город Омск |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А46-10995/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-17032/2017) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска и апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-17332/2017) общества с ограниченной ответственностью "Райдер - сервис" на решение Арбитражного суда Омской области от 20.11.2017 по делу N А46-10995/2017 (судья Чернышев В.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аквалиа" (ИНН 5503241548, ОГРН 1135543013748)
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Райдер - сервис"
о признании незаконными действий по отказу в установлении частного сервитута
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: руководитель Кролевец И.М.;
от заинтересованного лица: Лукьянова Н.М. по доверенности N Исх-ДИО/12122 от 24.07.2017 сроком действия 1 год;
от 3-го лица: Кисина Е.И. по доверенности от 31.10.2016 сроком действия 3 года; Ларионов П.М. по доверенности от 09.01.2018 сроком действия до 31.12.2018;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аквалиа" (далее - заявитель, ООО "Аквалиа") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент имущественных отношений) в даче отказа на заявление о заключении соглашения об установлении частного сервитута в целях обеспечения парковочными местами для легковых автотранспортных средств на участке с кадастровым номером 55:36:04 01 03:3525, возложении на заинтересованное лицо обязанности заключения соглашения на установление сервитута сроком на 20 лет в отношении земельного участка с кадастровым номером: 55:36:04 01 03:3525 общей площадью 13 529 кв. м в целях обеспечения парковочными местами для легковых автотранспортных средств на участке площадью 4 648 кв. м согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также возложении на обязанности устранить незаконно установленные шлагбаумы, препятствующие свободному доступу к земельному участку заявителя.
Определением суда от 14.08.2017 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Райдер - сервис" (далее - ООО "Райдер - сервис", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.11.2017 по делу N А46-10995/2017 требования ООО "Аквалиа" удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия заинтересованного лица по отказу заявителю в установлении частного сервитута в целях обеспечения парковочными местами для легковых автотранспортных средств участка с кадастровым номером 55:36:04 01 03:3525.
В качестве способа восстановления права суд обязал Департамент имущественных отношений устранить допущенное нарушение прав заявителя путем заключения с ООО "Аквалиа" соглашения на установление сервитута сроком на 20 лет в отношении земельного участка с кадастровым номером: 55:36:04 01 03:3525 общей площадью 13 529 кв. м в целях обеспечения парковочными местами для легковых автотранспортных средств на участке площадью 4 648 кв. м согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В удовлетворении остальной части требований было отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащее заявителю на праве собственности недвижимое имущество непосредственно соседствует с земельным участком, на часть которого испрашивается сервитут; у заявителя отсутствуют парковочные места, необходимые для использования данного недвижимого имущества; законодательство не устанавливает запрета на размещение в границах красных линий стоянок (парковок); закон не исключает возможности установления сервитута в пользу одновременно нескольких лиц.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент имущественных отношений обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на то, что земельный участок расположен в границах красных линий, в зоне планируемого размещения магистрали непрерывного движения и не допускает нахождения на нем каких-либо других объектов.
Третье лицо также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования заявителя, поскольку наложение одного и того же сервитута на один и тот же земельный участок приведет к конфликту интересов заявителя и третьего лица, фактическому разделу между ними парковочных мест и лишит права пользования земельным участком неограниченного круга лиц; судом не были исследованы все возможные варианты пользования заявителем своим недвижимым имуществом без установления сервитута; на реконструируемое заявителем здание получено разрешение на строительство, что предполагает уже представление в уполномоченный орган схемы планировочного решения земельного участка с указанием места размещения объекта капитального строительства, путем подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов и объектов археологического наследия; вдоль автомобильных дорог допускается создание парковок как мест, необходимых для обслуживания участников дорожного движения по пути следования.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Аквалиа" просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобу без удовлетворения, поскольку запрашиваемый земельный участок является единственным способом обеспечения реконструируемого здания парковочными местами.
В судебном заседании представители заинтересованного лица и третьего лица поддержали доводы апелляционных жалоб, представитель ООО "Аквалиа" поддержал доводы своего отзыва.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, отзыв на них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ООО "Аквалиа" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровыми номерами 55:36:04 01 03:10992, площадью 789 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира станции очистки стоков по адресу: г. Омск, ул. Чернышевского, д. 2 (т.1 л.д. 44).
Также обществу на праве собственности принадлежит земельный участок 55:36:04 01 03:12684, площадью 153 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельных участок по адресу: г. Омск, ул. Чернышевского, д. 2/2 (т.1 л.д.45).
Земельные участки предназначены для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Согласно схеме расположения местности, земельный участок 55:36:04 01 03:12684 непосредственно граничит с земельным участком с кадастровым номером 55:36:040103:3535, а земельный участок с кадастровыми номерами 55:36:04 01 03:10992 - граничит с участком 55:36:04 01 03:12684 (т.1 л.д.43).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 02.10.2015, выданного взамен свидетельства от 29.04.2013, по адресу: г. Омск, ул. Чернышевского, д. 2 находится станция очистки стоков, назначение нежилое, площадью 1 246, 6 кв.м., количество этажей 3, приобретенное заявителем по договору купли-продажи от 12.04.2013.
На основании распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 09.06.2017 N 1838 "О разрешении реконструкции объекта капитального строительства по улице Чернышевского дом 2 в Центральном административном округе города Омска" ООО "Аквалиа" было разрешено реконструировать капитальное строение по адресу: г. Омск, ул. Чернышевского, д. 2 (т.1 л.д.30).
Как следует из разрешения на строительство от 09.06.2017 N 55-ru55301000-95-2017 в результате реконструкции предполагается возведение офисного здания на земельном участке с кадастровым номером 55:36:04 01 03:10992, общей площадью 789 кв.м, площадь застройки 471,5 кв.м., количество этажей 12, количество подземных этажей - 1, объем строения 20 485, 3 куб.м. (т.1 л.д.31-32).
В материалы дела заявителем также представлен проект 2017-23-ПП "Некоммерческая парковка общего пользования по адресу: г. Омск, ул. Чернышевского, д. 2/2, согласно которой указано проектируемое здание площадью 471,5 кв.м., а также предполагаемые к размещению парковочные места на земельном участке площадью 4 285, 49 кв.м. (т.1 л.д.107-114).
Общество 27.04.2017 обратилось в адрес Департамента имущественных отношений с заявлением о заключении соглашения об установлении частного сервитута (т.1 л.д.52).
Письмом от 22.05.2017 N Исх-ДИО/7488 Департамент имущественных отношений отказал в установлении частного сервитута для размещения стоянки транспортных средств, указав следующее. В соответствии с картой градостроительного зонирования территорий города Омска, разработанной в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 03:3525 расположен в территориальной зоне городского наземного транспорта ИТ2. Согласно Проекту планировки территории, расположенной в границах: улица Красный Путь - улица 7-я Северная улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная правый берег реки Оми - улица Фрунзе в Центральном административном округе города Омска, утвержденному постановлением Администрации города Омска от 12.08.2011 N 896-п, рассматриваемый земельный участок расположен в границах красных линий, в зоне планируемого размещения магистральной улицы общегородского значения Булатова, предусмотренной в перспективе в качестве магистрали непрерывного движения (т.1 л.д.53).
Полагая, что вышеуказанный отказ Департамента имущественных отношений является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Также заявитель, ссылаясь на то, что частный сервитут на спорном участке уже установлен третьему лицу, просил о возложении на заинтересованное лицо обязанности устранить незаконно установленные шлагбаумы, препятствующие свободному доступу к земельному участку заявителя.
20.11.2017 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит оснований для его изменения, исходя из следующего.
В рассматриваемом случае обществом оспаривается законность действий Департамента имущественных отношений, выразившихся в отказе в установлении частного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 55:36:04 01 03:3525 в целях размещения парковки автомобилей для обслуживания реконструируемого объекта - офисного центра.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 03:3525, часть которого испрашивается заявителем, расположен в территориальной зоне городского наземного транспорта ИТ2 в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования улица Булатова.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Сервитут - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения (статья 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии со статьей 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами:
1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
2) проведение изыскательских работ;
3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута (пункт 1 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязан выполнить одно из следующих действий:
1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;
2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;
3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса;
4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.
Случаи, при которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута, перечислены в пункте 4 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации:
1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;
2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;
3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
Таким образом, основаниями для отказа в предоставлении сервитута является то, что планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами, а также, если установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
Как было выше сказано, основаниями для отказа в предоставлении сервитута явилось то, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 03:3525 расположен в территориальной зоне городского наземного транспорта ИТ2, не предназначенной для иных целей, а также то, что согласно Проекту планировки территории, расположенной в границах: улица Красный Путь - улица 7-я Северная улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная правый берег реки Оми - улица Фрунзе в Центральном административном округе города Омска рассматриваемый земельный участок расположен в зоне планируемого размещения магистральной улицы общегородского значения Булатова, предусмотренной в перспективе в качестве магистрали непрерывного движения.
Условия использования земельного участка в качестве сервитута регулируется федеральным законодательством следующим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Системное толкование приведенных выше положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что сервитут может быть установлен в отношении земельного участка для цели размещения линейных объектов, но только при условии, что такое размещение не препятствует разрешенному использованию земельного участка, и при условии, что потребность в пользовании соответствующим (испрашиваемым) участком не может быть удовлетворена иным способом, без установления сервитута.
Соответствующие разъяснения сформулированы в пункте 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, в котором указано, что сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).
Иными словами, установление сервитута на земельный участок носит исключительный характер, состоящий в том, что право ограниченного пользования чужим имуществом устанавливается только в том случае, если нужды заявителя не могут быть обеспечены иным образом, без установления обозначенного права.
Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно указывал на то, что статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации направлена на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 510-О-О, от 24.09.2012 N 1562-О, от 02.07.2013 N 1046-О).
Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 10 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257-ФЗ от 08.11.2007 полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
В силу части 4 статьи 25 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 4.1 статьи 25 указанного закона допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях частного сервитута. Полномочия собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) при заключении соглашений об установлении частных сервитутов осуществляют владельцы автомобильных дорог.
В соответствии с частью 3.1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.
Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, земельные участки в полосе отвода автомобильных дорог предназначены для строго оговоренных законом целей, связанных с размещением конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений, объектов дорожного сервиса, предназначенных для обслуживания участников дорожного движения по пути следования.
При этом возможность размещения в полосе отвода автомобильных дорог мест отдыха и стоянок транспортных средств связана также с целью обслуживания объектов дорожного сервиса и потребностей участников дорожного движения, что прямо противоречит названной заявителем цели - обеспечения парковочными местами строящегося офисного центра.
Каких-либо доказательств того, что заявитель, как собственник объекта недвижимости - станция очистки стоков, назначение нежилое, площадью 1 246, 6 кв.м., количество этажей 3, приобретенное заявителем по договору купли-продажи от 12.04.2013 - лишен возможности надлежащим образом эксплуатировать данный объект, материалы дела не содержат.
Напротив, как следует из пояснений заявителя, распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 09.06.2017 N 1838 "О разрешении реконструкции объекта капитального строительства по улице Чернышевского дом 2 в Центральном административном округе города Омска", паспорта некоммерческой парковки, представленных заявителем фотографий, объект недвижимости (3-этажная станция очистки стоков) на момент обращения в суд уже не существовал.
Фактически на одном из принадлежащих заявителю земельных участков возведен фундамент предполагаемого к строительству 12-этажного офисного центра.
Таким образом, ООО "Аквалиа" просит предоставить сервитут не в связи с тем, что право ограниченного пользования чужим имуществом необходимо ему для эксплуатации станция очистки стоков, так как нужды заявителя не могут быть обеспечены иным образом, без установления обозначенного права.
Наоборот, испрашиваемое право объясняется желанием, имея два земельных участка, общей площадью 942 кв.м., в будущем возвести и эксплуатировать на них здание объемом 20 485,3 куб. м., что является невозможным без достаточного количества парковочных мест по утвержденным градостроительным нормативам.
При этом, в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательными документами для начала строительства являются, в том числе, градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство и схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.
При вынесении решения суд апелляционной инстанции учитывает также потребности собственника земельного участка. Согласно Проекту планировки территории, расположенной в границах: улица Красный Путь - улица 7-я Северная улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная правый берег реки Оми - улица Фрунзе в Центральном административном округе города Омска, утвержденному постановлением Администрации города Омска от 12.08.2011 N 896-п, рассматриваемый земельный участок расположен в зоне планируемого размещения магистральной улицы общегородского значения Булатова, предусмотренной в перспективе в качестве магистрали непрерывного движения.
Таким образом, решение об отказе в установлении сервитута принято в точном соответствии с требованиями закона, поскольку планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральным законодательством, а также препятствует собственнику в использовании земельного участка по собственному усмотрению для планируемого размещения магистрали непрерывного движения.
Требование о возложении на Департамент имущественных отношений обязанности устранить незаконно установленные шлагбаумы, препятствующие свободному доступу к земельным участкам заявителя, суд первой инстанции нашел необоснованным.
Отказывая в данной части в удовлетворении заявленных требований, суд в своем решении исходил из того, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Однако, обращаясь с требованием об обязании Департамента имущественных отношений демонтировать шлагбаумы, ООО "Аквалиа" не доказало принадлежности последних именно заинтересованному лицу, а не кому-либо иному, не подтвердило, что действия по установке шлагбаумов осуществлены заинтересованным лицом, а также то обстоятельство, что само их наличие препятствует доступу заявителя к принадлежащим ему объектам недвижимости.
Возражений в части данных выводов суда ни апелляционные жалобы, ни отзыв на них не содержат, в связи с чем, указанные выводы не подлежат пересмотру судом апелляционной инстанции.
При данных обстоятельствах судом апелляционной инстанции апелляционные жалобы удовлетворяются, а решение суда первой инстанции подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктами 1, 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска и апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Райдер - сервис" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 20.11.2017 по делу N А46-10995/2017 изменить, изложив его в следующей редакции:
"В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Аквалиа" требований отказать в полном объеме".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.