901,34 кв.м, в том числе 1181 кв.м - охранная зона инженерных сетей, на которой запрещается установка любых по капитальности сооружений, складирование материалов, посадка высокорастущих деревьев (приложение 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи. Согласно отметке регистрирующего органа договор прошел государственную регистрацию 10.06.2005.
Между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Сбербанк России" (арендатор) подписан договор аренды земельного участка от 24.04.2015 N 520, по условиям пункта 1.1. которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:00 00 000:39, находящийся по адресу: г.Красноярск, Ленинский район, ул.Энергетиков, 58, (далее - участок), для использования в целях эксплуатации сооружений - подъездных железнодорожных путей в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 12901,34 кв.м, в том числе 1181 кв.м - охранная зона инженерных сетей (приложение 1). В охранной зоне инженерных сетей запрещается строительство и установка любых по капитальности сооружений. Земельный участок передается по акту приема-передачи.
Согласно штампу, договор аренды земельного участка от 24.04.2015 N 520 прошел государственную регистрацию 27.05.2015.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка от 24.03.2015 N 24/15-210284 следует, что разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:39, внесенного в ГКН 26.11.2004, является эксплуатация сооружений - подъездных железнодорожных путей.
Общество с ограниченной ответственностью "Северный Альянс" (покупатель) на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 31.03.2017, подписанного между обществом с ограниченной ответственностью "Спец Авто" (продавец) и публичным акционерным обществом "Сбербанк России" (залогодержатель), приобрело в собственность объекты недвижимости:
- сооружение - подъездной железнодорожный путь, назначение: нежилое, протяженность 1623,40 м, инв.N 194:14:002, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г.Красноярск, ул.Энергетиков, 58, кадастровый номер: 24:50:0000000:161062;
- сооружение - подъездной железнодорожный путь от стрелки 635 до стрелки 701, назначение: нежилое, протяженность 77,90 м, инв.N 194:14:001, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул.Энергетиков, 58, кадастровый номер: 24:50:0000000:161063 (далее - сооружения).
Право собственности ООО "Северный Альянс" зарегистрировано в ЕГРП 24.04.2017 внесена запись N 24:50:0000000:161062-24/001/2017-2 и запись N 24:50:0000000:161063- 24/001/2017-5, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРП от 29.05.2017 (ранее данное имущество принадлежало на хозяйственного ведения ГУП ПИК "Офсет" (свидетельства серия 24ВЦ N 002416, серия 24ВХ N004596), далее на праве собственности ООО ТД "Ленком" (свидетельства серия 24ГГ N 006094, серия 24ВЯ N 005575)).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 24.04.2017 спорные сооружения расположены на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:39.
26.04.2017 общество обратилось к заместителю главы города - руководителю Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением (от 26.04.2017вх. N 8148-ги) о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:39 без проведения торгов на основании статей 39.14, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в целях эксплуатации сооружений - подъездных железнодорожных путей.
Письмом от 24.05.2017 N 13234-ги Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал в предоставлении земельного участка по следующим основаниям:
- испрашиваемый земельный участок расположен в трех территориальных зонах: зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), коммунально-складской зоне (П-3), зоне иных зеленых насаждений (З-2), установленных Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122;
- согласно сведениям о земельном участке из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности следует, что испрашиваемый земельный участок частично расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа г. Красноярск. Проект планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа г.Красноярск утвержден постановлением администрации города Красноярска от 25.12.2015 N 833.
Ссылаясь на то, что отказ нарушает права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Северный Альянс" в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим иском.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение Департамента, выраженное в письме от 24.05.2017 N 13234-ги, об отказе в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:39, общей площадью 12 901 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Энергетиков, 58, является незаконным и нарушает права заявителя.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Вместе с тем, статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3), и вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права, - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции. Исходя из данных конституционных предписаний и требования статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2. Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статья 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с Положением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, утвержденным распоряжением администрации г.Красноярска 23.05.2013 N 110-р, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска.
Из указанного следует, что общество обратилось с заявлением к компетентному органу и отказ выдан уполномоченным лицом.
Статья 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20. настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20. Земельного кодекса Российской Федерации).
Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником объектов недвижимости, находящихся в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:39. Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:39 использовался заявителем на основании договора аренды от 24.04.2015 N 520 (л.д. 61-68).
26.04.2017 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:39 в собственность без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации в целях коммунального обслуживания (вх. N 8148-ги) (л.д. 129-130).
Письмом от 24.05.2017 N 13234-ги Департамент отказал в предоставлении земельного участка в собственность, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в трех территориальных зонах: зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), коммунально-складской зоне (П-3), зоне иных зеленых насаждений (З-2), установленных Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122, а также испрашиваемый земельный участок частично расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа г.Красноярск. Проект планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа г.Красноярск утвержден постановлением администрации города Красноярска от 25.12.2015 N 833 (л.д.20-21).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в оспариваемом акте Департамент не указал ни одного из оснований, определенных статьей 39.16. Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без процедуры проведения торгов.
Вместе с тем, в силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 2).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Следовательно, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования обозначаются красными линиями, отделяющими территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В подтверждение того, что испрашиваемый земельный участок расположен в трех территориальных зонах: коммунально-складской зоне (П-3), зоне иных зеленных насаждений (З-2), зоне территорий автомобильного транспорта (ИТ), частично за границами красных линий, которые утверждены в составе Проекта планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа г Красноярск, утвержденного постановлением от 25.12.2015 N 833, ответчиком и Управлением в материалы дела представлены сведения из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) (л.д. 133-140), в соответствии с которыми:
- материалами Генерального плана городского округа Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 N 7-107 (далее Генеральный план), улица Энергетиков, по которой проходит часть земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:39 является магистральной улицей районного значения;
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:39 расположен в трех территориальных зонах: зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), коммунально-складской зоне (П-3), зоне иных зеленых насаждений (З-2), установленных Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122;
- основанием для размещения автодороги является утвержденный проект планировки улично-дорожной сети, утвержденный постановлением администрации города от 25.12.2015 N 833;
В соответствии со статьей 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу (часть 1).
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2). Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 3). Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ответчиком доказан факт пересечения красных линий спорного земельного участка, на основании следующего.
В соответствии с полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления статьей 8 ГрК РФ в области градостроительной деятельности, органы местного самоуправления утверждают документы территориального планирования поселений и правила землепользования.
Согласно части 1 статьи 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с названным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, в том числе, если необходимы установление, изменение или отмена красных линий (часть 3 статьи 41 Кодекса).
Согласно статье 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (пункт 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (пункт 2). Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;
б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;
в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения;
3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры (пункт 3).
В соответствии с частью 10 статьи 45 Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В силу части 5 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Согласно части 7 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 46 ГрК РФ участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
В силу части 13 статьи 46 ГрК РФ глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
В силу изложенных норм права опубликованию подлежит основная часть проекта планировки территории, которая включает в себя, в том числе чертеж планировки территории, на котором отображаются красные линии. Вышеизложенными нормами права не предусмотрено опубликование обосновывающей части проекта планировки территории, в том числе координат характерных точек красных линий.
Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск прошел процедуру публичных слушаний 27.11.2015, утвержден и опубликован в установленном порядке, данный проект содержит чертеж красных линий всего города Красноярска, который опубликован в установленном порядке.
В соответствии со сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности красные линии пересекают спорный земельный участок. Управлением архитектуры представлены сведения о координатах характерных точек красных линий, даны пояснения о том, что координаты точек красных линий устанавливаются при проектировании улично-дорожной сети на основании муниципального контракта. Далее указанная информация передается в уполномоченный орган для проверки и занесения в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, в частности в единую муниципальную геоинформационную систему города Красноярска (ЕМГИС), Информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).
Статьей 56 ГрК РФ предусмотрено, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1).
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (часть 3).
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя:
1) сведения: а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; б) о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию; г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; д) о документации по планировке территории; е) об изученности природных и техногенных условий на основании материалов и результатов инженерных изысканий; ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; з) о геодезических и картографических материалах; и) о создании искусственного земельного участка;
2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках;
3) иные документы и материалы (часть 4).
Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа (часть 8).
Таким образом, информация о территориальном планировании муниципальных образований, о правилах землепользования и застройки подлежит учету в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Следовательно, сведения из ИСОГД являются надлежащими доказательствами, соответствующими правилу допустимости, которые позволяют достоверно установить назначение земельного участка, возможность его использования для тех или иных целей.
Исходя из смысла и содержания указанных норм права в их взаимосвязи с положениями статей 56-57 ГрК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о том, что обязанность уполномоченного органа по опубликованию информации о красных линиях с указанием точек координат нормативно не установлена, координаты точек красных линий не подлежат опубликованию, сведения о них содержатся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Ведение данной системы автоматизировано, регламентировано ведомственными актами и у суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности сведений, содержащихся в данной системе.
Таким образом, представленные в материалы дела сведения из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Красноярска являются официальным информационным ресурсом, в котором содержатся сведения об утвержденных красных линиях в составе документов территориального планирования города Красноярска, а также об их координатах, которые могут быть предоставлены заинтересованному лицу по заявлению в установленном порядке.
Вывод суда первой инстанции о том, что поскольку объекты недвижимого имущества были построены до утверждения Проекта планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа город Красноярск, то пересечение испрашиваемого земельного участка с границами красных линий не является основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка, так как при утверждении Проекта планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа город Красноярск данные объекты недвижимости должны были быть учтены, границы красных линий должны были быть определены с учетом размещения сооружений - железнодорожных путей, является неверным в силу следующего.
Из положений части 1 статьи 41, частей 2 - 6 статьи 42 ГрК РФ, пунктов 1, 3.1, 4.1, 5.2, подпунктов 6, 7 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150, следует, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Однако это не исключают возможность определения в публичных интересах новых границ территорий общего пользования путем установления проектом планировки и межевания красных линий. В случае если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, орган местного самоуправления в случае оспаривания акта об утверждении проекта планировки территории обязан представить обоснование необходимости их строительства и соответствующего установления красных линий на территории, занятой объектами недвижимости, доказательства соблюдения при этом баланса частных и публичных интересов.
При наличии доказательств планируемого строительства автомобильной дороги и других подобных сооружений в целях обеспечения публичного интереса могут быть ограничены права собственников объектов недвижимости, земельный участок под которыми не сформирован.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что, в частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Как следует из материалов дела, с заявлением о предоставлении спорного земельного участка заявитель обратился 26.04.2017, то есть после утверждения Проекта планировки улично-дорожной сети 25.12.2015.
Кроме того, согласно материалам Генерального плана городского округа Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 N 7-107 (далее Генеральный план), улица Энергетиков, по которой проходит часть земельного участка с кадастровым номером 24:50:00 00 000:39 является магистральной улицей районного значения (Приложение 1).
Размещение автодороги Генеральным планом в ином месте не предусмотрено.
Основанием для размещения автодороги является утвержденный проект планировки улично-дорожной сети, утвержденный постановлением администрации города от 25.12.2015 N 833 (далее - проект планировки УДС).
Подготовка проекта планировки осуществляется для выбора наиболее эффективной транспортной модели, обеспечивающей сбалансированное развитие и комфортную среду проживания; установления параметров улично-дорожной сети, объектов транспортной инфраструктуры, объектов общественного пользования (бульваров, скверов, площадей и др.), в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
С учетом вышеизложенного, выводы суда первой инстанции о незаконности отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в выкупе земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:39, площадью 12 901 кв.м., расположенного в городе Красноярск по ул. Энергетиков, 58, выразившегося в письме от 24.05.2017 N 13234-ги, основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции. При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая результат рассмотрения дела, расходы общества по уплате государственной пошлины, за подачу заявления в суд первой инстанции в размере 3000 рублей по платежному поручению от 17.08.2017 N 210 подлежат возмещению за счет общества с ограниченной ответственностью "Северный альянс".
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в Третьем арбитражном апелляционном суде не рассматривается судом, поскольку Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы фактически не понесены.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" декабря 2017 года по делу N А33-20986/2017 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.