г. Пермь |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А71-8398/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Зелениной Т.Л., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Некрасовой А.С.,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "Автовокзалы Удмуртии",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 ноября 2017 года
по делу N А71-8398/2017,
принятое судьей Зориной Н.Г.,
по заявлению акционерного общества "Автовокзалы Удмуртии" (ОГРН1061832016795, ИНН 1835074340)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Межмуниципальному отделу по Воткинскому и Шарканскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике
о признании недействительным предписания,
установил:
Акционерное общество "Автовокзалы Удмуртии" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - управление) и Межмуниципальному отделу по Воткинскому и Шарканскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - отдел) о признании недействительным предписания от 20.02.2017 (с учетом уточнения требований, заявленных в порядке ст. 49 АПК РФ, и принятых судом к рассмотрению).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что передача части земельного участка в аренду, составляющего 0,65% от его общей площади, не может рассматриваться как нецелевое использование всего земельного участка. По условиям заключенного договора, обязанность получения всех необходимых согласований, разрешений и т.д. лежит на арендаторе - ООО "Рубер", за действия которого общество не может нести ответственность. По мнению заявителя, данное условие исключает ответственность заявителя за возможное нецелевое использование переданной в аренду части земельного участка. Действующее законодательство не содержит ограничений на осуществление торговой деятельности на территории автовокзалов и автостанций - более того, такая торговая деятельность направлена на обеспечение возможных нужд пассажиров.
Управление на апелляционную жалобу представило письменный отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:27:030306:530, с разрешенным использованием: для эксплуатации автовокзала, площадью 6067 кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Орджоникидзе.
На основании распоряжения от 19.01.2017 N Р/12 государственным инспектором г.Воткинска, Воткинского и Шарканского районов по использованию и охране земель в отношении общества проведена плановая выездная проверка.
В результате проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 18:27:030306:530, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование участка - для эксплуатации автовокзала, площадь 6067 кв.м, статус - учтенный, площадь учтенная, расположены: здание автовокзала, в восточной части земельного участка расположен металлический вагончик с надписью "Русский фейерверк", на момент проверки вагончик был закрыт, в западной части земельного участка расположен торговый павильон с вывеской у входа "Дарина" и режимом работы на входных дверях, на момент проверки павильон работал, велась торговля, что подтверждается фототаблицей от 20.02.2017. Ограждение земельного участка отсутствует. По результатам обмера по краю торгового павильона вычислительная площадь используемого земельного участка оказалась равной примерно 46 кв.м. В ходе проверки представителем общества представлена копия договора аренды части земельного участка площадью 40 кв.м от 10.01.2017 N 02/17А, заключенного с ООО "Рубер", для осуществления коммерческой деятельности.
По результатам проверки государственным инспектором г.Воткинска, Воткинского и Шарканского районов по использованию и охране земель составлен акт проверки от 20.02.2017, которым установлено, что общество в нарушение ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использует часть земельного участка (площадью 46 кв.м.) с кадастровым номером 18:27:030306:530 с нарушением разрешенного использования (л.д. 89-93).
20.02.2017 обществу выдано предписание об устранении указанного нарушения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 21.08.2017 (л.д. 85-86).
20.03.2017 в управление поступило возражение от общества на акт проверки от 20.02.2017 и предписание от 20.02.2017 об устранении выявленных нарушения земельного законодательства (л.д. 81 -82).
По результатам рассмотрения возражения на основании пп. 1 п. 147 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 486, действия государственного инспектора по Воткинскому и Шарканскому районам по использованию и охране земель были признаны соответствующими требованиям действующего законодательства, о чем заявителю было сообщено в письме от 19.04.2017 N 10-39/1433 (л.д. 79-80).
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель фактически использует часть земельного участка для передачи другому лицу, осуществляющему торговую деятельность, для целей размещения павильона по продаже обуви не в соответствии с его разрешенным использованием "для эксплуатации автовокзала", без внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, в силу чего обжалуемое предписание соответствует действующему законодательству.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).
Согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регламентируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее ГрК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
На основании п. 2 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно ст. 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В муниципальном образовании "Город Воткинск" систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Воткинск" на территориальные зоны и подзоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента устанавливают Правила.
Согласно п. 1 ст. 26 Правил зона делового, общественного и коммерческого назначения предназначена для преимущественного размещения объектов, выполняющих общественные, деловые, административные и коммерческие функции, формирует локальные городские центры для обслуживания населения. Перечень разрешенных и условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства, вспомогательных видов разрешенного использования представлен в таблице N 7 Правил (п. 5 ст. 26 Правил).
Согласно п. 27 таблицы N 7 Правил к вспомогательному виду разрешенного использования, допустимого совместно с основным - размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров; оборудование земельных участков для стоянок автомобильного транспорта, а также для размещения депо (устройства мест стоянок) автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту - относится размещение строений или помещений для охраны, не являющихся объектами капитального строительства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельному участку с кадастровым номером 18:27:030306:530 установлен вид разрешенного использования "для эксплуатации автовокзала".
В ходе проведенной Управлением Росреестра проверки соблюдения обществом требований земельного законодательства установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 18:27:030306:530 в западной части, расположен торговый павильон с вывеской у входа "Дарина" и режимом работы на входных дверях, на момент проверки павильон работал, велась торговля, что отражено в акте от 20.02.2017 и приложенных к нему фототаблицах, и не оспаривается сторонами. Оснований полагать, что указанный объект относится к зданиям и сооружениям, предназначенным для обслуживания пассажиров, не имеется.
Таким образом, является доказанным нарушение обществом статьи 42 ЗК РФ, выразившееся в использовании части земельного участка с кадастровым номером 18:27:030306:530 не в соответствии с его разрешенным использованием площадью, а для передачи в аренду иному лицу с целью осуществления торговой деятельности, ввиду чего предписание от 20.02.2017 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации является законным.
Сведения о том, что обществом внесены изменения в государственный кадастр недвижимости в установленном законом порядке об изменении вида разрешенного использования части земельного участка либо прекращено использование земельного участка не по назначению, в материалы дела не представлены.
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания в силу его принятия уполномоченным органом, в пределах установленной законом компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства, что в силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении требований заявителя.
По тем же основаниям отклоняется довод апеллянта о наличии у общества права на использование принадлежащего ему на праве собственности имущества, поскольку из взаимосвязанных положений п. 2 ст. 209 ГК РФ и ст. 7 ЗК РФ усмотрение собственника при реализации правомочий по владению и пользованию вещью ограничивается императивными требованиями земельного законодательства о целевом использовании земель.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 ноября 2017 года по делу N А71-8398/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.