город Ростов-на-Дону |
|
15 февраля 2018 г. |
дело N А53-8454/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Каплюка Сергея Владимировича
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 14.09.2017 по делу N А53-8454/2017 (судья Корецкий О.А.)
по иску Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми
к ответчику индивидуальному предпринимателю Каплюку Сергею Владимировичу
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,
общества с ограниченной ответственностью "НЕМОС",
о взыскании стоимости причиненного вреда,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Каплюку Сергею Владимировичу (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании убытков в размере 171 772 руб. 92 коп.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ответчика в пользу истца взыскано 171 772 руб. 92 коп. убытков, 6 153 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на момент причинения вреда автомобиль находился в аренде у ООО "НЕМОС", в связи с этим, общество является ненадлежащим ответчиком по делу. В дополнениях к апелляционной жалобе предприниматель ссылается на отсутствие полномочий у истца по взысканию ущерба.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и представленных сторонами пояснений, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, в результате проведения весового контроля на ПВК автодороги "Обход г. Сыктывкара" (09 км) 13.04.2015 установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом марки МАН 19.372 с регистрационным знаком С745РМ 161 и прицепом марки Кроне SDP 27 с регистрационным знаком РО1037 61, находящихся во владении предпринимателя и под управлением водителя Трифонова А.Н., с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид перевозок, а именно осуществлено превышение установленных предельных значений осевой нагрузки транспортных средств.
По результатам взвешивания составлен акт контроля весовых параметров транспортного средства от 13.04.2015 N С-82, согласно которому превышены допустимые осевые нагрузки транспортного средства.
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства, собственником названного автотранспортного средства является Каплюк С.В.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок, транспортного средства, Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми произведен размер суммы ущерба, причиненным дорогам общего пользования регионального и/или муниципального значения Республики Коми, сумма ущерба составила 171 772 руб. 92 коп.
Копия акта N С-82 от 13.04.2015 вручена водителю Трифонову А.Н.
Сумма ущерба в добровольном порядке не уплачена, в связи с чем, Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения. Условием получения специального разрешения является согласование маршрута транспортного средства и возмещение вреда, причиняемого транспортным средством (часть 3 статьи 31 Закона N 257-ФЗ).
В статье 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков.
Согласно части 2.1 указанной статьи временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам.
Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17.07.1998 N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", тяжеловесный груз это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2 к указанному постановлению.
Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272).
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации на основании пункта 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля.
В соответствии с пунктом 2.2.2 указанного Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно пункту 1.2 Порядка взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
На дату причинения вреда, органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республики Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми являлось Дорожное агентство Республики Коми.
В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 03.11.2015 N 115 "Об органах в системе исполнительной власти Республики Коми" принято решение о реорганизации в форме присоединения Дорожного агентства Республики Коми к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми. При этом образованное в результате указанной реорганизации Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми становится полным правопреемником по всем правам и обязанностям Дорожного агентства Республики Коми. Постановлением Правительства Республики Коми от 28.12.2015 N 574 утверждено Положение о Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми. В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 17.10.2016 N 123 "О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми" принято решение о переименовании Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми.
В отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 934, пункт 2 части 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ).
Нарушение правил перевозки тяжеловесного груза было произведено в период временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми, введенного приказом Дорожного агентства Республики Коми от 31.03.2015 N 88.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что учреждение является лицом, уполномоченным собственником, в соответствии с установленными муниципальными правовыми актами осуществлять содержание и обслуживание автомобильных дорог во вверенных территориях.
В целях осуществления весового контроля транспортных средств на территории Республики Коми созданы пункты весового контроля (ПВК) на автодорогах Обход г.Сыктывкара (9 км), Сыктывкар - Ухта (314 км - пост ГИБДД), а также передвижные пункты весового контроля (ППВК).
Весовой контроль на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми осуществляется с использованием весового оборудования.
В результате взвешивания устанавливаются фактические весовые характеристики транспортного средства и определяется их соответствие допустимым весовым параметрам.
В случае превышения предельных допустимых значений массы и (или) осевых нагрузок транспортного средства составляется акт контроля весовых параметров, в котором фиксируются все существенные условия, необходимые для расчета сумм платы за провоз тяжеловесного груза.
Результаты взвешивания оформляются актом по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125.
В данном случае взвешивание производилось на весовом оборудовании: CAS RW-15-2P N 031167324/1, N031167324/2, весы действительны до 22.04.2015.
Согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных, грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причиненный автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов.
Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы ссылается на нахождение спорного транспортного средства в период весового контроля в пользовании ООО "Немос" на основании договора аренды транспортных средства с экипажем от 06.03.2015.
По условиям договора аренды транспортных средств от 06.03.2015 Каплюк С.В. (арендодатель) предоставляет ООО "Немос" (арендатор) во временное владение и пользование транспортное средство за плату, а также оказывает арендатору своими силами услуги по управлению транспортом и его технической эксплуатации: грузовой тягач седельный MAN 19.372, регистрационный знак С745РМ 161,1991 года выпуска, цвет белый, идентификационный номер (VIN) WVAF021719М137352, п/прицеп бортовой тент KPOHE SDP27EE, цвет серый, регистрационный знак РО103761.
В соответствии с пунктом 7 договора арендодатель обязался предоставить арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспорта с обеспечением его нормально и безопасной эксплуатации в соответствии с целями договора, указанными в п.1 настоящего договора.
Согласно пункту 16 договора арендная плата составляет 30 000 руб.; плата за предоставляемые услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации в размере 20 000 рублей.
Срок действия договора установлен с 06.03.2015 по 15.05.2015 (с момента подписания и имеет силу акта приема-передачи (пункт 4).
Как было указано ранее, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Заявитель жалобы ссылается на то, что поскольку фактически транспортное средство находилось во владении ООО "Немос" возмещение вреда не может быть произведено за счет предпринимателя.
Вместе с тем, доказательств передачи транспортного средства ООО "Немос" в материалы дела не представлено.
В деле отсутствуют заявки на оказание услуг по перевозке, какая-либо переписка между ООО "Немос" и индивидуальным предпринимателем Каплюк С.В.
Доказательств того, что в момент взвешивания водитель Трифонов А.Н. действовал по поручению и интересах ООО "Немос", не представлено.
Документы, составленные в ходе весового контроля, путевой лист, а также протокол об административном нарушении имеют информацию только о том, что Трифонов А.Н. является работником индивидуального предпринимателя Каплюк С.В.
При этом в деле отсутствуют документы по заключению названного договора аренды транспортного средства (с экипажем) (предложения, оферта, акцепт, письма по обсуждению условий договора), переписка, связанная с исполнением договора, заявки на осуществления конкретных перевозок, в том числе спорной, претензии арендодателя в связи с отсутствием оплаты или доказательства оплаты.
Настаивая на том, что ответчиком по настоящему делу о возмещении вреда автомобильным дорогам должно быть ООО "Немос", Каплюк С.В. не обосновал, в силу каких причин в ходе проведения проверки груза он, являясь собственником транспортного средства, не сообщил о фактическом владельце транспортного средства, а также не представил доказательства оформления путевого листа, что характерно при перевозках, осуществляемых юридическими лицами.
Проверить фактическое наличие отношений по аренде транспортного средства с экипажем между предпринимателем и ООО "НЕМОС" в настоящее время не представляется возможным, так как общество не обладает надлежащим адресом, по которому его можно известить, явку представителей в судебное заседание не обеспечивает.
Судом установлено, согласно сведениям из ЕГРЮЛ по состоянию на 28.11.2017 адресом ООО "НЕМОС" является Московская область, г. Одинцово. Между тем, в материалах дела имеется следующий адрес общества: Московская область, г. Одинцово, Можайское шоссе, 94. По указанному адресу расположен многоквартирный дом.
Определениями суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области (43409, Московская обл., г. Красногорск, ул. Бр. Горожанкиных, 2а) предоставить сведения об адресе общества с ограниченной ответственностью "НЕМОС" (ИНН 5032075400, ОГРН 1035006462314) с указанием улицы, номера дома, офиса. Инспекция направила ответы от 17.01.2018 N 03-11/001234 и от 05.02.2018 N 03-11/003347, согласно которым запрошенные сведения предоставить невозможно в связи с их отсутствием.
Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена безусловная обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов. Водитель при проведении взвешивания не представил разрешения на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
С учетом изложенных выше обстоятельств, вред автомобильным дорогам причинен индивидуальным предпринимателем Каплюк С.В., осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов без соответствующих разрешений, в связи с чем требование о взыскании с Каплюк С.В. ущерба в размере 171 772 рубля 92 коп. обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке и размерах, установленных статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2017 по делу N А53-8454/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.