г. Пермь |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А50-33704/2017 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Голубцова В.Г.,
рассмотрел, без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч.1 ст.272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционную жалобу заинтересованного лица, Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 14 декабря 2017 года,
по делу N А50-33704/2017
вынесенное судьей Шаламовой Ю.В.,
принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению индивидуального предпринимателя Давыдовой Галины Павловны (ОГРНИП 311590415700062 ИНН 590406081072)
к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (ОГРН 1065904122460 ИНН 5904149532)
о признании недействительным решения от 14.09.2017 N 203S19170035715 в части размера штрафа,
по встречному заявлению Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (ОГРН 1065904122460 ИНН 5904149532)
к индивидуальному предпринимателю Давыдовой Галине Павловне (ОГРНИП 311590415700062 ИНН 590406081072)
о взыскании финансовой санкции в размере 6 500 рублей,
установил:
Индивидуальный предприниматель Давыдова Галина Павловна (далее - заявитель, страхователь, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (далее - Пенсионный фонд, Фонд, Управление ПФР) о признании недействительным решения от 14.09.2017 N 203S19170035715 в части размера штрафа.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми обратилось со встречным заявлением о взыскании с предпринимателя финансовой санкции по оспариваемому решению в размере 6 500 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 декабря 2017 года требования индивидуального предпринимателя Давыдовой Галины Павловны удовлетворены, вынесенное Государственным учреждением - управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.09.2017 N 203S19170035715 признано недействительным как несоответствующее законодательству о персонифицированном учете, на Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми в пользу ИП Давыдовой Г.П. взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб. В удовлетворении встречных требований государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми отказано.
Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение отменить в полном объеме, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов заявитель жалобы указывает, что суд вышел за рамки заявленных требований, т.к. в заявлении предприниматель просила уменьшить сумму санкций до 500 руб., тогда как суд признал решение Управления недействительным в полном объеме. В рассматриваемом случае нарушения Управлением квалифицируются как непредставление страхователем в установленный срок сведений индивидуального учета, в то время как уведомление направляется в случае обнаружения недостоверности/неполноты представленных сведений, при этом вывод суда о необходимости направления каких-либо уведомлении о выявленных нарушения в адрес заявителя не основан на законе; также Управление оспаривает выводы суда о том, что исходная форма была представлена в установленный срок, в связи с чем, несвоевременность предоставления сведений предпринимателю вменена быть не может, т.к. согласно п.2.2. ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан представить форму СЗВ-М любого типа в установленный законом срок.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (08.02.2018).
Предприниматель представила письменный отзыв по возражениям заинтересованного лица, просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.06.2017 страхователем представлена в Фонд форма СЗВ-М (дополняющая) за июль 2016 года в отношении 13 застрахованных лиц.
Указанное обстоятельство нашло отражение в акте от 02.08.2017 N 203S18170029976, в котором предлагалось привлечь предпринимателя к ответственности, предусмотренной абзацем 4 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц" (далее - закон N 27-ФЗ).
14.09.2017 по результатам рассмотрения материалов проверки фондом вынесено решение N 203S19170035715, которым заявитель привлечен к ответственности по абзацу 4 статьи 17 закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 6 500 руб.
Считая, что решение фонда от 14.09.2017 N 203S19170035715 не соответствует законодательству Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учёте) заявитель обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его недействительным.
После вынесения решения управление направило в адрес заявителя требование от 18.10.2017 N 203S01170320477 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 08.11.2017.
Поскольку в добровольном порядке требование не исполнено, управление заявило встречные требования о взыскании финансовой санкции в судебном порядке.
Суд, удовлетворяя требования, исходил из того, что правомерность привлечения страхователя к ответственности материалами дела не подтверждена, так как ошибки выявлены и исправлены и дополняющая форма представлена страхователем самостоятельно, фондом не было направлено соответствующее уведомление о выявленных нарушениях, срок для исправления установлен не был. Учитывая, что оспариваемое решение от 14.09.2017 N 203S19170035715 признано судом незаконным, как нарушающее права и законные интересы заявителя и несоответствующее законодательству о страховых взносах, судом в удовлетворении встречных требований, заявленных Пенсионным фондом, отказано.
Пенсионный фонд по доводам жалобы просит решение отменить.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - федеральный закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии со статьей 15 федерального закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Ответственность за представление неполных сведений предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представления им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Привлекая страхователя к ответственности, Пенсионный фонд исходил из того, что страхователем представлены неполные сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
Материалами дела подтверждается и управлением не оспаривается, что страхователь представил в управление отчетность по форме СЗВ-М с типом "исходная" за июль 2016 года в установленный законодательством срок - 05.08.2016.
Документ принят согласно протоколу проверки электронного документа и письма от 05.08.2016.
После выявления ошибок по представленной форме, страхователем 04.05.2017 подана отменяющая форма за июль 2016 в отношении 9 застрахованных лиц, которая принята Фондом.
05.06.2017 предпринимателем подана дополняющая форма за июль 2016 года в отношении 13 застрахованных лиц.
Данные документы приняты управлением и явились основанием для привлечения страхователя к ответственности в виде финансовых санкций в общей 6500 руб.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" Пенсионный фонд Российской Федерации (далее также - ПФР) указал, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов виновности и противоправности деяния; формальный подход к наложению штрафа недопустим (пункт 2.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П); если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, можно не применять.
Обоснованность изложенной позиции Пенсионного фонда Российской Федерации подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805, от 24.11.2014 N 310-КГ14-4558, от 07.10.2014 N 302-КГ14-1962, от 30.09.2014 N 310-КГ14-1896).
Вступившая в силу с 19.02.2017 инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Так, согласно пункту 39 данной инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 17 Закона N 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которым акт не составляется в случае если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц, и уточненные (исправленные) сведения о данных застрахованных лицах представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
В настоящем случае страхователь исправил ошибку в отношении тринадцати застрахованных лиц, недостоверность которых не установлена, дополняющая форма представлена страхователем до составления актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и до вынесения решения о привлечении страхователя к ответственности.
При таких обстоятельствах правомерность привлечения страхователя к ответственности фондом не подтверждена.
Указание заявителя жалобы об ошибочности выводов суда об отсутствии оснований для привлечения к ответственности в связи с предоставлением страхователем исходной формы в установленный законом срок, со ссылками п.2.2. ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ в силу которой страхователь обязан представить форму СЗВ-М любого типа в установленный законом срок, откланяются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм права. Под индивидуальными сведениями понимаются любые сведения о застрахованных лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (п. 23 и 35 инструкции), в случае если страхователь сам обнаружит ошибку в ранее представленных им индивидуальных сведениях, страхователь вправе направить в ПФР форму СЗВ-М с типом "доп", что и было сделано и исключает ответственность.
Довод апелляционной жалобы о том, что признавая решение от 14.09.2017 N 203S19170035715 незаконным, суд первой инстанции превысил свои полномочия, выйдя за рамки предмета заявления, отклоняется арбитражным апелляционным судом как необоснованный, суд действовал в рамках предоставленных ему процессуальных полномочий и исходя из просительной части заявления.
Учитывая, что оспариваемое решение от 14.09.2017 N 203S19170035715 признано судом незаконным, как нарушающее права и законные интересы заявителя и несоответствующее законодательству о страховых взносах, в удовлетворении встречных требований, заявленных Пенсионным фондом, отказано обоснованно.
Таким образом, решение суда по существу является правильным, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе взысканию с заявителя не подлежат в силу освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации)
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 декабря 2017 года
по делу N А50-33704/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья
В.Г. Голубцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-33704/2017
Истец: Давыдова Галина Павловна
Ответчик: ГУ УПФ РФ в Свердловском районе г. Перми