13 февраля 2018 г. |
Дело N А43-37726/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2017 по делу N А43-37726/2017, принятое судьей Чепурных М.Г. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Савой Сервис" (ИНН 5262214859, ОГРН 1075262015256) о признании незаконным и отмене постановления Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 27.10.2017 N 2.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - Никифоров В.Л. по доверенности от 03.05.2017 N 41, Пунина М.А. по доверенности от 28.06.2017 N 51;
общества с ограниченной ответственностью "Савой Сервис" - Потапов С.А., директор на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.02.2018.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство, административный орган) на основании планового рейдового задания от 06.09.2017 N 2 проведено обследование территории городского округа город Дзержинск между поселком Березовая Пойма и поселком Северный.
В ходе осмотра установлено, что на расстоянии около 700 метров к северу от поселка Северный городского округа город Дзержинск и расстоянии около 1700 метров к югу от поселка Березовая Пойма городского округа город Нижний Новгород расположен участок местности, на котором имеется два песчаных карьера. На территории одного из двух обнаруженных карьеров, территориально расположенного ближе к городу Нижнему Новгороду, обнаружен навал строительных отходов площадью около 400 кв.м и высотой около 4 м. На момент осмотра на вышеуказанном навале проводились работы тяжелой техникой, а так же осуществлялась добыча песка и его вывоз грузовым автотранспортом по дорогам с твердым покрытием из строительных отходов, состоящих из обломков кирпичей, кусков бетона, фрагментов конструкций из кирпича, скрепленных строительным раствором. Дорога между двумя обнаруженными карьерами также построена из вышеуказанных строительных отходов.
Участок недр местного значения для разведки и добычи строительных песков месторождения "Северное 0,6", расположенный на данной обследуемой территории предоставлен в пользование обществу с ограниченной ответственностью "Савой Сервис" (далее - Общество) в соответствии с лицензией от 30.09.2016 НЖМ N 00311 ТЭ сроком действия до 30.09.2041.
Добычу полезных ископаемых Общество осуществляет на основании документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, полученных 19.12.2016 (горноотводный акт к лицензии на пользование недрами от 30.09.2016 НЖМ N 00311 ТЭ).
Результаты обследования нашли отражение в акте от 06.09.2017 N 2.
Министерство, установив со стороны Общества нарушения подпунктов "а", "ж", "б" пункта 2.2. раздела 2 Лицензионного соглашения об условиях пользования участком недр местного значения для разведки и добычи строительных песков месторождения "Северное 0,6", расположенного в 0,6 км северо-западнее поселка Северный городского округа город Дзержинск Нижегородской области, требований, установленных частью 7 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", составило 25.10.2017 протокол об административном правонарушении N 2 по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По итогам рассмотрения административного дела Министерством 27.10.2017 вынесено постановление N 2, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 04.12.2017 постановление Министерства от 27.10.2017 N 2 признано незаконным и отменено.
Министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просило решение суда отменить.
По утверждению заявителя жалобы, перед началом ведения добычных работ Обществом был согласован и утвержден технический проект. Разделом 3.5.3 ("Внутрикарьерные автодороги") Технического проекта разработки месторождения строительных песков "Северное 0,6" городского округа город Дзержинск Нижегородской области предусмотрена транспортировка полезного ископаемого по автодорогам общего пользования и по внутрикарьерным автодорогам, относимым по СНиП 2.05.07-91 к категории Ш-к.
Как утверждает Министерство, Общество допустило фактическое использование данных дорог для вывоза песка грузовым автотранспортом, которые не могут быть отнесены в соответствии со СНиП 2.05.07-91 к категории Ш-к, тем самым не соблюдая требования Технического проекта разработки месторождения строительных песков "Северное 0,6" городского округа г.Дзержинск Нижегородской области (раздела 3.5.3. Внутрикарьерные автодороги) и, как следствие, не обеспечило исполнение подпункта "б" пункта 2.2 раздела 2 Лицензионного соглашения, являющегося приложением к лицензии на право пользования недрами от 30.09.2016 НЖМ N 00311 ТЭ.
Представители Министерства в судебном заседании поддержали апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Статья 12 Закона о недрах устанавливает требования к содержанию лицензии на пользование недрами, среди которых, в частности, данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, согласованный уровень добычи минерального сырья, условия выполнения установленных законодательством, стандартами, нормами и правилами требований по охране недр и окружающей среды. При этом условия пользования недрами в соответствии с лицензией сохраняют свое действие на протяжении всего срока ее действия, а изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Статьей 23.1 Закона о недрах установлено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, образуют действия по пользованию недрами с нарушением условий лицензии и иных требований технических проектов на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Общество имеет лицензию на право пользования недрами для разведки и добычи строительных песков месторождения "Северное 0,6" от 30.09.2016 НЖМ N 00311 ТЭ сроком действия до 30.09.2014.
Участок недр расположен в 0,6 км северо-западнее поселка Северный городского округа города Дзержинск Нижегородской области.
Приложением N 5 к указанной лицензии является лицензионное соглашение об условиях пользования участком недр, разделом 2 которого установлены основные условия пользования недрами, связанные с разработкой участка недр, охраной недр, окружающей среды и безопасным ведением работ.
Пунктом 2.2. указанного раздела лицензионного соглашения установлено, что владелец лицензии обязуется обеспечить по изучению и рациональному использованию запасов полезных ископаемых и охране недр: а) соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с использованием недрами и охране окружающей среды; б) соблюдение требований технических проектов и технической документации; ж) охрану месторождения от затопления, обводнения и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих его разработку; з) предотвращение загрязнения недр при проведении всех видов работ.
Разработка месторождения строительных песков "Северное 0,6" ведется Обществом на основании соответствующего технического проекта, разделом 3.5.3 которого установлены требования к внутрикарьерным автодорогам.
В соответствии с указанным разделом транспортировка полезного ископаемого производится как по автодорогам общего пользования, так и по внутрикарьерным автодорогам, относимым по СНиП 2.05.07-91 к категории III-к.
В настоящее время действует СП 37.13330.2012. Свод правил. Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.0791*, устанавливающий правила по проектированию объектов промышленного транспорт.
Как следует из постановления Министерства от 27.10.2017 N 2, административным органом вменено Обществу в вину использование при разработке месторождения дорог, не соответствующих СП 37.13330.2012, актуализированной редакции СНиП 2.05.07-91*, а именно: состоящих из обломков кирпичей, кусков бетона, фрагментов конструкций их кирпича, скрепленных строительным раствором.
Между тем в разделе 7.8 "Дорожные одежды" СП 37.13330.2012, актуализированной редакции СНиП 2.05.07-91* приведены рекомендуемые типы дорожных одежд и область их применения в таблице 7.17. Конструкции дорожных одежд автомобильных дорог определяются на основании индивидуального расчета в зависимости от общего грузооборота за срок службы дороги, типа расчетного автомобиля, строительных материалов, грунтово-геологических и климатических условий.
Согласно примечанию к таблице 7.17 допускается применять и другие материалы для устройства дорожной одежды (отходы промышленности и т.п.), которые удовлетворяют требованиям нормативных документов и санитарным нормам.
Разрешение вопроса о том, соответствует ли обнаруженная административным органом внутрикарьерная дорога рекомендуемым типам дорожных одежд согласно таблице 7.17 раздела 7.8 СП 37.13330.2012, актуализированной редакции СНиП 2.05.07-91* с учетом примечания к ней, требует специальных познаний, которыми административный орган не обладает.
Из материалов дела с объективной очевидностью не следует, что используемые при обустройстве дороги материалы не удовлетворяют требованиям нормативных документов и санитарным нормам.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного Министерством не доказан факт нарушения Обществом технического проекта при разработке месторождения в части использования Обществом внутрикарьерной дороги и подъездных путей к ней с нарушениями требований технического проекта.
В данном случае административный орган не представил достаточных доказательств, бесспорно подтверждающих наличие в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Относительно вменяемого Обществу в вину нарушения в части несоблюдения требований по рациональному использованию и охране недр, охране окружающей среды, охране месторождения от факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений, установленных подпунктами "а", "ж" пункта 2.2 раздела 2 Лицензионного соглашения, суд первой инстанции установил следующее.
Из обращения Общества к начальнику межрайонного отдела регионального государственного надзора и охраны окружающей среды по городскому округу город Дзержинск от 15.05.2017, письма Общества в Министерство от 17.10.2017 N 1 следует, что Общество сообщало о факте незаконной добычи недр на предоставленном ему участке еще в мае 2017 года.
Каких-либо доказательств совершения Обществом нарушений в части несоблюдения требований по рациональному использованию и охране недр, охране окружающей среды, охране месторождения от факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений, после мая 2017 года материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отменил постановление административного органа, в связи с чем апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, арбитражным судом не допущено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2017 по делу N А43-37726/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.