г. Пермь |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А60-52672/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Васевой Е.Е., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.
при участии:
от заявителя акционерного общества "Транснефть-Сибирь" (ИНН 7201000726, ОГРН 1027200789220): Шупик Б.В. по доверенности от 11.12.2017;
от заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273, ОГРН 1106670035834): не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя акционерного общества "Транснефть-Сибирь"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 ноября 2017 года по делу N А60-52672/2017,
принятое судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Сибирь"
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области
о об отмене постановления о назначении административного наказания и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
установил:
Акционерное общество "Транснефть - Сибирь" (далее - заявитель, АО "Транснефть-Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об отмене постановления Департамента лесного хозяйства Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 05.09.2017 N 712 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей, а также об отмене представления от 05.09.2017 N 712 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.11.2017 заявленные требования удовлетворены частично; представление Департамента лесного хозяйства Свердловской области об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.09.2017 N 712 в части выводов о нарушении АО "Транснефть-Сибирь" п. 3.4.1, п. 3.4.4 договора аренды лесного участка N 11/15-з от 27.02.2015 признано недействительным. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО "Транснефть-Сибирь" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Из содержания апелляционной жалобы следует, что заявитель не согласен с решением суда первой инстанции, в которой отказано в удовлетворении заявленных им требований. В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что АО "Транснефть-Сибирь" принимало меры по соблюдению условий договора аренды, при этом ссылается на то, что рекультивация проведена; лесной участок не был передан по акту приема-передачи после прекращения действия договора в связи с тем, что Департаментом лесного хозяйства Свердловской области необоснованно отказано в переоформлении договора аренды в целях эксплуатации магистрального нефтепровода. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал данные доводы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем АО "Транснефть-Сибирь" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к дополнениям по апелляционной жалобе, поступивших через систему "Мой арбитр" (копия письма Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 11.01.2017 N 24-08-15/107 о согласовании проектной документации, письма АО "Транснефть-Сибирь" от 26.12.2017 N ТСИБ-08-08-0801380-26-60672 о расторжении договоров аренды в связи с возвратом лесных участков, письма АО "Транснефть-Сибирь" от 31.10.2017 N ТСИБ-08-0801380-26/49306, акт приема-передачи от 01.11.2017 N 2 рекультивированных земель, акт приема-передачи от 01.11.2017 N 2 освидетельствования рекультивированных земель). Данное ходатайство судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворено на основании ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Департамент лесного хозяйства Свердловской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. При этом доводов относительно той части решения суда первой инстанции, в которой представление Департамента лесного хозяйства Свердловской области об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.09.2017 N 712 в части выводов о нарушении АО "Транснефть-Сибирь" п. 3.4.1, п. 3.4.4 договора аренды лесного участка N 11/15-з от 27.02.2015 признано недействительным, заинтересованным лицом в отзыве на апелляционную жалобу не приведено.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направило, что на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие его представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между Министерством природных ресурсов Свердловской области и АО "Транснефть-Сибирь" был заключен договор аренды лесного участка N 11/15-з от 27.02.2015 сроком на 11 месяцев (27.02.2015-26.01.2016). По договору арендатору передан лесной участок площадью 415520 кв. м, состоящий из следующих частей:
- земельный (лесной) участок с учетным номером 60 площадью 332110 кв.м., земельный участок с кадастровым номером 66:09:0000000:143, расположенный на территории городского округа Верхотурский, на землях лесного фонда, включенных в границы Верхотурского лесничества;
- земельный (лесной) участок с учетным номером 1 площадью 83410 кв.м., сформированный на земельном участке с кадастровым номером 66:09:0000000:239, расположенный на территории городского округа Верхотурский, на землях лесного фонда, включенных в границы Верхотурского лесничества;
Указанный лесной участок расположен в границах Верхотурского лесничества в кварталах 143 (часть выдела 9), 155 (части выделов 6, 7, 8, 9, 19, 20, 27), 156 (части выделов 1, 23), 179 (части выделов 7,8, 22, 25, 39, 41, 48, 58), 207 (части выделов 2,5, 14, 15, 22, 37), 219 (части выделов 17, 27), 233 (части выделов 8, 20, 42,45), 247 (части выделов 2, 3, 4, 12, 21) Ступинского участка Ступинского участкового лесничества; кварталы 8 (части выделов 6, 7, 10, 12, 13, 14, 16, 29,30, 43, 44,45,52,53,58,60) 11 (часть выдела 37) урочища МУП Агролесхоз Верхотурского участкового лесничества; кварталы 42 (части выделов 1,8,10,11,13,14,19,27) 43 (части выделов 2,3,4,7,12), 47 (части выделов 1,5,6,11,14,22,23), 54 (части выделов 8, 11,14,20), 63 (части выделов 16,21), 77 (часть выдела 17), 86 (части выделов 18,19,20,21), 87 (части выделов 1,3,4,5,25), 96 (части выделов 3,4,10,11,25), 97 (части выделов 1,3,4,5,25) Верхотурсокго участка Ступинского участкового лесничества.
Лесной участок предоставлен для реконструкции линейного объекта "реконтрукция участков магистрального нефтепровода "Сургут-Полоцк" 837 км - 901 км, 901 км - 958 км в части расширения вдольтрассового проезда на участках 893 км -910 км, 911 км - 912 км, 913 км - 914 км, 915 км - 916 км Ураское УМН"
Дополнительным соглашением от 16.02.2016 к договору аренды лесного участка от 27.02.2015 N 11/15-з, заключенным между Департаментом лесного хозяйства Свердловской области и АО "Транснефть-Сибирь", продлен срок действия договора до 25.12.2016. В остальной части договор оставлен без изменений.
Договором аренды предусмотрены следующие обязанности арендатора:
п. 3.4.1: арендатор лесного участка обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными актами и настоящим договором;
п. 3.4.4: арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию;
п. 3.4.10: арендатор обязан при прекращении действия договора произвести рекультивацию используемого земельного участка в сроки и в соответствии с проектом рекультивации лесного участка и проектом освоения лесов;
п. 3.4.11: арендатор обязан в случае прекращения договора аренды передать лесной участок арендодателю по акту приема-передачи в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения использования.
Административным органом сделаны выводы о том, что в нарушение условий договора аренды лесного участка АО "Транснефть-Сибирь" продолжает использовать лесной участок за пределами срока действия договора аренды лесного участка, при этом не приняты меры по передаче лесного участка по акту приема-передачи и по проведению рекультивации.
В связи с чем Департаментом лесного хозяйства Свердловской области в отношении АО "Транснефть-Сибирь" составлен протокол от 18.08.2017 N 712 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ; и по результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление от 05.09.2017 N 712 о привлечении АО "Транснефть-Сибирь" к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Департаментом лесного хозяйства Свердловской области в адрес АО "Транснефть-Сибирь" выдано представление от 05.09.2017 N 712 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением о привлечении к административной ответственности и представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, АО "Транснефть-Сибирь" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об обоснованности выводов административного органа относительно нарушений лесного законодательства, указанных в постановлении о назначении административного наказания и в представлении об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в части касающейся нарушения п. 3.4.10, п. 3.4.11 договора аренды лесного участка.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Согласно п. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 данного Кодекса.
В ч. 6 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.
Как указано судом выше, в соответствии с п. 1.1, п. 1.4 договора от 27.02.2015 N 11/15-з АО "Транснефть-Сибирь" предоставлен на праве аренды лесной участок площадью 415520 кв.м для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (реконструкция линейного объекта "Реконструкция участков магистрального нефтепровода "Сургут - Полоцк") с правом рубки лесных насаждений в объеме, предусмотренном Приложением N 2 к договору.
Договором аренды предусмотрены следующие обязанности арендатора:
п. 3.4.1: арендатор лесного участка обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными актами и настоящим договором;
п. 3.4.4: арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию;
п. 3.4.10: арендатор обязан при прекращении действия договора произвести рекультивацию используемого земельного участка в сроки и в соответствии с проектом рекультивации лесного участка и проектом освоения лесов;
п. 3.4.11: арендатор обязан в случае прекращения договора аренды передать лесной участок арендодателю по акту приема-передачи в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения использования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что факт нарушения условий договора в части п. 3.4.1, п. 3.4.4 материалами дела не подтверждается, поскольку административным органом не представлено доказательств, что лесной участок используется заявителем не в соответствии с целью, указанной в п. 1.4 договора и приложении N 3 к договору; также в судебном заседании заявителем представлены лесные декларации, направленные им в уполномоченный орган в период действия договора.
Между тем судом установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что АО "Транснефть-Сибирь" после истечения срока действия договора работы по рекультивации не проведены, лесной участок арендодателю по акту не передан.
Доводы заявителя о том, что АО "Транснефть-Сибирь" рекультивация проведена в сентябре 2016 года, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку соответствующих доказательств в материалы дела не представлено, при этом ссылки заявителя на разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 06.09.2016 судом не принимаются, поскольку из содержания данного документа не следует, что проведена рекультивация лесного участка в порядке, предусмотренном Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", и в соответствии с проектом рекультивации лесного участка и проектом освоения лесов. Кроме того, из представленных представителем АО "Транснефть-Сибирь" документов: письма АО "Транснефть-Сибирь" от 31.10.2017 N ТСИБ-08-0801380-26/49306, акта освидетельствования рекультивированных земель от 01.11.2017, акта приема-передачи рекультивированных земель от 01.11.2017, следует, что на момент рассмотрения материалов административного производства и вынесения оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности от 18.08.2017 рекультивация не была проведена; лесной участок по акту не передан, что свидетельствует о нарушении АО "Транснефть-Сибирь" условий п. 3.4.10, п. 3.4.11 договор аренды лесного участка N 11/15-з от 27.02.2015 и, соответственно, о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доводы заявителя об отсутствии вины, со ссылкой на то, что АО "Транснефть-Сибирь" принимало меры по соблюдению условий договора аренды, лесной участок не был передан по акту приема-передачи после прекращения действия договора в связи с тем, что Департаментом лесного хозяйства Свердловской области необоснованно отказано в переоформлении договора аренды в целях эксплуатации магистрального нефтепровода, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку, как указано выше, заявителю вменяется нарушение, выразившееся в том, что после истечения срока действия договора лесного участка N 11/15-з от 27.02.2015 работы по рекультивации не проведены, лесной участок арендодателю по акту не передан.
Доказательств своевременного принятия АО "Транснефть-Сибирь" всех зависящих от него мер по выполнению данных условий договора аренды лесного участка в материалах дела не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о незаконности отказа Департамента лесного хозяйства Свердловской области в перезаключении договора аренды в целях эксплуатации магистрального нефтепровода, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не являются предметом рассмотрения по данному делу.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, является правильным.
Существенных процессуальных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении АО "Транснефть-Сибирь" извещено надлежащим образом. Протокол об административном правонарушении от 18.08.2017 составлен в присутствии представителя АО "Транснефть-Сибирь" Волковой Е.В., действующей на основании доверенности от 15.08.2017; постановление о назначении административного наказания от 05.09.2017 вынесено в присутствии представителя АО "Транснефть-Сибирь" Серебренниковой Е.В., действующей на основании доверенности от 28.08.2017.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области природопользования.
Наказание соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ. При этом правовые основания для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1, ст. 3.4 КоАП РФ отсутствуют, поскольку информация о АО "Транснефть-Сибирь" в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствует; доказательств, свидетельствующих о том, что АО "Транснефть-Сибирь" является субъектом малого или среднего предпринимательства, в материалы дела не представлено. Оснований для назначения наказания ниже низшего предела санкции в порядке ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ также не имеется, поскольку каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судом не установлено; соответствующих доказательств в материалы дела не представлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для признания правонарушения малозначительным и для применения ст. 2.9 КоАП РФ, отсутствуют.
В ст. 29.13 КоАП РФ предусмотрено, что орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В п. 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушения" разъяснено, что предусмотренные ст. 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с оспариваемым представлением Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 05.09.2017 N 712 АО "Транснефть-Сибирь" обязано принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а именно, устранить нарушения, выявленные в ходе проверки.
Как указано судом выше, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что факт нарушения условий договора в части п. 3.4.1, п. 3.4.4 материалами дела не подтверждается, поскольку административным органом не представлено доказательств, что лесной участок используется заявителем не в соответствии с целью, указанной в п. 1.4 договора и приложении N 3 к договору; также в судебном заседании заявителем представлены лесные декларации, направленные им в уполномоченный орган в период действия договора. В связи с чем суд первой инстанции признал необоснованным оспариваемое представление в указанной части.
Между тем данное обстоятельство не свидетельствует о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления от 05.09.2017 N 712 о привлечении АО "Транснефть-Сибирь" к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей, поскольку состав вменяемого административного правонарушения, выразившегося в нарушении условий договора аренды лесного участка, а именно, в том что АО "Транснефть-Сибирь" после истечения срока действия договора работы по рекультивации не проведены, лесной участок арендодателю по акту не передан, установлен. Соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 ноября 2017 года по делу N А60-52672/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.