г. Москва |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А40-128217/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой
судей: |
И.А.Чеботаревой, П.В.Румянцева, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Зыкуновой Д.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ЗАО "Многоярусная подземная автостоянка"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2017 по делу N А40-128217/17,
принятое судьей Т.И. Махлаевой,
по заявлению ЗАО "Многоярусная подземная автостоянка"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
третье лицо - Правительство г. Москвы
о признании недействительным решения об отказе в зачете ранее оплаченной суммы за выкуп права аренды, изложенного в письме N LUB-53032/17-(0)-1 от 19.04.2017,
при участии:
от заявителя: Божко М.П. по дов. от 02.06.2017;
от ответчика:. Бушуев Б.А. по дов от 27.12.2018;
от третьего лица: Бушуев Б.А. по дов от 18.01.2018.
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Многоярусная подземная автостоянка" обратилось в арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Департамента городского имущества города Москвы об отказе ЗАО "Многоярусная подземная автостоянка" (далее - ЗАО "МПАС") в зачете ранее оплаченной суммы за выкуп права аренды в размере 217 490 180 рублей 49 копеек в счет оплаты арендных платежей по договору земельного участка N М-02-003261 от 30.10.1995 года, выраженное в письме Департамента городского имущества города Москвы исх. N ДГИ-53032/17-(0)-1 от 19.04.2017; обязать Департамент городского имущества города Москвы исполнить п. 4.2 Постановления Правительства Москвы N 156-ПП от 16.02.2010 года и осуществить расчет арендных платежей по договору земельного участка N М-02-003261 от 30.10.1995 года за вычетом ранее оплаченной суммы в размере 217 490 180 рублей 49 копеек.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с отсутствием оснований для признания решения Департамента незаконным.
Не согласившись с указанным решением, ЗАО "Многоярусная подземная автостоянка" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Департамент городского имущества г. Москвы и привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Правительство г. Москвы считают решение суда законным и обоснованным, просят отказать заявителю в удовлетворении жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из обстоятельств дела следует, что между Департаментом и ЗАО "МПАС" заключен договор долгосрочной аренды земельного участка от 30.10.1995 N М-02-003261, расположенного по адресу: г. Москва, Сергея Эйзенштейна ул., вл. 1, для целей эксплуатации здания подземной многоярусной автостоянки для личного автотранспорта.
Между истцом и Правительством Москвы, в лице префекта СВАО г. Москвы, 05 апреля 2002 года был заключен Инвестиционный контракт N З-НЖ-2002 (далее - Контракт), предметом которого являлась реализация инвестиционного проекта строительства многофункционального комплекса.
В рамках реализации Контракта Инвестор (ЗАО "МПАС") обязался за счет собственных, заемных и (или) привлеченных средств произвести новое строительство многофункционального комплекса по адресу: г.Москва, Мира пр-т (территория перед Северным входом на ВВЦ, прилегающая к монументу В.Мухиной "Рабочий и колхозница").
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта Инвестор (ЗАО "МПАС") перечисляет Администрации в счет выкупа права долгосрочной аренды земельного участка под многофункциональный торговый комплекс 7 000 000 долларов США в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на день платежа в соответствии с графиком, согласованным сторонами.
Во исполнение условий Контракта истец перечислил по указанным Правительством Москвы банковским реквизитам денежные средства размере, эквивалентном 7 000 000 долларов США в счет выкупа права долгосрочной аренды земельного участка под многофункциональный торговый комплекс.
Кроме того, между Департаментом и ЗАО "МПАС" был заключен договор аренды от 07.08.2002 N М-02-507932 (с учетом дополнительных соглашений от 12.09.2005, от 14.04.2006) земельного участка с кадастровым номером 77:02:18011:331 общей площадью 37 564 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Мира пр-т - площадь у скульптуры Мухиной "Рабочий и колхозница" (у Северного входа ВВЦ), для целей строительства многофункционального комплекса сроком до 31.12.2008.
В последующем из земельных участков, предоставленных истцу на основании договора долгосрочной аренды для эксплуатации многоярусной подземной автостоянки (от 30 октября 1995 года) и договора краткосрочной аренды для строительства многофункционального комплекса (от 07 августа 2002 года) был сформирован единый земельный участок с кадастровым номером 77:02:0018011:1001, расположенный по адресу: г. Москва, Сергея Эйзенштейна ул., вл. 1, для целей эксплуатации здания подземной многоярусной автостоянки для личного автотранспорта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка сроком на 25 лет (до 30.10.2020).
Правительством Москвы издано постановление от 16.02.2010 N 156-ПП "О прекращении реализации Инвестиционного контракта на строительство многофункционального комплекса на территории, прилегающей к монументу В. Мухиной "Рабочий и колхозница", и внесении изменений в договор аренды земельного участка", согласно которому Департаменту предписано:
4.1. Внести изменения в договор аренды земельного участка от 30.10.1995 N М-02-003261 в соответствии с п. 3 настоящего постановления, установив максимальный предельный срок аренды земельного участка в соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве".
4.2. На основании представленных ЗАО "МПАС" документов, предусмотренных Регламентом подготовки документов Департаментом в режиме "одного окна", подготовить правовой акт об изменении в установленном порядке цели предоставления земельного участка (п. 3) для строительства в соответствии с градостроительным планом земельного участка с установлением ставки арендной платы за вычетом суммы 217 490 180, 49 руб., уплаченной ЗАО "МПАС" за выкуп права аренды земельного участка по адресу: г. Москва, Мира пр-т -площадь у скульптуры Мухиной "Рабочий и колхозница" (у Северного входа ВВЦ).
5. Предложить ЗАО "МПАС":
5.1 Уплачивать установленную арендную плату в полном объеме в сроки, определенные договором аренды земельного участка.
5.2 В 2010-2012 гг. в установленном порядке получить градостроительный план земельного участка (п. 3), осуществить инженерные изыскания и проектирование.
5.3 Получить разрешение на строительство до 2013 г., после чего в сроки, установленные проектом организации строительства в составе проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, осуществить строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объекта, а также сетей и сооружений инженерно-технического обеспечения, в том числе городского значения, необходимых для ввода объекта в эксплуатацию, за счет собственных 5 средств без компенсации из средств бюджета города Москвы.
5.4 Представить в Департамент необходимый пакет документов для регистрации права собственности города Москвы на объекты инженерного и коммунального назначения в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Москвы.
5.5 Представить в Департамент земельных ресурсов города Москвы документы, предусмотренные Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", для внесения изменений в договор аренды земельного участка.
5.6 Осуществить плату за технологическое присоединение к энергетическим сетям ОАО "МОЭСК" без последующей компенсации.
Таким образом, на основании постановления Правительства г.Москвы от 16 февраля 2010 года N 156-ПП реализация инвестиционного контракта от 05 апреля 2002 года N З- НЖ-2002 была прекращена.
Между сторонами Контракта подписано соглашение о расторжении Инвестиционного контракта с 28.07.2010 без применения к Инвестору штрафных санкций.
В договор аренды земельного участка внесены изменения.
ЗАО "МПАС" обратилось в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлением о зачете ранее оплаченной суммы за выкуп права аренды земельного участка в счет оплаты арендных платежей.
Письмом от 19.04.2017 N ДГИ-53032/17-(0)-1 Департамент отказал в зачете со ссылкой на пункт 5 Постановления от 16.02.2010.
Не согласившись с указанным решением ЗАО "МПАС" обратилось в суд.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обращаясь в суд, ЗАО "Многоярусная подземная автостоянка" просило признать недействительным решение об отказе в зачете ранее оплаченной суммы за выкуп права аренды, изложенного в письме Департамента городского имущества Москвы от 19.04.2017. Основанием для признания решения незаконным Общество указало на несоответствие его указаниям Правительства Москвы, изложенным в Постановлении от 16.02.2010 N 156-ПП, а также требованиям статьи 5 Устава города Москвы и статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статье 5 Устава города Москвы Правительство г.Москвы является высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы, который наделен полномочиями по изданию правовых актов города Москвы.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае, исходя из положений части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", а также части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", а также исходя из общих начал гражданского законодательства (ст. 8 ГК РФ), правовые акты Мэра Москвы и Правительства Москвы в области инвестиционной деятельности не создают, не изменяют и не прекращают гражданских прав и не налагают обязанности на субъектов инвестиционной деятельности при реализации инвестиционных проектов на основании договора. По своей правовой природе они имеют организационный характер, и не влияют на правоотношения сторон договора или контракта.
Инвестиционный контракт представляет собой гражданско-правовой договор, то есть соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (статья 420 ГК РФ), в связи с чем суд обоснованно указал, что правоотношения между Департаментом и ЗАО "МПАС" урегулированы гражданско-правовыми сделками, а не правовыми актами Правительства Москвы.
Поскольку постановление Правительства Москвы от 16.02.2010 N 156-ПП не изменяет и не прекращает обязательств сторон по договорам, поскольку в силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ для этого необходимо судебное решение, либо согласованная воля сторон договора (пункт 1 статьи 450, пункт 1 статьи 452 ГК РФ), суд пришел к выводу, что названное постановление Правительства Москвы от 16.02.2010 N 156-ПП не нарушает права и законные интересы Общества.
Кроме того, отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 3 Закона города Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве" (действующего до 19.12.2007), в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю", формами платы за землю в г.Москве являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии со статьей 447 ГК РФ за право на заключение договора аренды вновь предоставляемого земельного участка для коммерческих целей, а также за право на сделки с арендными правами, в соответствии с пунктом 2 статьи 615 ГК РФ, взимаются единовременные платежи одномоментно или в рассрочку.
Распоряжением Мэра г.Москвы от 26.09.1994 N 471-РМ "О плате за право заключения договора аренды земли в Москве" установлено, что при предоставлении земельных участков на стадии заключения договоров на долгосрочную и краткосрочную аренду земли за занимаемые земельные участки, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.01.1994 N 77 "О ходе работ по регистрации землепользователей и обеспечению взимания платы за землю", за предоставление права на заключение договора аренды с арендаторов земельных участков взимается плата, установленная Правительством Москвы по итогам конкурсов на право долгосрочной аренды в зависимости от срока действия договора.
Соответственно, подписывая договор аренды от 07.08.2002 N М-02-507932 и Инвестиционный контракт от 05.04.2002 N З-НЖ-2002 (реестровый N 12-004094-5201- 0050-00001-02), ЗАО "МПАС" согласилось с тем, что цена по договору аренды устанавливается из двух частей - единовременного платежа и периодической арендной платы. Правила статьи 614 ГК РФ не запрещают определять размер арендной платы подобным образом.
Несмотря на составной характер платы по договору аренды обе ее части являются единой арендной платой за владение и пользование земельным участком.
Между тем, законом и условиями договора аренды от 07.08.2002 N М-02- 507932 и Инвестиционного контракта от 05.04.2002 N З-НЖ-2002 не предусмотрено возвращение стоимости платы за выкуп права аренды, за оформление земельного участка в аренду, в связи с прекращением действия указанных договора и Контракта.
В силу части 5 статьи 453 ГК РФ, если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.
Таким образом, гражданским законодательством определено, что при расторжении договора вследствие нарушений условий договора одна из сторон может требовать возмещение убытков.
Из обстоятельств дела следует, что договор аренды от 07.08.2002 N М-02-507932 прекратил свое действие ввиду истечения срока действия договора, а Контракт расторгнут по обоюдному соглашению сторон.
ЗАО "МПАС" путем подписания указанного договора и Контракта добровольно приняло на себя обязательство по оплате права на заключение договора аренды от 07.08.2002 N М-02-507932.
Оплата права, в отличие от арендной платы, исходя из норм действующего законодательства, является единовременным платежом, который представляет собой расходы лица, заинтересованного в заключении договора, то есть в возникновении данного обязательства.
Согласно пункту 4 статьи 453 ГК РФ, стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что обязанность по оплате права выкупа аренды, ЗАО "МПАС" исполнено до момента расторжения договора аренды земельного участка от 07.08.2002 N М-02-507932.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что перечисленные денежные средства не являются платой за пользование земельным участком в течение срока действия договора, а соотносятся с обязанностью заключить договор аренды земельного участка именно в счет выкупа права аренды, в связи с чем отказ в зачете ранее оплаченной суммы за выкуп права аренды земельного участка в счет оплаты арендных платежей является законным.
Апелляционная коллегия, оценив обстоятельства дела, считает возможным согласиться с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Доказательств наличия совокупности условий для признания решения Департамента незаконным Обществом не представлено, в связи с чем оснований для признания его недействительным в суда первой инстанции не имелось.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.11.2017 по делу N А40-128217/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.