г. Самара |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А49-6907/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г, Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вашкевичем В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07.02.2018 в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "Единый расчетно-кассовый центр" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 20.12.2017 по делу N А49-6907/2017 (судья Колдомасова Л.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Единый расчетно-кассовый центр" (ИНН 5838045873, ОГРН 1085838000632) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Заречному Пензенской области (ИНН 58358001280, ОГРН 1045804099990) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
в судебном заседании приняли участие:
представитель акционерного общества "Единый расчетно-кассовый центр" Гришанова И.А. (доверенность от 03.05.2017),
представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Заречному Пензенской области Кривова Е.С. (доверенность от 09.01.2018),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Единый расчетно-кассовый центр" (далее - ОАО "ЕРКЦ") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Заречному Пензенской области (далее - административный орган) от 10.05.2017 N 10, в соответствии с которым ОАО "ЕРКЦ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20.12.2017 по делу N А49-6907/2017 в удовлетворении заявления отказано.
ОАО "ЕРКЦ" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению ОАО "ЕРКЦ", обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Административный орган в отзыве апелляционную жалобу отклонил.
В судебном заседании представитель ОАО "ЕРКЦ" поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель административного органа в судебном заседании просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, административным органом в отношении ОАО "ЕРКЦ" проведена проверка соблюдения Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), полноты зачисления денежных средств, полученных от плательщиков при приеме платежей, на специальные банковские счета за период с 01.12.2016 по 28.02.2017.
Актом проверки от 20.04.2017 N 1 установлено, что ОАО "ЕРКЦ", оказывающее услуги по расчету, начислению и сбору жилищно-коммунальных платежей, не использовало специальный банковский счет для осуществления расчетов при приеме платежей от физических лиц.
21.04.2017 должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении N 61, в котором указано, что ОАО "ЕРКЦ", являясь платежным агентом, не выполняло требования, установленные частью 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ, а именно: не использовало специальные банковские счета для осуществления расчетов.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и приложенных к нему документов руководителем административного органа в присутствии законного представителя ОАО "ЕРКЦ" вынесено постановление от 10.05.2017 N 10 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ОАО "ЕРКЦ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50000 руб.
С учетом положений части 3 статьи 211 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ОАО "ЕРКЦ" об оспаривании указанного постановления административного органа.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом N 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из диспозиции данной нормы событие указанного правонарушения может образовывать любое из перечисленных деяний, в том числе неиспользование специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов по оплате товаров (работ, услуг). В этом случае субъектами административной ответственности являются платежные агенты, банковские платежные агенты, банковские платежные субагенты и поставщики.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Законом N 103-ФЗ.
Деятельность по приему платежей физических лиц - это прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (статья 3 Закона N 103-ФЗ).
В соответствии с частью 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ).
Не допускается прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет (часть 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ).
ОАО "ЕРКЦ" осуществляет деятельность по сбору и учету платежей населения и юридических лиц за жилищные, коммунальные и другие услуги, распределению и перечислению поступивших платежей ресурсоснабжающим, управляющим и иным организациям, в связи с чем отвечает критериям платежного агента, установленным Законом N 103-ФЗ. На его расчетный счет, открытый в Пензенском отделении N 8624 ПАО Сбербанка России, по договорам об информационно-технологическом взаимодействии по переводам денежных средств физических лиц в валюте Российской Федерации, заключенным с Банком ВТБ-24, ЗАО "Экспресс-Волга", ОАО АКБ "Русский капитал", ОАО Банк "Кузнецкий", ОАО Сбербанк России и ООО "ПэйнОнлайн Систем", за проверяемый период по договорам об оказании услуг, агентским договорам, перечисленным в оспариваемом постановлении, поступили без зачисления на специальный счет денежные средства за коммунальные и иные услуги в общей сумме 204606298,36 руб.
Таким образом, в действиях ОАО "ЕРКЦ" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "ЕРКЦ" не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имелись, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие административную ответственность отсутствуют, ОАО "ЕРКЦ" привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017 по делу N А49-5534/2016).
Наложение на ОАО "ЕРКЦ" штрафа в сумме 50000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае не имеется оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, допускающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с правоприменительной практикой (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2017 N 306-АД17-11920).
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 декабря 2017 года по делу N А49-6907/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-6907/2017
Истец: АО "Единый расчетно-кассовый центр", АО "Единый расчётно-кассовый центр"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Заречному Пензенской области, ИФНС России по г.Заречному Пензенской области
Третье лицо: МУП жилищно-социального и коммунального хозяйства