г. Саратов |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А12-26828/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О.И.,
судей, Жаткиной С.А., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зиновьевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества ограниченной ответственностью "Александровское" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2017 года по делу N А12-26828/2017, (судья И.В. Милованова),
по иску комитета сельского хозяйства Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 19, ОГРН 1023403456944, ИНН 3444049941
к обществу ограниченной ответственностью "Александровское" (404015, Волгоградская область, Дубовский район, станица Суводская, ОГРН 1023405361627, ИНН 3405009840)
о взыскании части субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет, истец) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Александровское" (далее - ответчик) о взыскании части субсидии в размере 470 235 руб.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что ответчиком нарушены условия предоставления субсидии, не выполнены обязательства по выполнению показателей результативности использования субсидии.
Решением суда от 29.11.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме, что послужило основанием для обращения в суд с апелляционной жалобой
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Постановлением Правительства Волгоградской области от 29.11.2013 N 680-п утверждена государственная программа Волгоградской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы".
В развитие данной программы постановлением Администрации Волгоградской области от 20.02.2016 г. N 55-п утвержден и действовал в 2016 году (до издания постановления Администрации Волгоградской обл. от 13.02.2017 N 71-п) Порядок предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее - Порядок N 55-п).
Комитет является главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на выплату субсидий.
В Порядке N 55-п (п.п. 2) предусмотрено, что субсидии предоставляются индивидуальным предпринимателям и организациям агропромышленного комплекса, соответствующим условиям, установленным частью 1, пунктами 2 и 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", в целях возмещения части понесенных ими затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной (посадочной) площади сельскохозяйственных культур за счет собственных средств областного бюджета, а также за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.
В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 20 февраля 2016 г. N 55-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" утверждена Методика расчета размера ставок по субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2016 году.
В соответствии с заключенным с комитетом соглашением N 327 от 15.03.2016 г. о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, ответчиком получена субсидия в размере 979 453 руб.
Субсидия рассчитана и перечислена ответчику с учетом обеспечения выполнения показателей результативности использования субсидий, установленных в приложении к соглашению N 327 от 15.03.2016 г.
По правилам п. 17 Порядка N 55-п, получатель субсидии обязан вернуть в областной бюджет остатки субсидии, не использованные в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашением, до 01 февраля текущего финансового года.
В случае нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком, непредставления отчетов о выполнении показателей результативности использования субсидий и о производстве продукции растениеводства, представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение субсидий, а также невозврата остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году в случаях, предусмотренных соглашением, получатель субсидии уведомляется о выявленных нарушениях (остатках субсидии) и о необходимости возврата полученной субсидии (остатка субсидии) письмом комитета сельского хозяйства в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанных нарушений (остатков субсидии).
Получатель субсидии обязан произвести возврат полученной субсидии (остатка субсидии) в областной бюджет в месячный срок со дня получения письма комитета сельского хозяйства.
В соответствии с поступившим от ответчика в адрес комитета отчетом процент невыполнения показателей результативности использования субсидии за 2016 года составил 9,72%.
Как следует из п. 18 Порядка N 55-п, оценка эффективности предоставления субсидий осуществляется ежегодно комитетом сельского хозяйства на основании отчета о выполнении показателей результативности использования субсидий и отчета о производстве продукции растениеводства, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями до 01 февраля года, следующего за годом предоставления субсидий, по формам, утвержденным приказом комитета сельского хозяйства.
В случае если сельскохозяйственным товаропроизводителем в отчетном финансовом году не выполнены установленные в соглашении показатели результативности использования субсидий, субсидия, подлежащая выплате в очередном финансовом году, подлежит уменьшению из расчета один процент субсидии за процент невыполнения показателей результативности использования субсидий.
Сельскохозяйственный товаропроизводитель, которым в отчетном финансовом году не выполнены установленные в соглашении показатели результативности использования субсидий, обязан произвести возврат части полученной субсидии из расчета один процент субсидии за процент невыполнения показателей результативности использования субсидий, рассчитанный в соответствии с вышеуказанной формулой, в порядке, установленном в пункте 17 настоящего Порядка, в случаях:
если сельскохозяйственный товаропроизводитель не обращался в комитет сельского хозяйства с заявлением о предоставлении субсидии в текущем финансовом году;
если сельскохозяйственному товаропроизводителю было отказано в предоставлении субсидии в текущем финансовом году.
С учетом того, что ответчик за получением субсидии в текущем году не обращался, истцом произведен расчет размера субсидии, подлежащей возврату в бюджет в связи с невыполнением показателей результативности в сумме 470 235 руб.
Письмом от 24.04.2017 г. N 18-07-03-11/3550 комитет предложил ответчику возвратить полученную часть бюджетной субсидии. На данное досудебное обращение ответ не получен, денежные средства не перечислены, что послужило истцу основанием для подачи в арбитражный суд настоящего иска.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 3 названной статьи предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять: категории и(или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Как указано в письме Минфина России от 28.04.2016 302-10-06/24775, установленная Бюджетным кодексом РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях. Обязанность по восстановлению права публично-правового образования, нарушенного в результате действия (бездействия) получателя субсидии, ответственностью не является.
В данном случае предоставление субсидии оформлено Соглашением, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Заключая Соглашение N 327 от 15.03.2016 г. ответчик не мог не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает, и должен был исходить из того, что в данном случае он не только приобретает те или иные права и преимущества, но и принимает на себя определенные обязанности, в том числе предусмотренные бюджетным законодательством.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, оговоренных в законе (статья 310названного Кодекса).
Материалами дела подтверждается, что ответчик не исполнил обязательства, по выполнению показателей результативности использования субсидии.
Приказом Министерства сельского хозяйства Волгоградской области N 11 от 27.01.2015 года определен перечень обстоятельств, которые относятся к чрезвычайным и непредотвратимым, а также определен перечень документов, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы.
Ответчик, заявляя о том, что условия соглашения не выполнены в связи с наличием обстоятельств непреодолимой силы, документального подтверждения таким доводам не представил.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, которые аналогичны доводам, приведенным в суде первой инстанции, доказательств сдачи отчета в администрацию Дубовского муниципального района и перенаправления его в Комитет ответчиком не представлено.
Как в суде первой так и апелляционной инстанции ответчик заявлял о пропуске истом срока исковой давности, однако, как правомерно указал суд первой инстанции, согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания пропущенным истцом срока исковой давности в рамках рассматриваемых правоотношениях.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы отзыва на иск, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2017 года по делу N А12-26828/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.