г. Москва |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А40-74459/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Сазоновой Е.А.
Судей: А.М. Елоева, Л.А. Яремчук,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Р.А. Сасюком,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Товарищества собственников жилья "Родники 3"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2017 г.
по делу N А40-74459/17, принятое судьей Пуловой Л.В. (шифр судьи 10-676)
по иску Товарищества собственников жилья "Родники 3" (ОГРН 1085410008463, 630061, г. Новосибирск, ул. Гребенщикова, д. 9/1)
к 1.Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19);
2.Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, 672027, г. Чита, ул. Ленинградская, д. 100)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Орищенко В.Д. по доверенности от 21.06.2017,
от ответчика 1: Шкаранда Ю.А. по доверенности от 23.03.2017,
от ответчика 2: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Товарищество собственников жилья "Родники 3" с исковым заявлением к ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 г. по 31.03.2017 г. в размере 824 230,36 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.09.2014 г. по 11.04.2017 г. - 117 027,47 руб., а при недостаточности денежных средств у ответчика, задолженность и проценты взыскать с Министерства обороны РФ, с начислением процентов по день фактической уплаты, с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 октября 2017 года по делу N А40-74459/17 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истец поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика 1 в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя ответчика 2, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда города Москвы от 16 октября 2017 г. по делу N А40-74459/17 подлежит отмене, по следующим основаниям.
При исследовании материалов дела установлено, что Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ является собственником жилых помещений расположенных по адресам:
г.Новосибирск, ул.Гребенщикова, д.9, кв. 9, 21, 36, 101;
г.Новосибирск, ул.Гребенщикова, д.И, кв.4, 24, 44, 45, 48, 56. 64, 68, 69, 72.80.1 16; г.Новосибирск, ул.Гребенщикова, д.11/1, кв.12, 17, 25, 28, 29, 32, 36, 40, 44, 84. 97, 109, 113, 117, 136, 153;
г.Новосибирск, ул.Гребенщикова, д. 13, кв.5, 17, 21, 28, 61, 69, 93,104, 108, 140, 204. 212,216;
г.Новосибирск, ул.Гребенщикова, д. 15, кв.33, 41;
Новосибирск, ул.Гребенщикова, д.17, кв. 25, 40, 148, 160;
г.Новосибирск, ул.Краузе, д. 17, кв.45, 50, 65, 86, 90, 137, 143, 144, 149, 167, 191, 226, 241, 255, 266, 300, 313, 319, 343, 354, 360, 361, 366;
г.Новосибирск, ул.Тюленина, д. 19, кв.41, 44, 60, 68, 113, 132, 133, 136, 144, 148. 161, 165, 169, 181, 185, 193, 197,201,205,209.
Данные квартиры переданы в оперативное управление ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ.
В соответствие с положениями ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Положениями ч. 1, ст. 153. Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Положениями ст. 154 Жилищного кодекса РФ установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пп.2, п.2 установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:...2) взнос на капитальный ремонт;
Положениями п.1, ст. 155. Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем...
П.6. устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Положениями п.2, ст. 171 Жилищного кодекса РФ установлено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственниками жилья жилых домов входящих в состав ТСЖ "Родники 3" принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальных счетах открытых в Сбербанке России, для каждого дома открыт отдельный специальный счет.
В соответствие с положениями ч.ч.1,3, ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта в Новосибирской области утверждена постановлением Правительства Новосибирской области N 524-п от 27.11.2013 года "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2043 годы".
Обязанность по внесению платы за капитальный ремонт возникла у собственников жилья с 01.08.2014 г. по истечении восьми месяцев после опубликования региональной программы капитального ремонта Новосибирской области.
Постановлениями Правительства Новосибирской области от 28.04.2014 г. N 179-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Новосибирской области от 22.11.2013 г. N 512-п, от 10.10.2016 N 325-п установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области с 1 кв.м на единицу площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащем собственнику помещений, в месяц: на 2014 г. - 5,60 руб., на 2015 г. - 6,10 руб., на 2016 г. - 6,10 руб., на 2017 г. - 6,45
ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ свои обязанности по перечислению взносов за капитальный ремонт исполняет ненадлежащим образом. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что как следует из письма Департамента имущественных отношений на имя истца от 25.11.2015 г. N 141/42323, согласно выпискам из ЕГРП от 24.11.2015 г. жилые помещения в г. Гребенщикова, д.9, кв.21, д.11, кв.4,24,69,80, д.11/1, кв. 25,28,29,36,44,84,113,136,153, д.13, кв. 5,17,61,69,104,204, д.17, кв. 25,40,148, по ул. Краузе д. 17, кв. 86,90,143,144,149,191,241,255,266,313,319,343,354,366, по ул. Тюленина, д.19, кв. 68,113,132,144,181,185,193,197,201 находятся в собственности физических лиц.
Кроме этого, расчет задолженности за капитальный ремонт, представленный истцом, составлен непоквартирно, общие суммы не содержат расшифровок, пояснений, каким образом был составлен расчет, что не позволяет суду бесспорно установить правильность расчета.
Не представлено доказательств того, что указанные в расчете квартиры, действительно не были заселены в спорный период с 01.08.2014 г. по 31.03.2017 г.
Апелляционная коллегия признает данные выводы суда первой инстанции неправомерными и необоснованными, исходя из следующего.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно положениям ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Данные расходы состоят, в том числе, из расходов на текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств.
Согласно п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме сообразно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности, у нанимателя жилого помещения по договору найма с момента заключения такого договора.
В случае отсутствия заселенных в установленном порядке граждан в служебных квартирах, расходы на содержание данных квартир и коммунальные услуги несет собственник данного служебного жилья.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно материалам дела, исковые требования заявлены по факту не уплаты собственником жилых помещений Министерством обороны РФ взносов на капитальный ремонт, предусмотренного пп.2, п.2, ст. 154 Жилищного кодекса РФ.
На момент возникновения обязанности у собственника жилья по оплате взносов на капитальный ремонт, т.е. на 01.08.2014 г. все перечисленные в решении суда жилые помещения находились в собственности ответчика Министерства обороны РФ.
В последствии указанные жилые помещения были приватизированы и собственниками стали другие лица. С момента государственной регистрации права собственности обязанность по внесению платы на капитальный ремонт у Минобороны России отпала и выставление счетов истцом было прекращено.
В материалах дела представлен поквартирный расчет, в котором указаны сроки перехода права собственности от Минобороны России к другим собственникам.
Так, к материалам дела приложены сведения о задолженности по домам, поквартирно и по годам (приложение к исковому заявлению с N 21 по N 28).
Так, по кв.101 в доме N 9 по ул.Гребенщикова видно, что переход права собственности от Минобороны России к другому собственнику произошел 19.09.2014 г., соответственно начисление собственнику Министерству обороны РФ производилось в период с 01.08.2014 г. по 18.09.2014 г. и составило 141,40 руб. Далее обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт перешла к лицу ставшему собственником.
Кроме того, указано, что не представлено доказательств того, что указанные в расчете квартиры действительно не были заселены в спорный период с 01.08.2014 по 31.03.2017 г.
К исковому заявлению приложены копии выписок из ЕГРП на 94 листах и копии свидетельств о праве собственности на 51 листе (приложение N 29 и N 30).
Поскольку в силу статей 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями договора и требованиями закона и односторонний отказ от исполнения обязательств или их изменение не допустимы, и доказательств погашения образовавшейся задолженности ответчиком не представлено, апелляционная коллегия считает, что требование истца о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 г. по 31.03.2017 г. в размере 824 230,36 руб. законно, доказано и подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что со стороны ответчика имело место нарушение обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, в соответствии со ст. 395 ГК РФ, за период с 26.09.2014 г. по 11.04.2017 г. в размере 117 027,47 руб. и по день фактической уплаты, также подлежит удовлетворению.
Согласно п.5 ст.115 ГК РФ собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Согласно части 4 ст. 123.27 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ.
Поскольку доказательств оплаты задолженности ответчиком в материалы дела не представлено, апелляционная коллегия считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Из разъяснений, содержащихся в п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Кодекса, в связи с чем возможно одновременное предъявление кредитором требований как к основному, так и к субсидиарному должнику.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого в апелляционном порядке решения является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с этим, арбитражный апелляционный суд считает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда города Москвы от 16 октября 2017 года по делу N А40-74459/17 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 110, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2017 г. по делу N А40-74459/17 отменить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, 672027, г. Чита, ул. Ленинградская, д. 100) в пользу Товарищества собственников жилья "Родники 3" (ОГРН 1085410008463, 630061, г. Новосибирск, ул. Гребенщикова, д. 9/1) задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 г. по 31.03.2017 г. в размере 824 230,36 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.09.2014 г. по 11.04.2017 г. - 117 027,47 руб., расходы по оплате госпошлины по иску в размере 21 798 руб. и по жалобе в размере 3 000 руб. а при недостаточности денежных средств у ответчика, задолженность и проценты взыскать с Министерства обороны РФ, с начислением процентов по день фактической уплаты.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А.Сазонова |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.