г. Москва |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А40-168536/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Вигдорчика Д.Г., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерство сельского хозяйства Республики Карачаево-ЧеркессияКарачаево-Черкесия
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2017 по делу N А40-168536/17, принятое судьей В.В. Лапшиной
по заявлению Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики
к Министерству финансов Российской Федерации
третье лицо: УФК по Карачаево-Черкесской Республике
о признании незаконным приказа от 01.06.2017 N 415 о бесспорном взыскании
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Мустаева В.Я. по доверенности от 25.07.16 |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным приказа от 01.06.2017 N 415 о бесспорном взыскании и обязании произвести возврат бесспорно взысканной суммы в размере 3 093 754,11 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2017 в удовлетворении заявления отказано в полном объеме.
Заявитель не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебное заседание представители заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая ее необоснованной, представил отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом не дана надлежащая оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, обоснованно исходил из того, что средства федерального бюджета в размере 3 093 754, 11 руб. использованы с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и в целях реализации мероприятий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, Правилами предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1370 между Министерством сельского хозяйства России и Правительством Карачаево-Черкесской Республики (высший исполнительный орган) заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации N 3/17-с от 25 января 2016 г.
Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики по настоящему Соглашению N 3/17-с, составил 59 982 600 руб.
В соответствии с приложением N 2 к Соглашению от 25 января 2016 г. N 3/17-с объем средств из бюджета субъекта Карачаево-Черкесской Республики составляет -3 262 000 руб.
Стороны приняли на себя обязательства по выполнению условий соглашения от 25 января 2016 г. N 3/17-с.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) обязалось предоставить Получателю Субсидию при соблюдении условий, предусмотренных Соглашением от 25 января 2016 г. и обязалось осуществлять контроль за исполнением обязательств, вытекающих из Соглашений, в том числе за целевым использованием.
Кассовые расходы на реализацию Мероприятия за счет средств субсидии из федерального бюджета в 2016 году субсидии произведены на сумму 59 982 600 руб., что подтверждается данными Отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета по Карачаево-Черкесской Республике (отчет ГП-76), по состоянию на 01 января 2017 г. и данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета, по состоянию на 01 января 2017 г. (отчет 0503127).
Таким образом, Минсельхозом России обязательства по Соглашению исполнены, лимиты доведены до истца.
Правительство Карачаево-Черкесской Республики в свою очередь обязалось соблюдать условия, установленные при предоставлении Субсидии.
Однако, кассовые расходы на реализацию Мероприятия в 2016 году за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики не производились, о чем судом первой инстанции было выяснено в судебном заседании и отражено в обжалуемом заявителем судебном акте от 21 ноября 2017 года.
В соответствии со статьями 306.2 и 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения органов государственного (муниципального) финансового контроля (далее - уведомление).
В соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Объектами контроля Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета) субъекта Российской Федерации в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета) муниципальных образований в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, если межбюджетные трансферты (включая субвенции) были предоставлены из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации для перечисления в местные бюджеты.
При этом, в случае предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций) для перечисления в местные бюджеты объектами контроля органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) средств бюджета) муниципального образования в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации (в том числе, если межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) были предоставлены из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации для перечисления в местные бюджеты).
В случае нарушения органами местного самоуправления целей и условий использования межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций), перечисленных из бюджета субъекта Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций), предоставленных бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета:
уведомления федеральных органов государственного финансового контроля должны направляться в Министерство финансов Российской Федерации и финансовый орган субъекта Российской Федерации;
уведомления органов государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации - в финансовый орган субъекта Российской Федерации. При этом материалы соответствующих контрольных мероприятий и их результаты должны быть направлены в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (ее территориальный орган).
Решения финансовых органов о применении бюджетных мер принуждения принимаются в отношении публично-правового образования, бюджету которого были предоставлены межбюджетные трансферты, впоследствии использованные с нарушением условий их предоставления.
Таким образом, если межбюджетные трансферты были предоставлены из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации для перечисления в местные бюджеты решение Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения принимается в отношении субъекта Российской Федерации.
В свою очередь финансовый орган субъекта Российской Федерации принимает решение о применении бюджетных мер принуждения в отношении муниципальных образований, нарушивших условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Данная последовательность применения бюджетных мер принуждения полностью согласуется с логикой правового регулирования Бюджетным кодексом Российской Федерации компетенции финансовых органов по принятию решений о выборе бюджетной меры принуждения.
Указанное решение, прежде всего, должно обеспечить достижение цели бюджетной меры принуждения, то есть возмещения использованных с нарушением средств бюджета, с наименьшим негативным эффектом для исполнения соответствующего бюджета с учетом его специфики путем проведения анализа рисков для исполнения принятых муниципальным образованием расходных обязательств и достижения значений показателей результативности использования межбюджетных трансфертов, связанных с их приостановлением или сокращением, а также выявления возможности устранения нарушения (например, в период, оставшийся до завершения юридического действия соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта) и формирования актуального перечня межбюджетных трансфертов, подлежащих приостановлению и (или) сокращению, в разрезе соответствующих кодов бюджетной классификации и объемов приостановления (сокращения).
Решение о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, целесообразно только в случае неустранимости нарушения (нецелевого использования, завершения юридического действия соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта).
Также следует отметить, что в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные распорядители средств бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивают соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации утвержден приказом Минфина России от 11 августа 2014 года N 74н (далее - Порядок N 74н).
Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения по уведомлениям органов государственного финансового контроля, в том числе Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленным в финансовый орган субъекта Российской Федерации, устанавливается финансовым органом субъекта Российской Федерации.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена Указом Президента Российской Федерации от 02 февраля 2016 г. N 41. Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.
Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, так же Положением о Федеральном казначействе N 703 от 01 декабря 2004 г.
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Так, в период с 27 февраля 2017 г. по 10 марта 2017 г. в Министерстве сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики Управлением Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике была проведена выездная проверка, в ходе которой установлено нарушение, выразившееся не соблюдении софинансирования субсидии в 2016 году за счет средств Карачаево-Черкесской Республики в сумме 3 262 000 рублей.
Таким образом, Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в 2016 году допущены бюджетные нарушения, выразившиеся в несоблюдении условий предоставления субсидий на софинансирование мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" в сумме 3 262 000 рублей.
За совершение данного нарушения предусматривается применение бюджетной меры принуждения в соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации в виде приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и (или) бесспорного взыскания суммы межбюджетного трансферта.
Выездная проверка проведена на основании приказа Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республики от 21 февраля 2017 г. N 53 "О назначении плановой выездной проверки в Министерстве сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" в соответствии с пунктом 14 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства на 2017 год, а так же пунктом 5 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике на 2017 год заместителем начальника Контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике Бурняшовой Е.Ю.
В ходе контрольных мероприятий, в пределах своих полномочий, УФК по Карачаево-Черкесской Республике был составлен акт выездной проверки от 27 марта 2017 года, с указанием на выявленные нарушения.
Управлением Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республики по результатам выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2010 годы" в 2016 году, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, проведенной в период с 27.02.2017 по 27.03.2017 в Министерстве сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство) (назначена приказом Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике от 21.02.2017 N 53 "О назначении планового контрольного мероприятия" в соответствии с пунктом 14 раздела 1 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2017 год), установлено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, Правилами предоставления и распределения субсидии из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370 (далее - Правила N 1370), Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемое между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 25.01.2016 N 3/17-с (далее - Соглашение), Министерством сельского хозяйства Российской Федерации из федерального бюджета в 2016 году были предоставлены Карачаево-Черкесской Республике средства субсидии в сумме 59 982 600 рублей на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - Мероприятие) по КБК 082040525Б0150430 521 (код цели - 846), из которых средства федерального бюджета в размере 3 093 754 рубля 11 копеек использованы с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Министерство сельского хозяйства КЧР, рассмотрев акт N 11 от 27 марта 2017 г. выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета, направило возражения на вышеуказанный акт.
По результатам проверки на основании акта проверки Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики выдано представление от 25 апреля 2017 г. N 79-11-15/17-716, которым УФК по Карачаево-Черкесской Республике в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктом 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092 потребовало устранить причины выявленных нарушений в срок до 31 мая 2017 года.
Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, (статья 270.2 БК).
Представление от 25 апреля 2017 г. N 79-11-15/17-716 обжаловано не было. Причины выявленных нарушений устранены не были.
В этой связи в Министерство финансов Российской Федерации на исполнение поступило Уведомление N 07-04-04/09-661 от 05 мая 2017 г.
Оспариваемый приказ издан на основании уведомления Федерального казначейства, из содержания которого следует, что в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Правил N 1370, пункта 2.2.1 Соглашения Министерством нарушены условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 3 093 754 руб. 11 коп.
При осуществлении полномочий Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения, обязательные к рассмотрению Министерством финансов Российской Федерации, содержащие основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
Так, на основании пункта 5 статьи 306.2 БК РФ при выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ
Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092. (далее - Правила)
Согласно абзацу третьему пункта 71 Правил уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения, в том числе подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, направляется в Министерство финансов Российской Федерации руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный БК РФ срок.
11 мая 2017 г. в Министерство финансов Российской Федерации на исполнение поступило Уведомление N 07-04-04/09-662 от 05 мая 2017 года. Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных мер принуждения (пункт 5 статьи 306.2 БК РФ).
Уведомление о применении бюджетной меры принуждения содержит описание совершенного бюджетного нарушения (бюджетных нарушений).
Уведомление о применении бюджетных мер принуждения, в том числе подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, направляется в Министерство финансов Российской Федерации руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный Бюджетный кодексом Российской Федерации срок.
Применение бюджетных мер принуждения осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. (Приказ Минфина России от 11 августа 2014 года N 74н)
В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.
Оспариваемый приказ от 01 июня 2017 г. N 415 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики" не несет в себе нормативности характера.
Данным приказом Минфина России N 415 Федеральному казначейству поручалось исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Карачаево-Черкесской Республики (Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Республики Карелия, в сумме 3 093 754 (три миллиона девяносто три тысячи семьсот пятьдесят четыре) рубля 11 копеек, рассчитанной по состоянию на 05 мая 2017 года, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет, в соответствии со статьей 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка N 74н установлено, что при принятии Министерством финансов Российской Федерации решения о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета (далее -решение о взыскании), Министерство финансов Российской Федерации не позднее следующего рабочего дня с даты принятия указанного решения направляет извещение о нем в Федеральное казначейство (далее - извещение), подписанное Министром финансов Российской Федерации (его заместителем).
Вместе с тем, извещение о принятии решения о бесспорном взыскании от 01 июня 2017 года N 19-09-05/33918 было направлено Министерством финансов Российской Федерации в срок, не позднее следующего рабочего дня с даты принятия указанного решения.
Учитывая, что субсидии из федерального бюджета предоставлены бюджету субъекта Российской Федерации и ответственность за обеспечение исполнения условий их предоставления возложена на субъект Российской Федерации в рамках рассмотрения уведомления в соответствии с пунктом 3 Порядка Министерством финансов Российской Федерации принято решение о применении именно в отношении Правительства Карачаево-Черкесской Республики бюджетной меры принуждения, в связи с чем и был издан спорный приказ о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики.
Основания отказа в применении бюджетных мер принуждения установлены пунктом 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отсутствие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения или его формирование и направление в финансовый орган с нарушением порядка, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 или пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса, является основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения.
Порядок, предусмотренный в вышеприведенных нормах, нарушен не был. Следовательно, у Минфина России не было оснований для отказа в применении бюджетных мер принуждения, приказ издан Минфином России в соответствии с установленными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В этой связи, суд апелляционной инстанции считает, что приказ N 415 от 01 июня 2017 года "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики" соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующим бюджетные правоотношения.
Таким образом, нормы и сроки, предусмотренные статьей 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при издании приказа Минфином России (30 дней) соблюдены.
Основания отказа в применении бюджетных мер принуждения установлены пунктом 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации согласно преамбуле устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьей 1 БК РФ установлен правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Следовательно, денежные средства, выделяемые из бюджета, должны использоваться их получателем в точном соответствии с их целевым назначением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики обжалуется приказ Минфина России от 01 июня 2017 г. N 415 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики", изданный на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федерального казначейства от 05 мая 2017 г. N 07-04-04/09-661.
Как видно из уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 05 мая 2017 г. N 07-04-04/09-661 (далее - Уведомление), поступившего в Министерство финансов Российской Федерации из Федерального казначейства, указанное Уведомление оформлено на основании акта проверки от 27 марта 2017 г. N 11 по результатам контрольного мероприятия - проверки использования бюджетных средств в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N717.
На основании указанного в Уведомлении бюджетного нарушения Минфин России издал приказ от 01 июня 2017 г. N 415, в соответствии с которым обозначенная в Уведомлении сумма денежных средств была взыскана из бюджета Карачаево-Черкесской Республики.
Из дат Уведомления и приказа N 415 видно, последний издан в течение 30 календарных дней, предусмотренных пунктом 6 статьи 306.2 БК РФ.
Указанное свидетельствует об отсутствии со стороны Министерства финансов Российской Федерации нарушений по изданию ненормативного правового акта, являющегося распорядительным.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
Таким образом, в соответствии со ст. 199 АПК РФ заявителем должны быть указаны права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми действиями и представлены доказательства нарушения его прав в соответствии со ст. 4 ч. 1 ст.65 АПК РФ.
Вместе с тем, заявитель документально не опроверг факта допущенного им бюджетного нарушения. Доказательств, какие именно права и законные интересы Правительства Карачаево-Черкесской Республики в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены оспариваемым приказом, не представлено.
Заявителем жалобы не представлены в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Заявителем остается не доказанным факт нарушения оспариваемым Приказом N 415 его прав и законных интересов.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2017 по делу N А40-168536/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Д.Г. Вигдорчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168536/2017
Истец: Министерство сельского хозяйства карачаево-Черкесской Республики, Министерство сельского хозяйства Республики Карачаево-Черкессия
Ответчик: Министерство финансов РФ
Третье лицо: УФК по Карачаево-Черкесской Республике