г. Саратов |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А12-26224/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Телегиной Т.Н., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления муниципальным имуществом администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 4 декабря 2017 года по делу N А12-26224/2017 (судья Н.А. Першакова)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лада дом" (ОГРН 1143435001951, ИНН 3435311173)
к управлению муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1023402012589 ИНН 3435110029), управлению финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435111199, ОГРН 1093435006411)
о взыскании задолженности,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Лада дом" - Куруогла А.А. по доверенности от 09.01.2018, в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лада дом" (далее - истец, ООО "Лада дом") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Управлению муниципального имущества администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - ответчик, УМИ г.Волжского) о взыскании солидарно с УМИ г. Волжского и Управления финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области 1161246,12 руб., из которых: 331211,72 руб. - задолженность за услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по нежилым помещениям, не вошедшим в контракты от 19.04.2016 N 07-К/2016 и от 01.08.2016 N 10-К/2016 о внесении платежей за содержание помещений в МКД и коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды на 1, 3-4 квартал 2016 г.; 183823,45 руб. - задолженность за услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах по нежилым муниципальным помещениям, арендаторами которых не заключены договора на содержание общего имущества многоквартирных домов; 320717,35 руб. - задолженность за услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах по нежилым помещениям, на арендаторов которых не возложена обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов; 40082,42 руб. - задолженность за услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах по жилым помещениям принадлежащим муниципалитету, свободным от социального найма; 24488,19 руб. - задолженность за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по решению суда от 11.07.2016 по жилому помещению ул. Пушкина, д.58 кв. 106; 236343,99 руб. - пени за несвоевременную и (или) не полное внесение платы за жилые (нежилые) помещения и коммунальные услуги; - 212 рублей - почтовые расходы, понесенные в связи с отправкой досудебной претензии; 24367 руб. - расходы на оплату госпошлины.
Определением суда от 10.08.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: управление финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Определением суда от 02.10.2017 исключено из числа третьих лиц по делу и привлечено к участию в деле в качестве соответчика управление финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил исковые требования в связи с произведенным перерасчетом в части требования о взыскании задолженности за услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах по нежилым помещениям, на арендаторов которых не возложена обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов до суммы 309365,93 руб., в части требования о взыскании пени до 236297,24 руб. В остальной части требования остались неизменны. Уменьшение иска принято судом, поскольку данное заявление не противоречит положениям статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 4 декабря 2017 года по делу N А12-26224/2017 с УМИ администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в пользу ООО "Лада дом" взыскана 331211 рублей 72 коп. - задолженность за услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по нежилым помещениям, не вошедшим в контракты от 19.04.2016 N 07-К/2016 и от 01.08.2016 N 10-К/2016 о внесении платежей за содержание помещений в МКД и коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды на 1, 3-4 квартал 2016 года; 183823 рубля 45 коп. - задолженность за услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах по нежилым муниципальным помещениям, арендаторами которых не заключены договора на содержание общего имущества многоквартирных домов; 309365 рублей 93 коп. - задолженность за услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах по нежилым помещениям, на арендаторов которых не возложена обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов; 40082 рубля 42 коп. - задолженность за услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах по жилым помещениям принадлежащим муниципалитету, свободным от социального найма; 24488 рублей 19 коп. - задолженность за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по решению суда от 11.07.2016 по жилому помещению ул. Пушкина, д.58 кв. 106; 236297 рублей 24 коп. - пени за несвоевременную и (или) не полное внесение платы за жилые (нежилые) помещения и коммунальные услуги; 212 рублей - судебные издержки, понесенные в связи с отправкой досудебной претензии; и 24 253 рубля - расходы по оплате государственной пошлины. В удовлетворении требований к управлению финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области отказано. Возвращена ООО "Лада дом" из федерального бюджета государственная пошлина в размере 114 рублей.
УМИ г. Волжского с принятым судебным актом не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Решение суда просит отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела: управление считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, договорные правоотношения между сторонами отсутствовали, полагает, что надлежащим ответчиком является муниципальное образование как собственник спорного имущества, организация и содержание жилых помещений возложена на комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации.
Истец представил суду отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель истца в судебном заседании поддержал изложенные в нем доводы.
Представители ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, УМИ администрации городского округа - город Волжский на праве собственности принадлежат нежилые помещения, встроенные и встроено-пристроенные в многоквартирные дома, принадлежащие муниципалитету, нежилые помещения свободные от аренды либо арендаторами которых не заключены договоры (соглашения) на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (далее по тексту - МКД), а также незаселенные жилые помещения (в соответствии с прилагаемым истцом перечнем), которые с 01.04.2014 находятся в управлении (обслуживании) ООО "Лада Дом", действующего на основании договоров на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, и договоров управления МКД.
Указанные нежилые и жилые помещения являются встроенными в МКД, неотделимы от них и связаны с другими помещениями в домах общими конструктивными элементами и инженерными коммуникациями, соответственно, указанные нежилые и жилые помещения входят в состав МКД, перечисленных в перечне.
До 01.04.2014 управление указанными домами осуществлялось ООО "Жилищная управляющая компания". В результате реорганизации ООО "ЖУК", путем выделения, образовано общество с ограниченной ответственностью "Лада Дом". В соответствии с соглашением сторон и разделительным балансом права и обязанности, а также дебиторская задолженность ООО "ЖУК" по договорам на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, заключенным 01.09.2013 (далее по тексту - договоры НСУ), переданы в ООО "Лада Дом".
В отношении МКД, расположенного по адресу ул. Энгельса, д.38, по результатам проведенного 20.07.2015 общего собрания собственников МКД, определена с 01.08.2015 иная управляющая организация - ООО УК "ЖКХ Алдан" для управления данным МКД. Аналогичные изменения произошли в МКД, расположенных по адресам: ул. Молодежная, д.38 (с 01.07.2015 перешел в ООО УК "Спутник"); пр. Ленина, д. 80 (с 01.04.2015 перешел в ООО "Инвест").
Поскольку ответчик УМИ г. Волжского, являющийся собственником спорных нежилых помещений, ненадлежащим образом исполняет обязательства по уплате платежей по содержанию, ремонту и обслуживанию общего имущества в МКД, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что управление, являясь собственником нежилого помещения в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой по содержанию, ремонту и капитальному ремонту общего имущества жилого дома, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 31 мая 2005 года N 6-П, "право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника, что само по себе не может нарушать конституционные права заявителя".
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В пункте 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, дано определение понятия "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) (п. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Отсутствие соответствующего договора с истцом не свидетельствует, что собственник нежилых помещений не обязан участвовать в содержании общего имущества многоквартирного дома, поскольку обязанность несения расходов по содержанию общего имущества возникает в силу закона, а не только из договора.
Факт принадлежности нежилого помещения управлению в спорный период подтверждается материалами дела, а потому довод апелляционной жалобы о возложении ответственности за неисполнение обязательств на муниципалитет или комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации несостоятелен.
Расчет истца судом проверен и признан неправильным, что апеллянтом не оспаривается.
Обязанность собственника по содержанию своего имущества установлена законом, обязательства по оплате за оказанные услуги возникают непосредственно из принадлежности ответчику жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах.
Отсутствие соответствующего договора с истцом не свидетельствует, что собственник нежилых помещений не обязан участвовать в содержании общего имущества многоквартирных домов.
В рассматриваемой ситуации, в отсутствие договора между истцом и ответчиком, заявленная истцом сумма основного долга правомерно расценена судом первой инстанции как неосновательное обогащение, сбережение ответчиком денежных средств за счет истца, которое он обязан возвратить в силу положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что УМИ г. Волжского не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется апелляционной коллегией судей по следующим обстоятельствам.
Судом установлено, что УМИ г. Волжского являлось собственником спорных нежилых помещений.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункт 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как указано в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 125, пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пп. 3 п. 1) и содержания муниципального жилищного фонда (пп. 6 п. 1).
В силу пункта 2 статьи 18 ФЗ-N 131 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об управлении муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, утвержденным постановлением администрации городского округа - город Волжский от 18.11.2014 N 8306 (далее - Положение от 18.11.2014 N 8306), УМИ г. Волжского является структурным подразделением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Таким образом, УМИ г. Волжского является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, смету, лицевые счета, открытые в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, печать, штампы, бланки со своим наименованием и другие реквизиты. УМИ г. Волжского может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 1.5. Положения от 18.11.2014 N 8306).
Также в соответствии с пунктом 4.48. Положения от 18.11.2014 N 8306 УМИ г. Волжского является главным распорядителем бюджетных средств согласно доведенным финансовым органом городского округа бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств; является администратором доходов местного бюджета и осуществляет в соответствии с действующим законодательством контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним (пункт 4.49. Положения от 18.11.2014 N 8306); осуществляет бюджетный учет финансово-хозяйственной деятельности Управления в соответствии с действующим законодательством (пункт 4.50. Положения от 18.11.2014 N 8306); составляет и ведет сводную бюджетную роспись расходов в соответствии с порядком, установленным финансовым органом городского округа (пункт 4.51. Положения от 18.11.2014 N 8306).
В соответствии с Бюджетным законодательством РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, в том числе о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственный органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту (пункт 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ).
Также УМИ г. Волжского в адрес управляющей организации не представлялось каких-либо документов, подтверждающих возложение обязанности по содержанию муниципального жилищного фонда на какое-либо иное лицо, следовательно, именно УМИ г. Волжского будет являться надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.
Из вышеуказанного следует, что на УМИ г. Волжского как на собственнике нежилых и жилых помещений в МКД лежит обязанность по содержанию принадлежащего ему на праве собственности имущества, в том числе по внесению платы за услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, независимо от наличия у него расходов на содержание помещений, находящихся в собственности. В связи с чем, содержание помещений, оплата потребляемых в них коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества МКД, не освобождает ответчика от бремени расходов на содержание общего имущества МКД, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Кроме этого, из анализа положений ст., ст. 210, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, п., п. 18, 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) следует, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание имущества, в том числе вносить плату за потребляемые коммунальные услуги (ресурсы), предоставленные на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Так, в связи с изменениями в жилищном законодательстве, вступившими в законную силу с 01.01.2017, в целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения, утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные ресурсы расходуемые при содержании общего имущества в объеме установленном исходя из норматива потребления действующего на 01.11.2016.
Поскольку норма части 9.2 статьи 156 ЖК РФ содержит указание на определение размера соответствующих расходов для граждан, Постановлением N 1498 предусматривается, что в указанных целях подлежат применению тарифы на холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, сточные воды, утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по категории потребителей "население".
Учитывая, что размер платы за содержание жилого помещения устанавливается в одинаковом размере для всех собственников помещений в многоквартирном доме, тарифы для населения применяются ко всему объему коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаемому в расчет размера платы за содержание жилого помещения.
Размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, определяется путем суммирования размера расходов по каждому виду коммунальных ресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого вида коммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на 1 квадратный метр площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме.
В указанных целях площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а для применения нормативов потребления холодной воды, горячей воды и отведения сточных вод в целях использования общего имущества - указанных в пункте 27 Приложения N 1 к Правилам N 306.
В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
При этом, учитывая требования пункта 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о том, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается на срок не менее чем один год, соответственно при первоначальном включении такой размер платы включается в объеме, установленном нормативом потребления, действующего на 01.11.2016.
Согласно правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно статьям 39, 67 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений и наниматели в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу указаний Закона, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед ресурсоснабжающей организацией по оплате затрат, вызванных общедомовыми нуждами.
На основании вышеуказанных норм законодательства и условий договоров, заключенных собственниками помещений многоквартирных домов, ООО "Лада Дом" как управляющей организации предоставлено право требования с собственников помещений многоквартирных домов затрат на коммунальные ресурсы, вызванных общедомовыми нуждами, а также затрат на коммунальные ресурсы, используемые при содержании общего имущества многоквартирных домов.
В 2016 году между УМИ г. Волжского и ООО "Лада дом" были заключены контракты от 19.04.2016 N 07-к/2016 и от 01.08.2006 N 10-К/2016 о внесении платежей за содержание помещений в МКД и коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды на 1, 3-4 квартал 2016 года на муниципальные нежилые помещения свободные от аренды, а также на муниципальные нежилые помещения, которые переданы в пользование иным лицам, но договором передачи имущества на пользователя не возложены обязанности по содержанию общего имущества и оплате коммунальных услуг, потребляемых на общедомовые нужды.
Как следует из представленной истцом переписки с УМИ г. Волжского, последнее уклонилось от заключения контракта о внесении платежей за содержание помещений в МКД и коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды на 2 квартал 2016 г., однако это не освобождает его как собственника спорных нежилых помещений от обязанности по внесению платы.
Кроме того, ответчик УМИ г. Волжского ненадлежащим образом исполняет обязательства по уплате платежей по содержанию, ремонту и обслуживанию общего имущества в МКД.
Согласно представленным истцом расчетам, по состоянию на 31.05.2017 у ответчика образовалась задолженность перед истцом по договорам на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также по договорам управления: - по нежилым помещениям, не вошедшим в контракты от 19.04.2016 N 07-К/2016 и от 01.08.2016 N 10-К/2016 о внесении платежей за содержание помещений в МКД.
Согласно представленным истцом расчетам, по состоянию на 31.05.2017 у ответчика образовалась задолженность перед истцом по договорам на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также по договорам управления: - по нежилым помещениям, не вошедшим в контракты от 19.04.2016 г. N 07-К/2016 и от 01.08.2016 N 10-К/2016 о внесении платежей за содержание помещений в МКД и коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды на 1, 3-4 квартал 2016 г. в размере 331211,72 руб.; - по нежилым муниципальным помещениям, арендаторами которых не заключены договоры на содержание общего имущества многоквартирных домов, в размере 183823,45 руб.; - по нежилым помещениям, на арендаторов которых не возложена обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов в размере 309365,93 руб.; - по жилым помещениям, принадлежащим муниципалитету, свободным от социального найма в размере 40082,42 руб.; - по решению суда от 11.07.2016 по жилому помещению ул. Пушкина, д.58 кв. 106 в размере 24 488,19 руб.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о взыскании с УМИ г. Волжского задолженности за услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах по нежилым помещениям, на арендаторов которых не возложена обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов в сумме 309365,93 руб.
Кроме того, истец заявил о взыскании 236297,24 руб. - пени за несвоевременную и (или) неполное внесение платы за жилые (нежилые) помещения и коммунальные услуги.
За спорный период размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах был утвержден органом местного самоуправления и договорами на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также по договорам управления с приложениями к ним.
Исходя из положения пункта 4.10 договоров на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, а также пункта 4.7 договоров управления, собственники помещений в МКД не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, должны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, и плату за коммунальные услуги.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако установленные рассматриваемой статьей правила распространяются лишь на отношения, возникающие по поводу жилых помещений. Вместе с тем в многоквартирных домах наряду с жилыми помещениями существуют и нежилые помещения, которые могут принадлежать отдельным физическим и юридическим лицам. Обязанность собственников оплачивать расходы на содержание и ремонт принадлежащих им помещений (как жилых, так и нежилых) вытекает из существа отношений собственности, а обязанность по оплате собственниками помещений в МКД расходов на содержание и ремонт общего имущества в данном доме установлены статьей 39, пунктом 5 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из указанного следует, что при разрешении споров относительно момента возникновения у собственников нежилых помещений в многоквартирных домах обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также несение ответственности за неисполнение, и (или) ненадлежащее исполнение данной обязанности, необходимо применять рассмотренную выше норму с учетом требований части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (аналогия закона) и считать моментом возникновения указанной обязанности, момент возникновения права собственности на нежилое помещение в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена.
Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму - неустойку. При этом по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Соответственно, исходя из указанных положений, с УМИ г. Волжского подлежат взысканию пени за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилые (нежилые) помещения и коммунальные услуги, которые согласно представленному истцом расчету составляют в сумме 236297,24 руб.
УМИ г. Волжского контррасчет неустойки в материалы дела не представлен. Суд полагает возможным взыскать пени в заявленной сумме.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности взыскания судом 236297 рублей 24 коп. - пени за несвоевременную и (или) не полное внесение платы за жилые (нежилые) помещения и коммунальные услуги.
В части отказа в удовлетворении исковых требований решение суда не оспаривается. Оснований для переоценки указанных требований у суда нет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют. Апелляционную жалобу УМИ г. Волжского следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 4 декабря 2017 года по делу N А12-26224/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
Т.Н. Телегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.