г. Санкт-Петербург |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А56-62476/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Лужинской В.А.
при участии:
от истца: Агапова А.В. (доверенность от 04.10.2017)
от ответчика: Сердцева Д.Ю. (доверенность от 27.12.2017)
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30609/2017) Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2017 по делу N А56-62476/2017(судья Васильева Н.В.), принятое
по иску Ленинградского областного Комитета по управлению государственным имуществом
заинтересованное лицо: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
3-е лицо: Администрация муниципального образования Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области
о признании незаконным решения,
установил:
Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (далее - Леноблкомимущество) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра) от 02.06.2017 N 47/010/014/2017-013 об отказе в государственной регистрации права собственности Ленинградской области на земельный участок с кадастровым номером 47:10:0000000:23742 площадью 526 020 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Волховский район; обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования "Колчановское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области.
Решением от 17.10.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, указывая, что на земельном участке расположены объекты недвижимости - автодороги, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию "Колчановское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области, что в свою очередь влечет за собой обязательность формирования земельного участка, занятого полосой отвода такой автодороги, и последующую регистрацию права на сформированный земельный участок.
Леноблкомимущество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Леноблкомимущество на основании п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 08.02.2017 о государственной регистрации права собственности Ленинградской области на земельный участок с кадастровым номером 47:10:0000000:23742 площадью 526 020 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Волховский район, занятый автомобильной дорогой общего пользования "Сясьстрой-Колчаново-Усадище", находящейся в собственности Ленинградской области.
Решением Управления Росреестра от 02.06.2017 N 47/010/014/2017-013 в государственной регистрации прав на земельный участок отказано в связи с наличием на данном земельном участке объекта недвижимости с кадастровым номером 47:10:0000000:23839, принадлежащего на праве собственности МО Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, а также объектов недвижимости с кадастровыми номерами 47:10:0000000:23846, 47:10:0000000:23921, 47:10:0000000:23935, 47:10:0835001:45, права на которые не зарегистрированы.
Полагая, что данный отказ является незаконным, Леноблкомимущество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворены судом правомерно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Право заинтересованного лица обжаловать в суд, арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права или сделки предусмотрено пунктом 5 статьи 131 ГК РФ, частью 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 5 части 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
Как установлено судом первой инстанции, оспариваемый отказ в государственной регистрации мотивирован нахождением на спорном земельном участке объектов недвижимости, не принадлежащих Ленинградской области на праве собственности: с кад.N 47:10:0000000:23839, принадлежащего на праве собственности МО "Колчановское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области, а также объектов недвижимости с кадастровыми номерами 47:10:0000000:23846, 47:10:0000000:23921, 47:10:0000000:23935, 47:10:0835001:45, права на которые не зарегистрированы.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ, введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с абзацем 2 пункта 2 которой к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Государственная регистрация права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю в силу статьи 55 Закона о регистрации осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти либо действующего по его поручению лица с приложением необходимого перечня документов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.04.2016 N 207 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2016 N 404", с которым Леноблкомимущество и обратилось в регистрирующий орган.
Как установлено судом первой инстанции, на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости: автомобильная дорога общего пользования "Сясьстрой-Колчаново-Усадище" с кадастровым номером 47:10:0000000:23702, железобетонный мост ч/р Холмача на а/д Сясьстрой-Колчаново-Усадище км 24+981 с кадастровым номером 47:10:0832002:39, принадлежащие на праве собственности Ленинградской области, основанием для регистрации права собственности на которые явился Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 27.11.2007.
В соответствии с пунктом 5 ст.1 Закона о регистрации государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Между тем, государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в оспариваемом отказе, за исключением объекта с кад.N 47:10:000000:23839, не произведена; доказательства того, что права на указанные объекты являются ранее возникшими, в деле отсутствуют.
Установив, что объект с кад.N 47:10:000000:23839 является частью подземного объекта недвижимости (водопроводная сеть), необходимость оформления прав на земельный участок собственника которого действующим законодательством не предусмотрена, суд правомерно признал оспариваемый отказ незаконным.
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
В отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом Российской Федерации, а также в силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на данном участке, отказ в регистрации права собственности на него Ленинградской области по рассматриваемому основанию препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворены правомерно, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены решения апелляционным судом не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2017 по делу N А56-62476/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.