г. Челябинск |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А34-4036/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Фотиной О.Б., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курганской области от 05.12.2017 по делу N А34-4036/2017 (судья Асямолов В.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Федерального государственного бюджетного учреждения "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации: Мазманян Э.Л. (доверенность от 25.12.2017 N 192, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Восток-Центр" (далее - истец, ООО "Восток-центр") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации (далее - ответчик, ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, податель жалобы) о взыскании задолженности за содержание общего имущества в многоквартирном доме в размере 139 244 руб. 35 коп., пени в размере 50 725 руб. 23 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 699 руб. 07 коп., а также расходов за предоставление заверенной копии платежного поручения в размере 300 руб.
Определением от 11.09.2017 судом первой инстанции принято встречное исковое заявление ФГБУ "РЭА" Минэнерго России о взыскании с ООО "Восток-Центр" денежных средств за проведенные работы по замене элементов инженерных систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, а также канализации в доме N 63 по ул.Пролетарской в г.Кургане.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 05.12.2017 (резолютивная часть оглашена 28.11.2017) исковые требования ООО "Восток-Центр" удовлетворены, с ФГБУ "РЭА" Минэнерго России в пользу ООО "Восток-Центр" взыскано 139 244 руб. 35 коп. основного долга, 48 434 руб. 58 коп. пени, 6 930 руб. судебных расходов, всего 194 608 руб. 93 коп. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ФГБУ "РЭА" Минэнерго России обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении иска ООО "Восток-Центр" отказать, встречный иск удовлетворить в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к следующему.
По мнению ответчика, суд первой инстанции не дал оценку ненадлежащему исполнению ООО "Восток-Центр" обязанностей по оказанию услуг, при этом нарушения носят систематический характер.
Выводы суда первой инстанции о том, что ООО "Восток-Центр" не является выгодоприобретателем, необоснованны.
Истец получает денежные средства от собственников помещений за содержание и текущий ремонт общедомового имущества, но при этом издержек не несет, т.к. не выполняет данные работы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРП от 28.05.2014 ФГБУ "РЭА" Минэнерго России принадлежит на праве оперативного управления нежилое помещение общей площадью 721.1 кв.м., расположенное по адресу: г. Курган, ул. Пролетарская, д.63 (т.1, л.д.16).
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Курган, ул. Пролетарская, д.63, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений от 24.04.2008, ООО "Восток-Центр" выполняет функции управляющей компании в отношении указанного жилого дома (т.1, л.д. 17-18).
В обоснование иска ООО "Восток-Центр" указывает на то, что ответчик оплату услуг за содержание общего имущества не произвел, в результате чего за ним образовалась задолженность за период с 01.06.2015 по 31.08.2016, что послужило поводом для обращения истца в суд с настоящим иском (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя требования истца в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что факт оказания истцом услуг по управлению многоквартирным домом подтвержден материалами дела, доказательств оплаты материалы дела не содержат.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
По общему правилу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества в случае, если иное не установлено законом или договором.
Из содержания статьи 249 ГК РФ, а также пункта 2 статьи 36 пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
В силу статей 210, 249, 296 ГК РФ, статей 36, 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и законные владельцы жилых и нежилых помещений, вне зависимости от фактического использования общего имущества.
Согласно пункту 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом включает в себя обеспечение содержания общего имущества наряду с обеспечением благоприятных и безопасных условий проживания граждан и предоставление им коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- плату за коммунальные услуги.
Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
При этом не имеет значения, собственником какого помещения (жилого или нежилого) является лицо, которое должно производить расходы на содержание имущества.
Несение собственником бремени расходов по содержанию общего имущества закон связывает не с фактом владения или пользования, а с размером доли собственника в общем имуществе многоквартирного дома.
Поскольку ответчик наравне с другими владельцами помещений в многоквартирном доме является потребителем комплекса услуг и работ, выполняемых истцом (пункты 7, 10 статьи 155 ЖК РФ) в процессе технического обслуживания многоквартирного дома, он должен оплатить расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома; за потребленную коммунальную услугу.
Согласно статье 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 309, 310 ГК РФ).
Расчет стоимости оказанных услуг по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома представляет собой арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10).
За период с 01.06.2015 по 31.08.2016 плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из тарифов и площади помещения ответчика составила 139 244 руб. 35 коп.
Тариф на 2015 год утвержден решением Курганской городской Думы от 26.11.2014 N 212, тариф на 2016 год, утвержден решением Курганской городской Думы от 25.11.2015 N 178 (л.д.20-23).
Доказательств, подтверждающих, что управление многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества осуществлялось какой- либо иной организацией ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Несение обществом самостоятельных расходов по содержанию имущества не освобождает его как сособственника от обязанности нести расходы по содержанию общего имущества согласно требованиям статьи 249 ГК РФ.
Поскольку ответчик наравне с другими владельцами помещений в многоквартирном жилом доме является потребителем комплекса услуг и работ, выполняемых истцом (пункты 7, 10 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) в процессе технического обслуживания многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Курган, ул. Пролетарская, 63, то он обязан оплатить расходы по содержанию общего имущества за период с 01.06.2015 по 31.08.2016.
При изложенных обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика 139 244 руб. 35 коп. обоснованны и подлежат удовлетворению.
Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки.
Согласно представленному расчету размер пени за период с 11.08.2015 по 21.11.2017 составляет 48 434 руб. 58 коп.
При расчете пени истец применил ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25 %.
Расчет неустойки, составленный истцом, судом первой инстанции проверен и признан верным, учтены сроки, предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного исковые требования ООО "Восток-Центр" удовлетворены правомерно.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как указало ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, помещения Курганского ЦНТИ - 721,1 кв.м. находятся на первом этаже пятиэтажного жилого дома, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Пролетарская, д.63.
Данный дом обслуживается ООО "Восток-Центр". Курганская ЦНТИ - филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России в 2016 году в рамках проведения ремонтных работ помещений, находящихся на первом этаже пятиэтажного жилого дома по адресу: г. Курган, ул. Пролетарская, д.63, произвел замену стояков горячего и холодного водоснабжения, канализации и стояков отопления, являющихся частью общедомового имущества.
Данное здание является постройки 1961 года. С момента ввода в эксплуатацию в здании не производились какие-либо работы по должному обслуживанию, ремонту и замене элементов инженерных сетей согласно ВСН 58-88 (р) Госкомархитектуры и Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Проведение работ по замене стояков отопления, водоснабжения и канализации было необходимым, т.к. эксплуатационные сроки данных инженерных сетей многократно превышены.
Кроме того, в ЦНТИ проводились общестроительные работы по ремонту помещений. 27.08.2017 в помещениях Курганского ЦНТИ, расположенных в спорном здании, произошло затопление помещений из системы водоснабжения дома.
30.08.2017 инженером ООО "Восток-Центр" Рыбиной Л.Н. составлен Акт обследования (т.1, л.д.139), в заключении которого указана причина аварии: "Утечка на стояке ХВС в перекрытии квартиры N 7 (металлические трубы сгнили)".
Указанные обстоятельства, послужили основанием для обращения Курганского ЦНТИ в арбитражный суд со встречными требованиями к ООО "Восток-Центр" о взыскании расходов по замене элементов инженерных систем отопления, горячего, холодного водоснабжения и канализации в доме N 63 по ул. Пролетарская в г. Кургане в размере 407 928 руб. 69 коп.
Основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества установлены Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с п. 6 названных Правил в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном данными Правилами.
Согласно п. 7 Правил N 491 собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (п. 8 Правил N 491).
В случаях, указанных в п. 6 данных Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 10 Правил N 491).
В силу п. 15 Правил N 491 факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 16 Правил N 491).
Как следует из материалов дела и установлено судами, доказательств обращения ФГБУ "РЭА" Минэнерго России в спорный период к ООО "Восток-Центр" с заявлением о снижении размера платы, равно как и акты, составленные в соответствии с п. 15, 16 Правил изменения платы N 491, в материалы дела не представлены (ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя капитальный ремонт.
Ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения относится к капитальному ремонту общего имущества (пункт 1 части 1 статьи 166 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
До принятия Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 26.12.2012) в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации входила плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подлежащая обязательному ежемесячному внесению.
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ порядок организации проведения капитального ремонта был изменен.
Согласно статье 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 указанной статьи).
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из толкования указанных норм следует, что до внесения изменений в Жилищный Кодекс Федеральным законом N 271-ФЗ, на управляющую компанию возлагалась обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества, для чего собственниками в составе платы за содержание и ремонт управляющей организации вносились денежные средства, имеющие целевой характер, исключительно для проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Частью 7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный ч. 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный ч. 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.02.2014 N 79 (N 1052 (1018 - в действующей редакции) утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области (т.2 л.д. 109-124). В указанную Программу включен многоквартирный дом N 63 по ул.Пролетарской в г.Кургане.
В соответствии с п. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области опубликована в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир" - Документы", выпуск от 07.03.2014 N 16.
Таким образом, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений многоквартирных домов в Курганской области возникла с 01.12.2014.
В соответствии с ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный ч. 5 и 5.1 названной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный ч. 5 и 5.1 указанной статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 указанного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Доказательства принятия собственниками многоквартирного дома N 63 по ул.Пролетарской в г.Кургане решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в материалы дела не представлены.
При указанных обстоятельствах оснований полагать, что истец является лицом, обязанным возместить ответчику затраты на капитальный ремонт общедомового имущества, не имеется.
Как указано выше, нормами ст. 210 и ст. 249 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 39, 153, 158 Жилищного кодекса РФ, бремя содержания имущества, являющегося долевой собственностью, возложено на собственников имущества. Истец таким собственником не является, поэтому от произведенных ответчиком расходов и улучшений общего имущества (замене инженерных систем) он ничего не приобретает.
Кроме того, по правилам п. 3 ст. 245 Гражданского кодекса РФ, участник долевой собственности, осуществивший за свой счет с соблюдением установленного порядка использования общего имущества неотделимые улучшения этого имущества, имеет право на соответствующее увеличение своей доли в праве на общее имущество. Отделимые улучшения общего имущества, если иное не предусмотрено соглашением участников долевой собственности, поступают в собственность того из участников, который их произвел.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, как и распоряжение этим имуществом, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Согласно пункту 4.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 21 Правил N 491, установлено, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Для осуществления как текущего, так и капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома необходимо решение общего собрания собственников помещений, истец по первоначальному иску должен доказать, что произведенные им работы согласованы собственниками спорного многоквартирного дома.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие принятие решения собственников жилого дома о проведении спорных ремонтных работ, о согласовании текущего, капитального ремонта по фасадным работам в части утеплителя; отсутствуют доказательства в обоснование необходимости проведения спорных работ по признакам их неотложности и обязательности.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N N 170), которые обязательны для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии с п. 2 Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Согласно приложению N 8 к примерному перечню работ, проводимых при капитальном ремонте жилищного фонда Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда замена внутриквартирных инженерных сетей (п. 5) относится к капитальному ремонту.
Исходя из положений подп. 3 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся в т.ч. ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
Из пояснений ответчика не следует, что им осуществлялись ремонтные работы по ремонту собственного помещения, то есть их согласование с остальными собственниками требовалось.
В целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, обеспечения сохранности, повышения уровня обслуживания жилищного фонда всех форм собственности, неукоснительной реализации единых требований к содержанию и ремонту жилищного фонда разработано Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда, которое разъясняет и конкретизирует структуру, состав работ и услуг, современные нормативные и правовые требования к организации содержания общего имущества жилого дома, технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, текущего ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома.
Аварийное обслуживание здания (сооружения, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения) - комплекс первоочередных операций и мероприятий по незамедлительному устранению аварий и неисправностей, сохранению и восстановлению условий, необходимых для жизнеобеспечения и безопасности потребителей.
Незамедлительность проведения спорных работ ответчиком не доказана ни по основаниям для их проведения, ни по фактической дате их проведения.
В деле нет относимых, допустимых и достоверных доказательств того, что без проведения указанных работ имелась угроза жизни и здоровью граждан, угроза несущим конструкциям здания.
Представленное ФГБУ "РЭА" Минэнерго России Техническое заключение ООО "Зауральский инженерный центр" (т.2 л.д.88-91), которым даны рекомендации по полной замене разводящих магистралей и всей запорной арматуры системы теплоснабжения в пределах дома, а также замена радиаторов отопления лестничного марша дома таким доказательством не является, поскольку обследование в рамках данного заключения проведено 15.01.2017, в то время как работы по ремонту проведены, согласно пояснениям ответчика, в 2016 году.
Таким образом, доказательств необходимости, неотложности, правомерности произведенного ремонта и приобретенных материалов, при отсутствии согласования работ не может возлагать в последующем обязанность возместить понесенные ответчиком по собственной инициативе расходы на ООО "Восток-Центр", только по причине того, что в силу закона на последнего возложена обязанность по надлежащему содержанию в исправном состоянии несущих конструкций дома, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования внутридомовых систем.
Оценивая заявленные встречные исковые требования, приняв во внимание, что в материалах дела отсутствуют достаточные и бесспорные доказательств необходимости выполнения работ, стоимость которых предъявлена ко взысканию с ООО "Восток-Центр", а также отсутствие доказательств надлежащего согласования всеми собственниками помещений необходимости осуществления соответствующих работ в отношении общего имущества многоквартирного дома, видов, объема и стоимости работ, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении встречного иска.
При указанных обстоятельствах доводы подателя жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушений судом в процессе судопроизводства основополагающих принципов правосудия - равенства, состязательности сторон материалы дела не содержат.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, были предметом исследования в суде первой инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 05 декабря 2017 г. делу А34-4036/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В.Лукьянова |
Судьи |
О.Б.Фотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.