г.Воронеж |
|
09 февраля 2018 г. |
Дело N А08-4971/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Поротикова А.И., |
судей |
Щербатых Е.Ю., |
|
Ушаковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевелюхиной М.Д.,
при участии:
от ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от индивидуального предпринимателя Муравьева Василия Николаевича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Муравьева Василия Николаевича на решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.10.2017 по делу N А08-4971/2017 (судья Хлебников А.Д.) по иску ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан (ИНН 0276143260, ОГРН 1120280040286) к индивидуальному предпринимателю Муравьеву В. Н. (ИНН 310206043933, ОГРН 311313033900042) о взыскании 194 414 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее - истец, ГКУ Служба весового контроля РБ) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к индивидуальному предпринимателю Муравьеву Василию Николаевичу (далее - ИП Муравьев В.Н., ответчик, предприниматель) о взыскании 194 414,00 руб. ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан согласно акту от 28 апреля 2015 года N 767 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 20.10.2017 по делу N А08-4971/2017 требования истца удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая его незаконным и необоснованным, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 02.02.2018 г. представители сторон не явились.
От истца в материалы дела поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых истец просил оставить обжалуемое решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеназванных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Суд при этом исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 28.04.2015 на пункте весового контроля ППВК N 5 - 112 км автодороги Уфа-Бирск-Янаул сотрудниками полиции совместно с сотрудниками истца установлен факт превышения предельно допустимых осевых нагрузок транспортных средств, принадлежащих ответчику: тягач марки МАЗ 544069-320-021 г/н Р 667 НХ 31, полуприцеп Шмитц S01 г/н АР 1135 31, под управлением водителя Муравьева Василия Николаевича. Груз перевозился указанными транспортными средствами без специального разрешения.
По факту выявленных нарушений составлен акт от 28.04.2015 N 767, в котором зафиксировано превышение предельно допустимых осевых нагрузок на 1-5 оси на участке дороги Бураево-Старобалтачево-Куеда, где фактические осевые нагрузки составили 6.21, 8.26, 4.46, 4.5 и 4.57 т, при допустимых - 5.00, 5.00, 3.00, 3.00, и 3.00 т соответственно. На участке Уфа-Бирск-Янаул зафиксировано превышение предельно допустимых осевых нагрузок на 1-5 оси, где фактические осевые нагрузки составили 6.21, 8.26, 4.46, 4.50 и 4.57 т, при допустимых - 6.00, 6.00, 4.00, 4.00 и 4.00 т соответственно (л.д.38).
В связи с выявленным превышением установленных ограничений по осевым нагрузкам истцом произведен расчет ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального значения, сумма ущерба составила 194 414 руб. (л.д.41,42)
В адрес ответчика направлена претензия от 06.07.2015 N 4508 с требованием возместить причиненный ущерб (л.д. 43,44).
Неоплата ответчиком в добровольном порядке указанной суммы в счет возмещения вреда явилась основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании 194 414 руб. ущерба.
Суд апелляционной инстанции вслед за судом области полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Статьей 29 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Согласно ст. 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля и порядок установления постоянного маршрута транспортных средств, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации, приказом которого от 27.04.2011 N 125 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля.
Согласно п. 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом по п. 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. 2 п. 9 ст. 31 Закона N 257-ФЗ).
Соответственно размер вреда в Республики Башкортостан установлен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 1 марта 2010 г. N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения".
В соответствии с пунктами 2. 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 (далее - Правила N 934), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств; размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений, в том числе: предельно допустимой массы транспортного средства: предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства: б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог: в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
В таблице 2 Приложения к Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 1 марта 2010 г. N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения" установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Функции по организации весового контроля транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Республики Башкортостан, возложены на государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (пункт 2.2 Устава учреждения).
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 20.02.2015 N 173-р на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 по 30 апреля 2015 года введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям N 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.
Факт превышения транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось подтверждается актом N 767 от 28.04.2015. В акте установлен факт превышения только осевых нагрузок транспортного средства от допустимых нагрузок.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании ВА-20П - весы автомобильные электронные портативные, производства ЗАО "ВИК "Тензо-М", заводской номер N 13-34585. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены 07.03.2014, что подтверждается свидетельством о поверке N ТМ-107 (л.д.36), что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
Довод ответчика о том, что весы были установлены на неровной поверхности дорожного полотна, верно отклонен судом первой инстанции как не подтвержденный соответствующими доказательствами (ст. ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств наличия специального разрешения на провоз тяжеловесного груза при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения ответчиком в материалы дела не представлено.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе, использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими убытками заключается в причинении дорожному полотну повреждений (в том числе способствующих разрушению полотна) ввиду нарушения ответчиком требований законодательства о перевозке тяжеловесных грузов (перевозка с превышением предельно допустимой осевой нагрузки и с отсутствием специального разрешения на такую перевозку).
Расчет ущерба осуществлялся в соответствии с формулой, определенной пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 934, и при определении размера ущерба такой показатель как расстояние между осями автопоезда не используется.
Доказательств обратного ответчиком не представлено, приведенный истцом расчет документально не опровергнут.
В указанных обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у сотрудников истца полномочий по организации весового контроля транспортных средств подлежит отклонению, поскольку функции по организации весового контроля транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Республики Башкортостан, возложены на государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (пункт 2.2 Устава учреждения).
Доводы жалобы о нарушениях, допущенных при составлении акта, которым установлен факт превышения осевых нагрузок, не подтверждены документально (ст. ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем также подлежат отклонению.
Иных доводов, опровергающих вышеназванные выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом области допущено не было.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.10.2017 по делу N А08-4971/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Муравьева Василия Николаевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
председательствующий судья |
А.И. Поротиков |
Судьи |
Е.Ю. Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.