город Омск |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А81-5802/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Солодкевич Ю.М., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Матвеевой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-17413/2017) акционерного общества "Салехардэнерго" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 2017 года по делу А81-5802/2017 (судья В.В. Чорноба), принятое по иску акционерного общества "Салехардэнерго" (ИНН 8901030855, ОГРН 1158901001434) к Ямало-Ненецкому автономному округу в лице Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017727, ОГРН 1068901005854) о взыскании 16 742 134 рублей 60 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Салехардэнерго" - Дубровских А.В. (паспорт, доверенность N 13 от 01.12.2017 сроком действия один год),
от Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - Кравченко С.В. (паспорт, доверенность N 10 от 14.03.2017 сроком действия один год),
установил:
акционерное общество "Салехардэнерго" (далее - АО "Салехардэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением о взыскании с Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент, ответчик) невыплаченной субсидии в размере 16 742 134 руб. 60 коп. на компенсацию выпадающих доходов за декабрь 2016 года.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2017 по делу N А81-5802/2017 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд возвратил АО "Салехардэнерго" из федерального бюджета госпошлину в размере 76 441 руб., излишне уплаченную при подаче иска по платёжному поручению N 3333 от 18.07.2017.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, АО "Салехардэнерго" в апелляционной жалобе просит его отменить, иск удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что в Законе N 107-ЗАО не содержится указаний о том, что право на оплату потреблённых коммунальных ресурсов по льготным тарифам имеют только "добросовестные граждане", никаких исключений для "недобросовестных граждан", несанкционированно подключивших оборудование к внутридомовым инженерным системам и потребляющих коммунальные ресурсы в целях потребления коммунальных услуг, данным законом не предусмотрено, как и Приказами Департамента, в которых установлены тарифы на коммунальные ресурсы, в том числе льготные. Принятый Правительством ЯНАО Порядок предоставления субсидий N 94-П также не содержит исключений относительно объёмов коммунальных ресурсов, потреблённых гражданином в целях потребления коммунальных услуг при несанкционированном подключении им оборудования к внутридомовым инженерным системам. Считает, что суд неправомерно применил положения Правил N 354 в редакции постановления Правительства РФ N 1498 от 26.12.2016, вступивших в законную силу с 01.01.2017, касающихся применения повышающих коэффициентов, и на основании этого сделал ошибочный вывод о получении ресурсоснабжающей организацией дополнительного дохода от применения повышающих коэффициентов для возмещения выпадающих доходов. По убеждению истца суд безосновательно определил существующую задолженность ответчика перед истцом по субсидии по заявке за декабрь 2016 года в общем размере 16 742 134 руб. 60 коп. как штрафные санкции, начисленные истцом потребителям, несанкционированно подключившим своё оборудование к инженерным системам в течение всего 2016 года.
От Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, оценив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит основания для изменения или отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, АО "Салехардэнерго", являясь на территории муниципального образования город Салехард гарантирующим поставщиком электрической энергии, единой теплоснабжающей организацией и гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, осуществляет деятельность по продаже коммунальных услуг (электроэнергия, тепловая энергия, холодная воды) потребителям муниципального образования.
В законе Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2014 N 107-ЗАО определён перечень потребителей коммунальных услуг, которым предоставлено право на льготы.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.01.2015 N 94-П утверждён Порядок предоставления субсидий из окружного бюджета на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям.
Во исполнение постановления N 94-П от 29.01.2015 сторонам заключено соглашение N 6 от 04.02.2016, предметом которого является предоставление субсидий в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих в связи с установлением уполномоченным органом льготных тарифов для получателя на уровне, не обеспечивающем возмещение его издержек по следующим видам коммунальных услуг: электрическая энергия, тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Путем подписания дополнительных соглашений N 1 от 28.07.2016, N 2 от 31.10.2016, N 3 от 19.12.2016 стороны определили размер выделяемой субсидии на 2016 год в размере 1 511 794 000 руб., в том числе по электроэнергии, тепловой энергии, поставленной холодной и горячей воде, отводимым сточным водам.
Истец пояснил, что им выполнены предусмотренные Порядком N 94-П требования, сформированы и направлены в адрес ответчика заявки на возмещение 1525330137 руб. 58 коп, в отношении которых от Департамента претензии не поступали, в то время как фактически ответчик перечислил истцу по итогам 2016 года денежные средства в размере 1 508 588 002 руб. 98 коп.
В связи с этим истец предъявил к ответчику требование возместить за декабрь 2016 года денежные средства в сумме 16 742 134 руб. 60 коп., которые фактически составляет разницу между потреблением ресурсов путём несанкционированного подключения (23 548 801 руб. 39 коп.) и начислениями гражданам к оплате по льготному тарифу (8 031 866 руб. 82 коп.).
Направленная истцом претензия исх. N 575а от 16.06.2017 в указанной части требований оставлена ответчиком без удовлетворения.
Наличие неоплаченной задолженности явилось причиной обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказ в удовлетворении исковых требований послужил поводом для подачи истцом апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учёл следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
В соответствии со статьей 1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2014 N 107-ЗАО "Об установлении отдельных категорий потребителей коммунальных ресурсов, имеющих право на льготы, компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям и прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса" настоящим Законом устанавливаются отдельные категории потребителей коммунальных ресурсов, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот, порядок компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям в Ямало-Ненецком автономном округе.
Льготные тарифы - тарифы на коммунальные ресурсы, установленные для ресурсоснабжающих организаций исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов, надбавок) на товары (услуги) (далее - исполнительный орган) на уровне, не обеспечивающем возмещение издержек ресурсоснабжающих организаций (пункт 2 статьи 2 Закона N 107-ЗАО).
Выпадающие доходы ресурсоснабжающих организаций - убытки, возникающие в связи с установлением исполнительным органом льготных тарифов для ресурсоснабжающих организаций (пункт 3 статьи 2 Закона N 107-ЗАО). Выпадающие доходы для ресурсоснабжающей организации определяются как сумма выпадающих доходов по каждому виду коммунального ресурса, продаваемого отдельным категориям потребителей коммунальных ресурсов, имеющих в соответствии с настоящим Законом право на льготы.
Согласно статье 3 Закона N 107-ЗАО к отдельным категориям потребителей коммунальных ресурсов, имеющим в соответствии с настоящим Законом право на льготы, относятся:
- управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, приобретающие коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг на индивидуальные и общедомовые нужды гражданам, проживающим в жилых помещениях муниципального и государственного жилищного фонда, а также в жилых помещениях в многоквартирных домах, находящихся в их собственности (абзац 2 части 1 статьи 3);
- граждане, проживающие в жилых помещениях муниципального и государственного жилищного фонда, а также в жилых помещениях в многоквартирных домах, в жилых домах, домовладениях, находящихся в их собственности, и не предназначенных для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, приобретающие коммунальные ресурсы в целях потребления коммунальных услуг на индивидуальные и общедомовые нужды (абзац 3 части 1).
Компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям предоставляется в виде субсидии (пункт 2 статьи 5 Закона N 107-ЗАО).
Предоставляемая субсидия носит компенсационный характер и направлена на возмещение экономических потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей.
Порядок предоставления субсидии в целях компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, критерии отбора получателей субсидии, условия и порядок возврата субсидии устанавливаются постановлением Правительства автономного округа.
В соответствии со статьёй 6 Закона N 107-ЗАО финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств окружного бюджета в соответствии с законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В спорный период на территории Ямало-Ненецкого автономного округа действовал Порядок предоставления субсидий из окружного бюджета на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, утверждённый постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.01.2015 N 94-П (далее - Порядок N94-П).
В пункте 1.5 Порядка N 94-П указано, что предоставление субсидий осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидий, заключенным между уполномоченным органом и ресурсоснабжающей организацией (получателем субсидии).
С целью возмещения выпадающих доходов ресурсоснабжающей организацией АО "Салехардэнерго" и Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа подписано соглашение N 6 о предоставлении субсидии от 04.02.2016 в редакции дополнительных соглашений 1 от 28.07.2016, N 2 от 31.10.2016, N 3 от 19.12.2016.
В рамках указанного Соглашения N 6 от 04.02.2016 с учётом подписанных доп. соглашений определены условия, порядок и размер предоставления субсидии на каждый вид коммунальных ресурсов.
В соответствии со статьёй 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 5.8 Порядка N 94-П указано, что ежемесячный объём заявленных ресурсоснабжающей организацией субсидий на каждый вид коммунального ресурса рассчитывается как произведение разницы тарифа на коммунальный ресурс для потребителя (без учёта НДС) и льготным тарифом, установленным для ресурсоснабжающей организации на текущий финансовый год, и фактическим объёмом продажи коммунальных ресурсов. Фактический объём продаж коммунальных ресурсов определяется ежемесячно исходя из показаний приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Из буквального толкования названных норм следует, что размер платы за коммунальные услуги и фактический объём продажи коммунальных ресурсов определяются исходя из показаний приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов коммунальных услуг.
При этом данные положения не предусматривают возможность определения фактического объёма исходя из расчёта объёмов коммунальных ресурсов, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования.
Об этом свидетельствуют и впоследствии внесённые в пункт 5.8 Порядка N 94-П изменения, вступившие в силу в 2017 году, согласно которым фактический объем продажи коммунальных ресурсов определяется ежемесячно в соответствии с действующим законодательством исходя из показаний приборов учета или нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и не содержит объемы коммунальных ресурсов при несанкционированном подключении потребителя к внутридомовым инженерным системам, а также объемы коммунальных ресурсов, определенные с учетом повышающих коэффициентов.
Соответственно, из утверждённого постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Порядка N 94-П не следует, что недобросовестные собственники жилых помещений могут иметь преференции перед добросовестными.
В соглашении N 6 от 04.02.2016 также не содержится положений о возможности уплаты субсидии в случае безучетного потребления гражданами коммунальных ресурсов.
Поскольку материалами дела установлено несанкционированное подключение граждан к сетям истца, что заявитель жалобы не отрицает, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о производстве расчёта подлежащих возмещению субсидий без учёта объёмов коммунальных ресурсов, полученных в период несанкционированной врезки к внутридомовым инженерным системам.
Пункт 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), предусматривает, что при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан незамедлительно устранить (демонтировать) такое несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Из содержания пункта 62 Правил N 354 следует вывод об установлении в нём механизма доначисления платы потребителям многоквартирных жилых домов в случаях потребления энергоресурсов с нарушением установленного порядка подключения оборудования потребителя, который по своей правовой природе, вопреки ошибочным доводам истца, является мерой ответственности потребителя, на что обоснованно обратил внимание суд первой инстанции.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплаченной государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на её подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 2017 года по делу N А81-5802/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Ю.М. Солодкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.