Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25 апреля 2018 г. N Ф09-2024/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А34-12484/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 28.11.2017 по делу N А34-12484/2017 (судья Петрова И.Г.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее- заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лебедьавто" (далее-общество, ООО "Лебедьавто", заинтересованное лицо) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в размере 500 рублей за отчётный период август 2016 года.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 28.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Управление (далее также податель жалобы, апеллянт) обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что действующим законодательством об индивидуальном персонифицированном учете не установлен срок для обращения территориальных органов Пенсионного фонда в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций. Полагает, что в данном случае срок обращения органов пенсионного фонда не устанавливается нормами налогового законодательства, ввиду действия Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена проверка по вопросу представления обществом индивидуальных сведений в срок, установленный Законом N 27-ФЗ.
По результатам проверки Пенсионным фондом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.12.2016 (л.д. 10).
01.03.2017 Управлением ПФР вынесено решение N 055S19170000288 о привлечении должника к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, за август 2016 г. в виде штрафа в размере 500 руб. (л.д.12). Основанием для вынесения указанного решения послужило то, что общество не представило в законодательно установленный срок (не позднее 12.09.2016) сведения по форме СЗВ-М в отношении одного застрахованного лица за отчетный период - август 2016 года. Сведения представлены страхователем 15.09.2016.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлено требование от 23.03.2017 N 055S01170126861 со сроком исполнения до 11.04.2017 (л.д. 14).
В связи с тем, что сумма штрафа в добровольном порядке обществом уплачена не была, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с должника штрафа в принудительном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления штрафа, а также о том, что Управлением пропущен срок обращения в суд с требованием о взыскании штрафных санкций, установленный нормами налогового законодательства.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ, действовавшей в рассматриваемый период, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3)идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена ст. 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, Управлением установлено, что страхователь представил сведения в отношении 1 застрахованного лица за август 2016 года с нарушением установленного законом срока, а именно 13.09.2016. В связи с указанным в отношении общества вынесено решение о привлечении ООО "Лебедьавто" к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности на момент вынесения решения от 01.03.2017, суд апелляционной инстанции находит верными и не подлежащими переоценке, ввиду нижеследующего.
Редакция пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, согласно которой сведения о застрахованных лицах подлежат представлению страхователем не позднее 10-ого числа месяца, следующего за отчетным, подлежала применению в период с 01.04.2016 до 01.01.2017. Однако Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ в указанную норму внесены изменения, и в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в новой редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь представляет рассматриваемые сведения ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, с 01.01.2017 отменена обязанность страхователей представлять отчетность в срок не позднее 10-го числа календарного месяца, следующего за отчетным. Такая отчетность может быть представлена ими в любой следующий день, но не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Как верно указано судом первой инстанции, в силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Устранение ответственности за публично-правовое правонарушение имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 34 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"").
Как установлено судом, необходимая отчетность представлена страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации 13.09.2016.
Поскольку к моменту принятия решения органом Пенсионного фонда событие оспариваемого правонарушения было изменено принятием нового закона, суд первой инстанции правомерно сделал вывод об отсутствии оснований для взыскания с общества штрафа.
Данный вывод подтверждается также позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 N 15230/11.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено частью 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
В пункте 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П также указано, что императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Судом первой инстанции в оспариваемом решении также изложен вывод, согласно которому Управлением в отсутствие уважительных причин пропущен срок обращения в суд с требованиями о взыскании штрафных санкций.
В абзаце 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом соответствующий порядок Законом N 27-ФЗ не установлен.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. до 01.01.2017) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежали применению сроки, установленные Законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее- Закон N 212-ФЗ), как регулирующие сходные правоотношения.
В соответствии с частью 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ заявление могло быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Закон N 212-ФЗ, как ранее указывалось, с 01.01.2017 утратил силу, в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Вместе с тем, согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, на основании изложенных норм права, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что в настоящее время к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. В данной связи подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что Законом N 27-ФЗ конкретные сроки обращения органа Пенсионного фонда в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций не установлены, вследствие чего сроки обращения с настоящим заявлением Управлением не пропущены.
Как следует из требования от 23.03.2017 N 055S01170126861 страхователю надлежало уплатить финансовые санкции в срок до 11.04.2017. С рассматриваемым заявлением заявитель обратился в Арбитражный суд 31.10.2017 (согласно штампу Арбитражного суда Курганской области), то есть с пропуском шестимесячного срока на подачу такого заявления. Судом первой инстанции также верно установлено, что основания для восстановления пропущенного процессуального срока на обращение в суд с требованием о взыскании штрафных санкций отсутствуют.
Таким образом, судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Пенсионного фонда в г. Кургане Курганской области (межрайонное) освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 28.11.2017 по делу N А34-12484/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.