г. Владивосток |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А24-3136/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Глебова,
судей С.Б. Култышева, А.С. Шевченко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Седовой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Центр",
апелляционное производство N 05АП-210/2018
на решение от 28.11.2017
судьи А.А. Копыловой
по делу N А24-3136/2017 Арбитражного суда Камчатского края
по иску товарищества собственников недвижимости "Центр"
(ИНН 4101174787, ОГРН 1164101052323)
к муниципальному казенному учреждению "Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа"
(ИНН 4101143436, ОГРН 1114101001057),
Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
(ИНН 4101036106, ОГРН 1024101022010),
третьи лица: Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю,
об установлении границ земельного участка,
при участии: стороны не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Центр" (далее - истец, ТСН "Центр") обратилось в арбитражный суд Камчатского края с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление дорожного хозяйства Петропавловск - Камчатского городского округа" (далее - ответчик, Учреждение) об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010122:2159 с соблюдением требований СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", о минимальных отступах от жилого дома и габаритов проезда.
Определением от 28.09.2017 суд по ходатайству истца привлек в качестве соответчика по данному делу Администрацию Петропавловск - Камчатского городского округа, а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 28.11.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнении апеллянта, суд ошибочно счел, что отведённые дому N 19 по ул. Советская (после формирования смежного с территорией дома участка N 41:01:0010122:2159) 5 метров отступа от стены дома, не вошедшие в состав спорного земельного участка N 41:01:0010122:2159, и есть те самые 5 метров предназначенные, непосредственно для проезда пожарной машины к дому, а так же для движения прочей жизнеобеспечивающей техники. Указывает на некорректность вывода суда первой инстанции о принадлежности участка N 41:01:0010122:2159 к категории земель общего пользования.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2018 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 13.02.2017.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, не явились, что по смыслу статьи 156 АПК РФ и пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.10.2013 N 3112 Учреждению предоставлен земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010122:2159 (местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, по ул. Советская) площадью 0,0662 га в постоянное (бессрочное) пользование. Фактическое использование земельного участка: для эксплуатации временного объекта (некапитального строительства) - площадки для парковки машин. Вид разрешенного использования: земельные участки объектов для хранения транспорта; категория земель: земли населенных пунктов.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 26.08.2013, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
Полагая, что в площадь указанного земельного участка вошла часть территории, исторически постоянно используемая для эксплуатации указанного жилого дома, в том числе единственный пожарный проезд к жилому дому, истец обратился с настоящим заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме и осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами, могут создавать товарищества собственников жилья.
Согласно пункту 8 статьи 138 ЖК РФ в обязанности товарищества в числе прочего входит представление законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Порядок приобретения прав на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, установлен статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Согласно абзацу 2 пункта 68 Постановления N 10/22 в случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка. Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Как следует из материалов дела, границы земельного участка под многоквартирным жилым домом не определены, земельный участок не сформирован. Из представленных документов - технического паспорта на жилой дом по ул. Советская, 19; генерального плана земельного участка по ул. Советская, 19; схемы расположения многоквартирного дома не следует, что земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010122:2159, налагается на земельный участок необходимый для эксплуатации многоквартирного дома.
Положения статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают право собственника объекта недвижимости на приобретение земельного участка под ним (зданием) лишь той площади, которая занята зданием, строением, сооружением и необходима для его использования.
При этом, в силу пункта 1 статьи 262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации также определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В рассматриваемом случае, земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010122:2159 относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: для хранения транспорта. В разделе особые отметки выписки из ЕГРН указано, что для данного земельного участка обеспечен доступ земельного участка земли общего пользования.
Существующий проезд является местом общего пользования и в силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ может включаться в состав различных территориальных зон, в том числе общественно-деловых, предназначенных в силу пункта 5 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ, для размещения стоянок автомобильного транспорта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010122:2159 не является земельным участком общего пользования в нарушение статьи 65 АПК РФ, не подтверждены надлежащими доказательствами. Доводы апеллянта о том, что проход и проезд в собственный дом для жильцов наверняка станет платным, а доступ третьих лиц и транспорта будет осуществляться по пропускам, не могут быть учтены судом ввиду того, что носят предположительный, вероятностный характер, основаны на субъективном мнении истца.
Несогласие апеллянта с выводом суда первой инстанции о том, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010122:2159 отсутствовали нарушения пожарных, санитарных и градостроительных норм, не подтверждено соответствующими доказательствами и противоречит материалам дела.
Свод правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты утвержден приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130). Настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара (пункт 1.1 СП 4.13130).
В соответствии с пунктом 8.8 СП 4.13130 расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть: для зданий высотой до 28 метров включительно - 5-8 метров; для зданий высотой более 28 метров - 8-10 метров. Необходимость соблюдения минимальных отступов в размере 5 метров от границ участка обусловлена в первую очередь требованиями противопожарных норм и правил.
Как установлено судом первой инстанции из представленной в материалы дела топографической съемки земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010122:2159 расстояние от границы указанного земельного участка до стены многоквартирного жилого дома составляет 5 метров (л.д. 83, т. 1). При этом указанный проезд для пожарной техники не входит в состав спорного земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010122:2159.
Таким образом, нарушение требований противопожарных норм в отношении ширины проездов для пожарной техники при формировании земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010122:2159 не допущено.
Исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из предмета и оснований заявленного иска, учитывая, что нарушение прав истца по эксплуатации земельного участка под жилым домом не доказано, суд первой инстанции обоснованно счел заявленное истцом требование не подлежащим удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается государственная пошлина в размере 3 000 рублей. В силу пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины в большем размере не предусмотрена.
Поскольку при подаче настоящей апелляционной жалобы заявителем уплачено 4 000 рублей, товариществу собственников недвижимости "Центр" из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.11.2017 по делу N А24-3136/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников недвижимости "Центр" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (одной тысячи) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 36 от 25.12.2017.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Д.А. Глебов |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3136/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 июля 2018 г. N Ф03-2033/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: товарищество собственников недвижимости "Центр"
Ответчик: Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, муниципальное казенное учреждение "Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа"
Третье лицо: Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа -, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю