г. Москва |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А41-50996/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Специальное коммунальное хозяйство": Паршина Ю.И. по доверенности от 15.01.2017;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: Солженицина Е.С. по доверенности от 29.12.2017;
от ООО "ЭкоСклад": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специальное коммунальное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 04 октября 2017 года по делу N А41-50996/17,
принятое судьей Семёновой А.Б.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специальное коммунальное хозяйство"
к Министерству экологии и природопользования Московской области
при участии в деле третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСклад"
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специальное коммунальное хозяйство" (далее - ООО "Специальное коммунальное хозяйство", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее - министерство, заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать недействительным предписание N 4148/25/2017 вынесенное Министерством экологии и природопользования Московской области;
- взыскать с Министерства экологии и природопользования Московской области в пользу ООО "Специальное коммунальное хозяйство" расходы по оплате государственной пошлины.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСклад" (далее - ООО "ЭкоСклад").
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 октября 2017 года по делу N А41-50996/17 в удовлетворении заявления отказано (т. 2 л. д. 139-143).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Специальное коммунальное хозяйство" обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "ЭкоСклад", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Специальное коммунальное хозяйство" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей ООО "Специальное коммунальное хозяйство" и Министерства экологии и природопользования Московской области, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0020127:21, 50:09:0020127:25 площадью соответственно 132,8402 га и 9,1617 га, расположенные по адресу: Московская область, Солнечногорский район, ЗАО "Солнечное", принадлежат на праве собственности ООО "ЭкоСклад", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, от 16.09.2011, запись регистрации N 50-50-99/083/2011-326, а также сведениями из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с договором аренды земельных участков от 01.12.2010 указанные земельные участки переданы ООО "Специальное коммунальное хозяйство" во временное пользование заявителю за плату (аренду) для строительства нагульного рыбоводного пруда, в целях ведения рыбохозяйственной деятельности.
Указанные земельные участки имеют категорию "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
В настоящее время на указанных земельных участках обществом осуществляется добыча полезных ископаемых (песка и гравия), осуществляемое, согласно его доводам, в целях строительства на них нагульных рыбоводных прудов, и на основании следующих документов:
- утвержденного в 2007 году проекта строительства и эксплуатации нагульных рыбоводных прудов на участках Заовражье-1 и Заовражье-2 в Солнечногорском районе Московской области (т. 1 л. д. 37);
- выданной обществу лицензии серии МСК N 80064 ТЭ от 27.12.2007 (с учетом изменений, внесенных распоряжением Минприроды Московской области от 04.06.2008 N 45-РМ), с целевым назначением и видами работ "разведка и добыча гравийно-песчаного материала на участке N 1 площадью 15,8 га, добыча гравийно-песчаного материала на участках N 2 и N 3 площадью 13,7 га и 8,1 га месторождения "Заовражье" при строительстве нагульных рыбоводных прудов", с расположением участка недр в 1,5 км северо-западнее д.Заовражье Солнечногорского района Московской области, сроком действия до 31 декабря 2017 года (т.1 л. д. 17-28).
20 апреля 2017 года в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ по обращению юридического лица, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно несоблюдение требований в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности при проведении работ по добыче песчаного грунта на земельных участках с кадастровыми номерами 50:09:0020127:21, 50:09:0020127:25, возбуждено дело об административном правонарушении N 4148/25/2017 и назначено проведение административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.1 КоАП РФ.
В ходе административного расследования установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 50:09:0020127:21, 50:09:0020127:25 ООО "Специальное коммунальное хозяйство" на основании соответствующей лицензии осуществляется разведка и добыча песчано-гравийного материала на участке месторождения "Заовражье" в 1,5 км север-западнее д. Заовражье Солнечногорского района Московской области. При этом, указанные участки имеют вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Таким образом, ООО "Специальное коммунальное хозяйство" допущено пользование недрами с нарушением пунктов 7.3, 7.4 Условий пользования недрами (общераспространенное полезное ископаемое) к лицензии на пользование недрами МСК 80064 ТЭ, а именно:
- пользование недрами (добычи песчано-гравийного материала) на непредназначенных для целей недропользования земельных участках с кадастровыми номерами 50:09:0020127:21, 50:09:0020127:25 из категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, что является нарушением требований статьи 42, части 1 статьи 78 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 22, пункта 1 статьи 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", пункта 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
16.06.2017 Министерством экологии и природопользования Московской области в адрес ООО "Специальное коммунальное хозяйство" выдано предписание N 4148/25/2017 об устранении выявленных нарушений (т. 1 л. д. 14-16), а именно:
- не осуществлять работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых - добычи песчано - гравийного материала на участке месторождения "Заовражье", в соответствии с лицензией на пользование недрами МСК 80064 ТЭ, до оформления документов, необходимых для использования соответствующего земельного участка в целях недропользования, в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством. Копии документов представить в Министерство экологии и природопользования Московской области не позднее 30 дней с момента их получения.
Полагая, что указанное предписание нарушает права и законные интересы ООО "Специальное коммунальное хозяйство" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Пунктом 5 части 5 статьи 71 ЗК РФ установлено, что должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Для признания предписания незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: оно должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правильно указал суд первой инстанции, оспариваемое предписание выдано арендатору земельных участков и содержит в себе требование прекратить осуществление на участках работ по добыче песчано-гравийного материала до оформления документов по установлению вида разрешенного использования участков в соответствии с проводимыми работами.
Судом установлено, что работы ведутся для возведения водоема для разведения рыбы и осуществления рыбохозяйственной деятельности, предусмотрены рабочим проектом строительства водоема на базе месторождения строительных песков и гравийно-песчаных материалов "Сельниково" в Коломенском районе Московской области, выполненным для заявителя ООО "ГЕОПРИС" и лицензией на право пользования недрами МСК N 80058 ТЭ с целевым назначением и видами работ: добыча строительных песков и гравийно-песчаных материалов при строительстве водоема. В указанной лицензии в целевом назначении работ также установлено, что недропользователь вправе при добыче полезных ископаемых - строительных песков и ГПМ использовать их в качестве сырья для строительства и дорожно-строительных работ на месторождении "Сельниково".
Заявитель ссылается на то, что деятельность по добыче песка осуществляется неразрывно от комплекса работ по строительству водоема и является этапом работ по строительству, и данная деятельность не является использованием земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.8, части 2 статьи 7.3 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием; неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, являются административными правонарушениями и влекут предусмотренную законом административную ответственность.
Пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что одним из принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и т.д. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности - земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно материалам дела, спорные земельные участки имеют категорию "земли сельскохозяйственного производства", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного назначения". В соответствии с проектом, утвержденным в 2007 году, указанные участки предназначены к строительству и эксплуатации нагульных рыбоводных прудов.
В силу части 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 года N 446 утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, к которому также отнесена продукция рыболовства, пчеловодства, шелководства, биопродукция.
Общероссийский классификатор продукции к продукции животноводства относит продукцию рыболовства прудового, озерного, речного (Постановление Госстандарта России от 30 декабря 1993 года N 301, раздел 98 0000, подраздел 988100, позиции 98 8110 - 98 8132).
В соответствии с пунктом 4.3 приложения к приказу Минсельхоза России от 31 марта 2011 года N 86 земли, на которых расположены рыбоводные пруды, в основном относятся к землям сельскохозяйственного назначения, а инфраструктура рыболовных хозяйств является составной частью агроландшафтов, способствующей эффективному использованию земельных ресурсов сельскохозяйственных территорий. В отличие от других видов рыболовства, где используется только один природный ресурс - вода, в сельскохозяйственном рыболовстве используется земля и вода. Пруд - это земля сельскохозяйственного назначения под водой.
Согласно указанному пункту приложения к приказу Минсельхоза России от 31 марта 2011 года N 86 по технологии пруд после 3-х лет выращивания рыбы обязательно должен выводиться на летование - вода спускается, и ложе засеивается сельхозкультурами.
Следовательно, строительство нагульных рыбоводных прудов на спорных участках, а также последующая их эксплуатация в случае завершения строительства, не противоречит их категории и виду разрешенного использования.
Судом установлено, что заявителем такое строительство осуществляется с 2010 года (с момента аренды земельных участков). Заявитель осуществляет выкапывание прудов, а при выкапывании осуществляет добычу песка и гравия, разрешенную ему на основании выданной лицензии, то есть полезных ископаемых.
Вместе с тем, факт строительства на спорных участках указанных прудов судом не установлен.
Проект строительства и эксплуатации нагульных рыбоводных прудов на участках Заовражье-1 и Заовражье-2 в Солнечногорском районе Московской области был утвержден еще в 2007 году.
Согласно Проекту, проектируемых пруд создается посредством выемки грунта. Пруд заполняется водой за счет грунтовых, паводковых вод и атмосферных осадков. Отметка водной глади пруда составляет 192,0 м, отметка дна - 178,0 м. (по участку N 1), отметка водной глади 218,5 м и отметка дна 188,0 (по участку N 2).
Согласно разделу IV.4 Проекта, в целях сохранения почвенно-растительного слоя, распространенного непосредственно на площади участка, предусматривается его срезка, складирование и хранение в специальных отвалах. В дальнейшем почвенный грунт используется для землевания рекультивированной выемки.
Проектом предусмотрена попутная добыча песков в определенны объемах.
Продолжительность технического этапа рекультивации карьера - до 31.12.2018 с учетом ремонта поверхности.
При выемке песка и рекультивационных работах основной целью является создание водоема за счет притока подземных вод и атмосферных осадков.
В соответствии с рабочим проектом строительства, составленным ЗАО "ПКБ Гидропроект", в разделе "характеристика объекта" указано, что при геологическом изучении грунтов участков строительства прудов выявлены запасы гравийно-песчаного материала (ГПМ), являющегося водопоглащающими породами, подлежащими выемке в целях строительства проектируемых рыбоводных прудов до упора водоизмещающих пород, в связи с необходимостью удержания водных объемов в границах прудов. Основные водоносные горизонты служащие для производственного и питьевого водоснабжения района, непосредственного на месторождении выходов на поверхность не имеют.
В силу с пунктом 1.2.2.5 рабочего проекта "Намечаемый вид землепользования", после погашения работ по выемке грунта в виде ГПМ и проведения технической рекультивации нарушенных земель образованная остаточная карьерная выемка будет использоваться под нагульный рыбоводный водоем.
В рабочем проекте имеется также раздел III.1.4 "Качественная характеристика полезного ископаемого" указано, в котором указано, какой песок и гравий и для какого использования собирается на спорных земельных участках.
Проект по строительству и рабочий проект составлены и утверждены в 2007 году. Заявитель является арендатором спорных земельных участков с 2010 года.
Согласно материалам дела, а также исходя из представленных фотографий (т. 2 л. д. 48-51), на отображенный в них момент ведутся работы по разработке карьера, при этом, наличия пруда на них не усматривается.
Отсутствуют даже частичные очаги водоема.
Иных фотографий, материалов, которые бы свидетельствовали о том, что на участках производится именно строительство пруда, в материалы дела не представлено.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на спорных участках ведется разработка карьера в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых - песчано-гравийного материала, а не создание рыбоводных нагульных прудов.
Согласно Распоряжению Минприроды РФ N 39-р, Губернатора МО N 392-РГ от 25.10.2010 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Московской области", песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы относятся к общераспространенным полезным ископаемым.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр (статья 10.1 закона о недрах).
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (статья 12 Закона о недрах).
Земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом (часть 1 статьи 25.1 Закона о недрах).
Статьей 17 закона о недрах установлено, что участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, участки для добычи недр выделяются и предоставляются на основании соответствующих решений уполномоченных органов и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Частью 3 статьи 1 указанного закона предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Статья 6 указанного закона предусматривает обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений; деградация земель сельскохозяйственного назначения - ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий. Целью настоящего Федерального закона является установление правовых основ государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности.
Статьей 8 указанного закона предусмотрены обязанности собственников, владельцев, пользователей, арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
В силу с вышеизложенными нормами, земли сельскохозяйственного назначения не могут использоваться в целях добычи полезных ископаемых. Следовательно, использование земель сельскохозяйственного назначения для иных целей, в частности для разработки карьера и добычи полезных ископаемых противоречит требованиям земельного законодательства. В материалах дела отсутствует акт о переводе спорных земельных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в земли иных категорий, в том числе, в категорию "земли промышленности".
Частью 1 статьи 88 ЗК РФ предусмотрено, что землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу полагая, что строительство рыбоводных прудов должно вестись в местах, где вода находится близко к поверхности земли. Составление и утверждение проекта и рабочего проекта, предусматривающие создание рыбоводных нагульных прудов в месте, в котором вода находится глубоко под землей, обуславливающем необходимость выкапывать песчано-гравийный материал в течение многих лет, не соответствует принципам эффективного использования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения и принципам приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве.
Согласно материалам дела и акта осмотра, разработка ведется более семи лет, в настоящий момент в ряде мест выкопаны глубокие ямы, однако, наличия воды в месте выкапывания песчано-гравийного материала из акта осмотра не усматривается (за исключением луж).
Анализирую представленные материалы (проект, рабочий проект, фотографии), возможно сделать вывод о том, что на земельных участках с кадастровыми номерами 50:09:0020127:21, 50:09:0020127:25 весьма затруднительно создать пруды. Строительство нагульного рыбоводного пруда, учитывая срок окончания технического этапа рекультивации карьера - до 31.12.2018, возможно только с существенным нарушением сроков и на глубине, значительно ниже поверхности земли.
Доказательства того, что указанные обстоятельства были учтены при выдаче заявителю лицензии на право пользования недрами, которая с учетом внесенных в нее изменений представляет собой разрешение на разведку и добычу гравийно-песчаного материала на участках N N 1,2,3 месторождения "Заовражье" при строительстве нагульных рыбоводных прудов, на земельных участках сельскохозяйственного назначения, отсутствуют.
Выданная заявителю лицензия фактически разрешила осуществлять добычу полезных ископаемых в месте, не предназначенном для этого, что противоречит нормам действующего земельного, гражданского, водного, о недрах, и природоохранного законодательства.
Статья 13 ЗК РФ предусматривает в целях охраны земель обязанности правообладателей земельных участков проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Также необходимо учитывать принципы земельного законодательства, в частности:
- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
- приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
- приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий:
- дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с нормами законодательства правообладатель земельного участка вправе самостоятельно выбирать условно разрешенный вид использования земельного участка в соответствии с его категорией и основным видом разрешенного использования, однако этот выбор не должен входить в противоречие с нормами и принципами земельного законодательства.
Осуществление заявителем работ по разработке недр на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" и категорию "земли сельскохозяйственного назначения", подтверждено имеющимися в деле доказательствами (материалы дела об административном правонарушении, фотографии, сведения, изложенные в проекте и рабочем проекте).
Данная деятельность заявителя нарушает нормы и основополагающие принципы земельного законодательства, нормы законов о землях сельскохозяйственного назначения и о недрах.
Исходя из данных обстоятельств, предписание уполномоченного органа, обязывающее заявителя не осуществлять указанную деятельность до момента приведения документов на земельные участки в соответствие с законом и их фактическим использованием, является законным и обоснованным.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
ООО "Специальное коммунальное хозяйство" не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 октября 2017 года по делу N А41-50996/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.